Методсовет ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Руководитель МС: Г.Ш. Вафина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО.
Advertisements

Использовании индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе. Ганаева С.Л. МОУ «лицей 10» 2010 г.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Основные требования ФГОС: системное развитие учащихся и становление умения учиться Формирование, наряду с предметными умениями, личностных и метапредметных.
Преемственность в формировании регулятивных УУД обучающихся начальной и основной школы на уроках окружающего мира и истории.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Стандарты второго поколения. Принципы: Открытость и демократичность Открытость и демократичность Вовлечение представителей профессионального сообщества.
Критерии и формы оценивания достижений учащихся в портфолио выполнила Ладо Н.А. учитель МОУ гимназии 9.
Формирование регулятивных умений. Формирование регулятивных УУД положительно отражается на качестве освоения предметного содержания.
Оценивание является постоянным процессом. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования. Оценивать.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Использовании индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
Стандарты второго поколения в системе ДО. Принципы: Открытость и демократичность Вовлечение представителей профессионального сообщества Последовательное.
Оценивание достижений учащихся 5 –х классов на уроках математики.
Критериальный подход в системе оценивания учащихся Учитель МБОУ «СОШ 1» Бараковская Т.И.
Модельный семинар «Система оценивания планируемых результатов в условиях реализации ФГОС второго поколения.»
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Методика внутренней оценки достижений обучающихся. Круглый стол (апрель, 2011 год)
Система оценивания учащихся на уроках информатики в начальной школе Змеев С.П. учитель информатики МБОУ МО г. Нягань «НОШ 11»
Мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Транксрипт:

Методсовет ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Руководитель МС: Г.Ш. Вафина

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов: 1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов: 2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов: 3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. 4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов: 5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

- лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком; - листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе; - листы наблюдений и др. - лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком; - листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе; - листы наблюдений и др. Методы системы оценивания,при безотметочном обучении:

1. Листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса). 2. Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов. 3. Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики. Совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:

Лист наблюдений. I. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как: - приобретение знаний, - понимание знаний, - применение знаний, - анализ, - синтез, - оценка, самооценка - диалектичность мышлений, - метазнание

II. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков: - способность принимать ответственность; - способность уважать других; - умение сотрудничать; - умение участвовать в выработке общего решения; - способность разрешать конфликты; - способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся

III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков: - слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); - говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); - чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); - письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник) Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях: - совместного обсуждения; - групповой и индивидуальной презентации; - авторского собеседования; - неформального общения в связи и по поводу прочитанного, они дополняются само- и взаимооценками учащихся работы в группе

IV. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: - формулировать вопрос, ставить проблему; - вести наблюдение; - планировать работу; - собрать данные; - зафиксировать данные; - упорядочить и организовать данные; - представить результаты или подготовленный продукт Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях: - направляемого учителем мини-исследования; - группового мини-исследования; - самостоятельного мини-исследования; дополняются самооценкой учащихся

Планируемые результаты освоения учебной программы по математике Класс ________ Классный руководитель Класс ________ Классный руководитель Раздел «Числа и величины» Планируемый результат Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона Устанавливать закономерность, по которой составлена числовая последовательность Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку Читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними ит.д. Ф.И. обучающегося _______________________________ Ф.И. обучающегося _______________________________

Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку Класс ________ Классный руководитель_________________________ Класс ________ Классный руководитель_________________________ Содержательная линия Содержательная линия Система языка Раздел. Фонетика и графика. Умения Система языка Раздел. Фонетика и графика. Умения Различать звуки и буквы Различать звуки и буквы Различать гласные и согласные звуки Различать гласные и согласные звуки Различать твердые и мягкие согласные звуки Различать твердые и мягкие согласные звуки Различать звонкие и глухие согласные звуки Различать звонкие и глухие согласные звуки Характеризовать заданный звук Характеризовать заданный звук Группировать звуки по заданному основанию Группировать звуки по заданному основанию Знать последовательность букв в русском алфавите Знать последовательность букв в русском алфавите Пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации Ф.И. обучающегося _______________________________ Пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации Ф.И. обучающегося _______________________________

Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Главная цель педагогической деятельности - это формирование саморазвивающе йся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах нужно начинать с выработки основных правил. Должно достигаться: - полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других; - терпимость, дружелюбие: - никто не имеет права критиковать ошибки товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

.В процессе выполнения задания, у учащихся формируются универсальные учебные действия: в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (ответы на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема(формируются коммуникативные УУД ). Например: Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному (проводится опыт с комментированием).

. На этом этапе урока развиваются УУД во всех сферах: - личностные (формирование интереса) - регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка) - познавательные (наблюдения и выводы, работа с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта) - коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы…)

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;

Межпредметные связи с уроками русского языка и музыки - Как называется дождь, который льёт как из ведра? - Какой дождь называется ситничек? - Что за дождь косохлёст? - Какой дождь мы называем грибной?

На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке? К слову дожди подберите родственное слово. И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.

Перед детьми возникает новая проблема: - Знаете ли вы, почему дождь бывает косой? - Откуда появляется ветер? - Почему он дует? Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…» - Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся воздух. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока служит задание: Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получает в подарок капельку дождя.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке? - Чему научился? - За что себя можешь похвалить? - Над чем еще надо поработать? - Какие задания тебе понравились? - Какие задания оказались трудными? - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

В конце года для родителей с ребенком готовится «Папка достижений». В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д. ученик может сам написать немного о том, что дал ему первый год школьной жизни.

Литература 1.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). 2.Работаем по-новому! Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы / Н.Ф. Дик. Ростов н/Д : Феникс, с. (Начальная школа). 3.Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я., А.Я. Горбылёва. М.: АРКТИ, с. (Школьное образование). 4.Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. М.: ОИРО, с. 5.Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? / А.Б. Воронцов. Вопросы психологии с Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). 2.Работаем по-новому! Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы / Н.Ф. Дик. Ростов н/Д : Феникс, с. (Начальная школа). 3.Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я., А.Я. Горбылёва. М.: АРКТИ, с. (Школьное образование). 4.Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. М.: ОИРО, с. 5.Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? / А.Б. Воронцов. Вопросы психологии с.75.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!