Авторство в искусстве (от лат. аutor – виновник, учредитель, основатель, податель мнения) – понятие, выражающее специфическое отношение к произведению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
Advertisements

Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Симонова Т.Г. МОУ СОШ 3 г.Тарко-Сале Литература как предмет эстетического цикла Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Искусство и духовная жизнь
РОМАНТИЗМ Понятие романтизма Романтизм (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIIIXIX веках, представляющее собой реакцию.
Литературоведческий анализ текста как средство литературного развития учащихся начальных классов Подготовил: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1»
Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Караваджо. Шулеры, 1596, Музей Кимбелла, Форт Уорт Веласкес. Триумф Вакха, 1629 Музей Прадо, Мадрид.
Над сочинением. Школьное сочинение предусматривает анализ художественного произведения - его научное исследование, цель которого раскрыть содержание литературного.
{ Тема 9. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина, достоверность и заблуждение. Выполнила: студентка 109 группы Носова Мария.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
СТИЛЬ –1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора.
Ценность – положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека,
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Золотой век русской литературы. Романтизм как литературное направление начала 19 века. Материалы к уроку.
Транксрипт:

Авторство в искусстве (от лат. аutor – виновник, учредитель, основатель, податель мнения) – понятие, выражающее специфическое отношение к произведению искусства как к лично «сотворенному» его создателем (автором) и ему «принадлежащему».

Отношение это, ставшее в современном мире нормой и приобретшее наряду с эстетическими также моральные и юридические аспекты (так называемое авторское право), отнюдь не является обязательным для любой эпохи. Свидетельством тому многочисленные примеры анонимности архаического художественного творчества. Авторство возникает как плод исторического развития и не остается неизменным.

Первоначально реальное или чаще условное авторство осмысляется как авторитет человека (оба слова не случайно этимологически связаны между собой): чтимое имя прикрепляется к чтимому тексту («Гомеровы» поэмы и гимны, «Соломоновы» притчи и т.п.), к формам и даже орудиям художественной деятельности как освящающая санкция. Представление о личном авторитете связано с древними традициями обучения через контакт учителя и ученика и с практикой наследственных корпораций мастеров и «ведунов».

Прогрессирующее отделении художественной культуры от культа в античности, а по примеру античности – в эпоху Возрождения ведет к подъему и закреплению концепции Авторства как неповторимой характерности индивидуальной манеры художника. Однако до тех пор, пока сохраняло силу нормативистское понимание творчества, в последний раз обострившееся в эстетике классицизма, авторство мыслилось соотнесенным с нормой жанра. Отсюда представление о подражательном «соревновании» творческой личности с ее предшественниками, искусство которых нужно превзойти в игре по тем же правилам.

Только романтизм, отказавшись от этого представления, пришел к пониманию художника как творца всей тотальности сотворенного, как гения (в идеале), не только решающего, но и ставящего задачи в искусстве, а тем самым - к выявлению всех внутренних противоречий понятия «Авторство в искусстве». Романтическая мысль провозгласила абсолютную суверенность автора и одновременно впервые осмыслила явления безавторского творчества в сферах мифа, фольклора и архаической культуры. Она крайне сблизила «художника» и «человека», побудив Байрона, Новалиса, М.Ю.Лермонтова материализовать мотивы своего творчества в своей жизни и смерти, но она же фиксировала контраст «художника» и «человека» в «романтической иронии».

Декадентство жило утрировкой романтической концепции авторства. Художник предстает в декадентстве как обесчеловеченный человек, отказавшийся от всех человеческих связей и живущий абсолютным творчеством – созиданием красоты «из ничего», жрец своего «Я» и одновременно безличный медиум. Своеобразной реакцией на гипертрофию индивидуалистического понимания авторства были попытки отменить авторство как таковое и декретировать коллективность художественного творчества (принципиальная анонимность первой публикации поэмы Маяковского « »).

Неконструктивность их очевидна. Объективный характер имеют присущие понятию «авторство» противоречия – между личным и внеличным в акте художественного творчества и между «человеком» и «художником» в личностном самоопределении автора. С одной стороны, творчество возможно лишь при условии включения в творческий акт личности художника в ее глубинных, отчасти не осознаваемых аспектах. С другой стороны – общезначимость художественного произведения достигается тем, что в творческом акте происходит как восприятие художником сильных внеличных, общественных, общечеловеческих импульсов, так и переработка личных импульсов, в идеале без остатка переводящая их во внеличный план.

Личность человека, стоящая за художественным произведением, одновременно тождественна и нетождественна входящей в художественное целое фигуре автора (эта проблема обусловила необходимость появления в теории искусства таких понятий, как «лирический герой», и т.п.) Человеческая судьба, оплачивающая своим жизненным трагизмом творческий акт, служит гарантией нешуточности обращенного к людям художественного сообщения.

Но если «человек» должен расплачиваться за «художника», то этика творчества и его смысл воспрещают противоположную ситуацию, когда «художник» извлекает из творческого акта собственный интерес, эксплуатирует творчество ради корыстной компенсации личной ущемленности, какой бы тонкой не была эта корысть. Осуждая отношение к творчеству, игнорирующее его общественную значимость, Г.Флобер с презрением говорил о художнике, с точки зрения которого «музыка создана для серенад, живопись для портретов, а поэзия для сердечной услады».