Основные требования к условиям обитания и учебы детей и подростков Лектор - ст. препод. Голка Н.В.
н аличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. Критерии оценки состояния здоровья
Физическое развитие оценивают по трем критериям: 1) Соматоскопические критерии Состояние костно- мышечного аппарата Формы грудной клетки, спины Степень полового созревания
Основные виды осанки Основные виды осанки (а – лордотическая ; б – кифотическая ; в – правильная ; г – сутулая ; д – выпрямленная)
Методика измерения глубины физиологических изгибов позвоночника и основные виды сколиозов Методика измерения глубины физиологичных изгибов позвоночника (1) но основные виды сколиозов (2) (1–4 – длина позвоночника; 2 – шейный изгиб; 3 – поясничный изгиб; а – грудной правосторонний; б – общий левосторонний; в – S–образный)
Искривление позвоночника
Сколиозиметр
Формы грудной клетки
Плантография
Определение плоскостопия
Формы нижних конечностей
2) Соматометрические критерии Длина тела и отдельных его частей Масса тела Диаметры и окружности 3) Физиометрические критерии( ЖЕЛ, сила мышц рук и спины)
Оценка физического развития 1) метод сигмальных отклонений 2) оценка физического развития по шкалам регрессии 3) комплексный метод 4) центильный метод
Профиль физического развития
Гигиенические требования к планированию, благоустройству, оборудованию детских дошкольных учреждений и школ Основными гигиеническими принципами проектирования детских дошкольных учреждений являются: - соблюдение групповой изоляции; - создание благоприятного воздушно-теплового режима; - обеспечение оптимального освещения и инсоляции; - обеспечение условий для двигательной активности детей; - создание условий для организации рационального питания; - объединение помещений по функциональному назначению.
Основными гигиеническими принципами проектирования общеобразовательных школ является: - обеспечение благоприятных условий для учебно- воспитательного процесса; - обеспечение оптимального светового режима; - создание условий для физического воспитания; - создание условий для работы групп продленного дня; - обеспечение условий для организации рационального питания учеников; - создание условий для отдыха детей и подростков; - создание условий для организации культурно-массовой работы.
Детские учреждения К детским учреждениям принадлежат: детские дошкольные - (ясли, детские садики) детские образовательные учреждения - (общеобразовательные и специализированные школы лицеи, гимназии разного типа) Внешкольные - (дворцы, дома детей и юношества, летние лагеря и т.п.).
Требования к земельному участку Земельные участки должны отвечать гигиеническим нормативам: размещать в экологически самых пригодных местах на определенном отдалении от источников загрязнения атмосферного воздуха и от источников шума и больших транспортных магистралей.
Застройка учебно-воспитательных заведений осуществляется по трем основным системам: компактной (централизованной) блочной (секционной) павильонной (децентрализованной).
Высота зданий общеобразовательных школ не должна превышать трех- четырех этажей
В составе школьных зданий должны быть предусмотрены 3 группы помещений : основные (учебные кабинеты, классные комнаты, лаборатории, учебные мастерские, спортивный зал) вспомогательные (библиотека, рекреационные помещения, столовая, буфет, актовый зал, амбары, складские помещения, туалеты и др.) служебные (кабинеты для администрации, учительские, медицинский кабинет и др.) помещения.
Требования к классной комнате Наилучшая форма классной комнаты прямоугольная (ширина 66,3 м, длина 88,4 м) с соотношением ширины к длине - 3:4. Расстояние от первого ряда парт к доске должно составлять 1,6 2 м, высота потолка З3,5 м. Размещение окон предпочтительно левостороннее.
Основные размеры школьной парты (1 – высота переднего края стола; 2 – высота заднего края стола; 3 – ширина горизонтальной части крышки; 4 – ширина наклонной части крышки; 5 – высота сидения; 6 – глубина сидения; 7 – ширина сидения; 8 – дистанция спинки; 9 – дистанция сидения; 10 – дифференция)
Дистанция сидения Дистанция сидения (расстояние от заднего края стола к переднему краю сидения в горизонтальной плоскости) должна быть отрицательной, то есть сидение стула должно заходить за край стола на 34 см (для группы А), 5б см (для групп Б и В) и 78 см (для групп Г и Д).
Разные варианты дистанции сидения (А – отрицательная; Б – нулевая; В – положительная)
Положение тела при малом (а) и большом (б) размере дифференции
Правильная и неправильная посадка Правильная (а) и неправильная посадка (бсидение за низким столом; в, г- сидение за высоким столом).
Санитарно-гигиеническое наблюдение за расписанием занятий Основными элементами санитарно-гигиенического наблюдения за расписанием занятий является определение соответствия распределения и чередования предметов на протяжении учебного дня и учебной недели состоянию здоровья и морфофункциональным возможностям организма детей и подростков, учет особенностей физиологической кривой работоспособности учеников, изучение степени сложности предметов и характера их взаиморасположения (наличие сдвоенных уроков по одному предмету, размещение рядом уроков по предметам, похожих по содержанию или по виду деятельности, например, родной язык и иностранный язык, алгебра и геометрия и т.п.).
Санитарно-гигиеническая оценка урока трудового обучения Санитарно-гигиеническая оценка урока трудового обучения школьников предусматривает проведение хронометражных наблюдений, осуществление контроля за характером, режимом и условиями обучения, определения соответствия оборудования мастерских росту учеников, оценку функционального состояния детей и подростков в ходе трудовой деятельности.
Санитарная экспертиза полиграфического оформления школьных учебников Санитарная экспертиза полиграфического оформления школьных учебников предусматривает определение общих сведений об учебном пособии (автор, название, место и год издания, назначение), характеристика бумаги (цвет, особенности поверхностей, матовость, полупрозрачность), шрифта (гарнитура, высота основных штрихов, толщина, расстояние между штрихами), набора (расстояние между буквами и словами (аппрош) и строчками (интерлиньяж), длина строки, ширина полей, однотипность шрифта, наличие петита и курсива, плотность набора), печати (четкость, интенсивность, равномерность), внешнее оформление (масса, габариты, формат,).
Санитарная экспертиза детской игрушки Санитарная экспертиза детской игрушки предопределяет необходимость определения общих сведений об игрушке, ее размерах, массе, форме и прочности, материале, из которого она изготовлена, запах, прочность фиксации красителей, характеристики оптических свойств, силы звука, электростатического напряжения и бактериального загрязнения изделия.
Контрольные вопросы Профилактика сколиозов у детей Требования к школьному расписанию Ответы просьба отсылать