Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. Литература Общая теория статистики. Любое издание Общая теория статистики. Любое издание Мазур Л.Н. Методы.
Advertisements

Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. Понятие абсолютных показателей Выражают размеры (объемы) явлений и процессов Выражают размеры (объемы)
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. План лекции 1. Понятие абсолютных показателей 1. Понятие абсолютных показателей 2. Понятие относительных.
Лекция 2 Аналитические возможности статистических показателей для анализа экономической информации о предприятии ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА.
Семинар 1 Измерение качества образования. Измерение образованности ЗАДАНИЕ 1. Разработать систему заданий для оценки образованности по указанной преподавателем.
Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает численное выражение в определенном масштабе.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 © Пузанова Ж.В. Семантический дифференциал.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Сенситивные вопросы и проективные методики.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Общественное мнение ПР 1.Общественность и её мнение 2.Суть общественного мнения 3.Установка и общественное мнение 4.Изучение общественного мнения 5.Типы.
Проблема измерения в социологии Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г. Лекция 6. Сравнение двух выборок 6-1. Гипотеза о равенстве средних. Парные выборки 6-2.Доверительный.
Рекомендации к выполнению заданий части С 6 ЕГЭ по обществознанию.
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. литература Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Ковальченко И.Д. Методы.
Лекция 16. Прогнозирование политических процессов.
Показатели вариации признака 1. Абсолютные показатели вариации; 1.1 Размах вариации; 1.2 Среднее линейное отклонение; 1.3 Среднее квадратическое отклонение;
Транксрипт:

Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013

Построение шкалы суммарных оценок Р.Лайкерт (R.Likert) (Ликерт) гг. для измерения расовых, национальных установок Шкала типа шкалы Лайкерта - процедура измерения, алгоритм ее получения, «линеечка» (шкалирование) для измерения социальных установок Отношение женщин к детям (В.А.Ядов) Отношение мужчин к «умным женщинам» (Г.Г.Татарова) Отношение студентов к учебе (м.б.) Отношение к «новым русским» (м.б. олигархам) Признак носит латентный характер; Затруднительно использование логических (аналитических) индексов... Сочиняется совокупность безличных суждений/ утверждений, согласие / несогласие с которыми характеризует социальную установку... Например...

Суждения для шкалы суммарных оценок (пример) Суждения полностью согласен скорее согласен и да, и нет скорее не согласен не согласен 1. (-) Национализм - отвратительное явление сегодняшней жизни (+) Национализм выражает любовь к своей родине (-) Национализм и интеллигентность несовместимы (-) Национализм - это уголовно- наказуемое преступление (+) Национализм является стимулом развития культуры (+) Национализм - единственное противодействие глобализации сегодня (+) Национализм является выражением любви к своему народу (-) Культурный человек не может быть националистом (-) Поддержка национализма может привести к войне (+) Национализм основывается на знании истории и культуры своего народа 12345

Для получения оценки социальной установки респондента баллы суммируют по всем суждениям (шкала суммарных оценок) шкала: min 10 («националисты») – max 50 («интернационалисты»). Трудности – вопросы при разработке этой шкалы как приема измерения: как выбирать суждения? как проверить пригодность суждения? как доказать правомерность операции сложения баллов? какие необходимо выполнить требования, чтобы воспользоваться этим приемом измерения? -1) равноправность суждений, т.е. каждое суждение вносит одинаковый вклад в итоговую оценку. -2) уверенность в существовании одномерной шкалы, одномерного континуума значений измеряемой социальной установки. Требования достаточно жесткие, поэтому шкала обоснованно применяется достаточно редко…

Относится к процедурам измерения одномерного континуума (логический квадрат, шкала Лайкерта (придумывание суждений, теоретически необоснованное суммирование) Предложена Л.Терстоуном и Ю.Чейвом для измерения отношения к церкви (1929) (т.е. возможно существование «одномерности») Шкала Терстоуна, метод равнокажущихся интервалов, шкала равных интервалов…

1.Формирование совокупности суждений 2.Деление суждений на группы 3.Анализ единодушия экспертов 4.Отбор суждений в шкалу Для сравнения: шкала Лайкерта : 1)Формирование суждений 2)Пилотаж

Эксперты (часть ген.совокупности) придумывают суждения, согласие / несогласие с которыми говорит об отношении к чему-либо (объекту, явлению, процессу) (+ или -). E.g. национализм (как социальное явление): Национализм - отвратительное явление сегодняшней жизни Национализм является стимулом развития культуры Национализм и интеллигентность несовместимы Национализм является выражением любви к своему народу

Отношение к соблюдению законности (Ядов В.А.): Законы следует соблюдать во всех случаях Бывают обстоятельства, когда нарушение определенного законодательного положения допустимо Если бы наказания за соблюдение законов были более строгими, нарушений бы не было Я не очень беспокоюсь о нарушении закона, если никто об этом не сможет узнать… Отношение к учебе на соц.факультете (Толстова Ю.Н.): Перед сном я всегда читаю книгу по социологии Я поступил на соц.фак. только потому, что на этом настаивала мама Я не пропускаю ни одной лекции…

Число суждений (м.б. несколько 100) Количество экспертов (м.б ) Суждения должны быть качественно разнообразны (однородность объекта, креативность, управление процессом выдвижения, «добор» экспертов): Не должны быть суждения, не имеющие отношения к измеряемой установке (или могут согласиться люди с разными взглядами…) Суждения должны быть однозначны и понятны Должны выражать сиюминутную психологическую установку, которая не должна смешиваться с отношением к тому же объекту в прошлом по Ядову В.А.

Эксперты раскладывают карточки с суждениями на отдельные группы («ящички») - 11 (Терстоун), м.б. 9, 7… (представляя, что расстояние между группами одинаково). М.б. «пустые» коробочки… (плохо) Номер суждения Градации шкалы …

Мнение экспертов по каждому суждению рассматривается отдельно Описание поведения суждения Интерпретация единодушия экспертов через баллы : 60% присвоили балл 5 и ниже, 90% - 6 и ниже Градации шкалы Число экспертов, отнесших суждение к градации Относительная частота в % Накопленная частота

По каждому суждению высчитывается значение медианы (Ме) и квартильного размаха (половина интервала, вокруг которого сосредоточено 50% экспертов) Ме = 4,8, R= 0,8

По каждому суждению – Ме и R Группируем суждения по «близости» медиан к соответствующим градациям шкалы (11) S 4 S 12 S 7 Отбираются суждения с min R из каждой группы Сколько суждений оставить? (11?) Результат – готовая шкала в виде совокупности суждений с их Ме («линеечка» для измерения) «раскидываются» по анкете (согласие респондента – значение Ме соответствующего суждения) Ме медиан или ср.арифм. из медиан

Простота Трудоемкость Качество Порядковый– метрический уровень измерения Удобство для респондента

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М С.44-60, (или Гл. 5, гл в др. переизданиях) Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М С Ядов В.А. Стратегия… М С (использование судей для отбора пунктов в шкалу равных интервалов Терстоуна) Рабочая книга социолога…Соотв.главы

Придумать пример использования шкалы суммарных оценок ))). Обосновать Найти и вспомнить формулы расчета медианы и квартильного размаха Провести оценку суждений (Me, R) суждений для измерения соц. установки по Терстоуну в собственном примере ( можно использовать суждения из примера 1)