ТЕМА 13 СТРАНА СОВЕТОВ В 20-30гг.: НЭП КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ II МИРОВАЯ ВОЙНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГГ.. За годы Первой мировой и Гражданской войн Россия потеряла более четверти своего национального богатства. Национальный.
Advertisements

Взгляды большевиков на национально- государственное устройство С одной сторонысчитали, что Россия должна быть единой и нераздельной республикой с твердой.
"Советская страна в годы НЭПа". Цель: Сформировать представление о характерных чертах социально- экономической политики Большевиков в Советской России.
Работа Беляевой Л.Е. учителя истории МОУ Мышкинская СОШ 2010г.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.. Обстановка в стране - причины НЭП. Политика ВК привела к полному развалу. Экономический и социальный кризис. НАСЕЛЕНИЕ.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.. Обстановка в стране - причины НЭП. Политика ВК привела к полному развалу. Экономический и социальный кризис. НАСЕЛЕНИЕ.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Фатеева Т.А., учитель истории МБОУГ 20 г.Тулы Prezentacii.com.
Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
Цели урока: выявить причины перехода к новой экономической политике; раскрыть сущность новой экономической политики. Задачи урока: показать отношение.
Гражданская война и интервенция завершилась победой большевиков. Но в 1921 году большевики отказались от политики «военного коммунизма». Главные вопросы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Клюквинская средняя общеобразовательная школа Верхнекетский район Томская область УРОК ИСТОРИИ В.
План: 1. Представление о НЭПе. 2. Причины перехода к НЭПу. 3. Характеристика основных мероприятий НЭПа.
Новая экономическая политика большевиков. Создание СССР. История 9 класс Учитель: Куран Е.В.
Подготовил: учитель высшей категории МОУСОШ 2 Радачинская Таисия Михайловна.
Тест по истории (9 класс) по теме: Тест по теме : "НЭП".
СССР на пути строительства нового общества.. План: 1. Причины перехода к НЭПу. Направления НЭПа. 2.Экономические итоги НЭПа. 3.Советское общество в годы.
«Политика «военного коммунизма» и НЭП» Учитель: Чистякова Н.Ф. МОУ Винницкая СОШ 12.
Экономическая политика Советов: «Военный коммунизм» «Военный коммунизм» Причина: Причина: а) недовольство деятельностью комбетов, конфликты.
ПЛАН: Формирование новой власти Первые постановления новой власти. Декрет «о земле» и «о мире» Конституция 1918 года Преобразования в социальной сфере.
Презентация к уроку по истории (11 класс) по теме: Причины перехода советского государства от военного коммунизма к НЭПу
Транксрипт:

ТЕМА 13 СТРАНА СОВЕТОВ В 20-30гг.: НЭП КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ II МИРОВАЯ ВОЙНА

За годы Первой мировой и Гражданской войн Россия потеряла более четверти своего национального богатства. Национальный доход сократился к 1920 г. в 2,75 раза по сравнению с 1917г. Объем валовой продукции мелкой промышленности снизился к 1920 г. до 43% довоенного времени, валовой сбор зерновых – до 67%. Сокращение добычи угля и нефти до уровня XIX века. Полнейший упадок транспорта.

Людские потери в Гражданской войне от 4 до 10 млн. человек. Около 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Численность населения страны к 1921 г. не превышала 135 млн. человек. Истощение и недоедание способствовали распространению болезней и эпидемий Детская беспризорность – 7 миллионов

Продразверстка в деревне неумолимо способствовала сокращению посевных площадей. Спасаясь от голода, многие рабочие промышленных центров уходили в деревни. Массовая демобилизация обострила трудности в стране. Сокращение валовой продукции сельского хозяйства – 67% от довоенного. Резкое сокращение посевных площадей. Обнищание населения. В начале 1921 г. не осталось ни одной губернии, не охваченной крестьянской партизанской войной.

Попытки выйти из кризиса 1920г. – создание Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО, Г.М. Кржижановский). План выхода из кризиса (10-15лет): строительство электростанций опережающее развитие электроэнергетики, индустриализация (строительство предприятий), развитие транспортной системы страны.: строительство 30 районных электрических станций 1927 году Сталинградский тракторный завод. освоение Кузнецкого угольного бассейна, возникновение нового промышленного района. Выработка электроэнергии в 1932 г. по сравнению с 1913 г. увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд. кВт·ч. Электроэнергия стала применяться в сельском хозяйстве: в мельницах, кормовых резцах, зерноочистительных машинах, на лесопилках и т.

Но по-прежнему используются методы «военного коммунизма», жесткая централизация всех ресурсов в руках государства. Доведенное до отчаяния население задумывалось о «третьей революции». В гг. По Советской России прокатилась волна рабочих забастовок и крестьянских восстаний под лозунгом «Советы без коммунистов» Восстание в Кронштадте (март 1921г.) Восстание крестьян в Тамбовской губернии (лето 1920 г.)

Кронштадтский мятеж был расценен как опасный политический кризис, который Ленин считал страшнее Деникина, Колчака и Юденича вместе взятых. Лозунги восставших совпали с лозунгами меньшевиков и эсеров. Ленин, осознав опасность ситуации сделал два вывода: надо идти на соглашение с крестьянами, ужесточить борьбу с оппозицией, вплоть до ее полного уничтожения. Допрос пленного матроса в штабе подавления Кронштадтского мятежа.

X съезд РКП(б) (март 1921 г.) Продразверстка заменена продналогом, который был в 2 раза меньше и дифференцирован в зависимости от социального положения земледельца, количества членов семьи и т.д. Размер налога объявлялся весной и не мог быть увеличен в течение года. Все излишки оставались у крестьян и они могли свободно распоряжаться ими. Разрешена свободная торговля. Отменена полная национализация промышленности. Мелкие и средние предприятия передавались в частные руки. Разрешались иностранные концессии (передача прав на пользование). В.И.Ленин читает доклад о НЭПе на X съезде РКП(б).

ПРОДРАЗВЕРСТКА (продовольственная развёрстка) система заготовок с.-х. продуктов. Заключалась в обязательной (принудительно-на­ сильственной) сдаче крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и др. продуктов. ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) твёрдо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 взамен продразверстки

Ленин подчеркивал, что без поддержки со стороны крестьянства, составляющего огромное большинство населения, нельзя успешно управлять такой страной, как Россия

Цели нэпа Обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества Политическая цель Снять социальную напряженность, укрепить союз рабочего класса и крестьянства Социальная цель Выйти из кризиса и восстановить хозяйство за счет частной инициативы Экономическая цель

Основные направления нэпа Восстановление свободной торговли Восстановление денежной оплаты труда Замена уравниловки тарифной системой оплаты труда Отмена трудовой повинности

Снятие запрета на перемену места работы Перевод предприятий на хозрасчет Разрешение на создание мелких частных предприятий Сдача в аренду частным лицам государственных предприятий

Предоставление концессий иностранцам Привлечение иностранных специалистов Поощрение различных форм кооперации Создание сбытовых трестов и синдикатов

КОНЦЕССИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ Договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, монополией, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенных условиях предприятий, земельных угодий с правом строительства сооружений, добычи полезных ископаемых и т.п. Предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки

Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века ( с лета нач. 1921Характерные черты Военного коммунизма года) Характерные черты НЭПа ( нач кон. 20 годов) 1.Продразвёрзка (продовольственная диктатура) 2.Уравнительная оплата труда (трудовая повинность). 3.Прямой продуктообмен, уравнительность в распределении. 4.Полная национализация промышленности. 5.Запрет наёмного труда. 6.Запрет торговли. 7.Бесплатные коммунальные услуги. 8.Отмена денег. 9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности. 1. Продналог. 2. Оплата по труду. 3.Отмена трудовой повинности. 4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам. 5.Ведение принципа оплаты по труду. 6.Разрешение наёмного труда. 7.Переход к рыночным отношениям. 8.Существование нескольких форм собственности. 9.Децентрализация управления отдельными отраслями экономики. 10. Привлечение иностранного капитала. Создание концессий. 11. Командные высоты сохранились в руках государства 12.Монополия внешней торговли.

Крупнейшим достижением первого этапа нэпа стало создание твердой валюты – червонца, свободно обмениваемого на иностранную валюту. Осенью 1922 г. в стране создаются фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа по свободному курсу валюты и золота.

ИТОГИ НЭПа Пополнен бюджет за счет налогов Экономия на управленческих и военных расходах В гг червонец стал одной из самых устойчивых валют в мире Снята проблема беспризорности детей Восстановлены системы образования и здравоохранения Началось активное осуществление плана ГОЭЛРО Построено много мелких и несколько крупных гидроэлектростанций - Каширская, Шатурская, Волховская Производство электроэнергии выросло в 1,5 раза (к уровню 1914г.) К концу 1920-х годов по развитию промышленного производства были достигнуты показатели довоенной Российской империи

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза. Сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 г. В целом за период гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Улучшились условия жизни городского и сельского населения. Началась отмена карточной системы распределения. Одна из задач нэпа – преодоление разрухи – была решена

Государственные вопросы по-прежнему решал партийный аппарат При выборах депутатов в органы власти преимущество имели рабочие Основная тяжесть налогов приходилась на частных предпринимателей и кулаков Большевики сохранили государственную монополию на внешнюю торговлю

К НЭПу быстро приспособились мелкая промышленность, торговля и деревня. Крупная промышленность развивалась медленнее. К 1928 г.она достигла довоенного уровня. Но промтоваров по-прежнему не хватало, цены на них были высокими и жизненный уровень населения был низким. Быстрыми темпами росла безработица. В деревне довоенный уровень был достигнут к 1927 году, а посевные площади к 1923 г. Социально-экономические итоги НЭП Рост безработицы в годы НЭПа

Изменения коснулись и социального состава деревни -большая часть крестьян стала середняками, а кулаки составляли 3,5%. НЭП привел к появлению новой социальной группы - нэпманов. Они были лишены избирательных прав, не могли вступать в профсоюзы, но в то же время обладали высокими доходами. Нэпманы зная непрочность своего положения стремились вкладывать деньги не в промышленность, а в торговлю. Социальная структура НЭПовской деревни

В годы НЭПа увеличилась численность рабочих, они получили ежегодные отпуска, но уровень зарплаты был низким. Передел земли привел к упрочению крестьянских хозяйств. Но крестьяне были недовольны «диктатурой пролетариата» и были не прочь создать собственные политические организации. Еще одним итогом НЭПа стало создание непомерно-раздутого чиновничьего аппарата. Он пользовался привилегиями и его численность достигла 2,5 млн. человек. Нэпман на приеме у фининспектора.

Высокие темпы экономического роста в период НЭПа объяснялись во многом «восстановительным эффектом». В промышленности восстанавливались мощности, а в деревне земля вновь вводилась в севооборот. В к.20-х гг.эти резервы иссякли и потребовались огромные капиталовложения. Привлечь иностранные инвестиции, или внутренние сбережения (они были минимальны) большевики не могли. В город на промысел

Осень 1923 г. – «кризис сбыта»: отказ населения покупать дорогие и некачественные товары г. – «кризис цен»: крестьяне отказались отдавать хлеб государству по твердым ценам. Правительство: Усилило централизованное управление экономикой Ограничило самостоятельность предприятий Увеличило цены на промтовары Начало изъятие хлеба у крестьян Повысило налоги на частных предпринимателей

В 1927 г.разразился хлебозаготовительный кризис Он был вызван нехваткой промтоваров, неурожаем и низкими закупочными ценами на зерно. Обострение международной обстановки привело к тому что горожане начали скупать товары первой необходимости, а крестьяне припрятывать хлеб и другие продукты. Вновь возрождались продотряды. Но результата это не дало и в стране были введены карточки. Хлебозаготовительный кризис Плакат, посвященный преодолению хлебозаготовительного кризиса

Госсектор был малодоходным. Нэпманы держали накопления в тайниках, опасаясь их повторного изъятия. Середняцкие хозяйства в деревне не могли поставлять большое количество товарного хлеба для продажи его за границу. Это привело к сокращению закупок иностранной техники почти в двое, а собственное производство было малоразвито. Все это привело к замедлению темпов экономического роста во 2-й пол. 20-х гг. Плакат 1925 г.

Противоречия НЭПа Между экономической и политической системой, рассчитанной на использование административно- командных методов управления и было главное противоречие. Неумение большевистского руководства воздействовать на экономику хозяйственными методами, сохранение партийного диктата в политической и идеологической сферах привели к свертыванию нэпа к 1928 г.

Результаты НЭПа

Взгляды большевиков на национально- государственное устройство С одной стороны считали, что Россия должна быть единой и нераздельной республикой с твердой властью, т.е. унитарным государством С другой стороны включили в партийную программу тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В дальнейшем позиция большевиков была дополнена новыми идеями. В 1917 г. в условиях роста национального самосознания народов России В.И. Ленин сформулировал принцип «свободного союза советских республик». Таким образом, лидер большевиков признал возможным создание федеративного государства.

Национально-государственная политика большевиков Из Гражданской войны Россия вышла раздробленной и децентрализованной была признана независимость Финляндии Декабрь 1917 г. - признана независимость Польши Август 1918 г. – В отношении других национальных окраин бывшей Российской империи большевики заняли иную позицию: они считали, что необходимо сохранить бывшую империю максимально единой и сильной.

Причины образования СССР построения социализма и распространения мировой революции защиты революционных завоеваний в условиях «капиталистического окружения». По мнению большевиков, объединение национальных окраин бывшей Российской империи в Советское государство диктовалось необходимостью: существование исторически сложившихся хозяйственных связей между различными частями страны однотипный государственный строй, сложившийся на экономически и культурно развитых окраинах бывшей империи (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР), и концентрация власти в них в руках единой большевистской партии складывание военно-хозяйственного союза советских республик в июне 1919 г. создание дипломатического союза республик в феврале 1922 г.

Программы образования СССР И. Сталин план автономизации : вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий В. Ленин план федерализации : создание добровольного союза суверенных и равноправных республик Центральный комитет РКП (б) В.Ленин и И. Сталин в Горках

Образование СССР 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских социалистических республик В состав СССР вошли РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР

Конституция СССР Январь1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР

Государственное устройство СССР Всесоюзный съезд Советов Высший законодательный орган Орган, исполняющий функции съезда между его созывами Совет народных комиссаров СССР (Совнарком) Высший исполнительный орган Центральный исполнительный комитет Союзный Совет Совет национальностей

Согласно Конституции СССР являлся государством с федеративным устройством : каждая республика в его составе имела собственные конституции, органы государственной власти и управления. Фактически власть в СССР принадлежала компартии, жестко управляющей из единого центра, а права республик не выходили за рамки автономии в области культуры, школы и быта. То есть СССР приобрел характер унитарного государства.

Рост СССР в е гг.

Борьба за власть среди руководящего ядра партии, обострившаяся в связи с болезнью, а затем и смертью (январь 1924 г.) В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг.

Внутрипартийная борьба Л.Д.Троцкий Л.Б.КаменевГ.Е.Зиновьев И.В.Сталин Н.И.Бухарин

СВЕРТЫВАНИЕ НЭПа

Культурная революция «Неграмотный человек стоит вне политики» В.И. Ленин Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В.И.Лениным.) Была направлена: на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.

ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, борьбу с религией Культурная революция предусматривала: развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем

Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» 26 декабря 1919 г. «Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…». А. В. Луначарский (Петроград, 1917) 26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

Плакат А. Радакова 1920 В декрете предусматривалось: сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. создание рабочих клубов, изб-читален, музеев.

Ликвидация неграмотности - массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет.

К концу первой пятилетки ликвидация неграмотности среди взрослого населения почти завершена. В конце 20-х ставится задача перехода ко всеобщему обязательному начальному обучению.. На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» создавалась двухступенчатая школа (I ступень – 5-летнее обучение; школы II ступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В 1925 году был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения.

Рабфаковцы К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). Подготовка специалистов и формирование советской интеллигенции. Расширяется сеть рабфаков, создаются институты красной профессуры, коммунистические университеты, расширяются сеть ВУЗов, техникумов, ФЗУ, в обучении и формировании интеллигенции господствует классовый подход.

Наука под идеологическим прессом Развитие науки и культуры было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Советская власть привлекала к активному сотрудничеству старую интеллигенцию - ученых-естественников, физиков, математиков, химиков и др. Многие из них не разделяли политические взгляды большевиков, но видели свой долг в том, чтобы работать для России: ученый-авиатор Н. Е. Жуковский, биохимик В. И. Вернадский, химик Н. Д. Зелинский, ученый-изобретатель К. Э. Циоловский, физиолог И. П. Павлов, физиолог растений К. А. Тимирязев, биолог-селекционер И. В. Мичурин. Выдающиеся открытия были сделаны: С. И. Вавиловым - в оптике, Н. И. Вавиловым - в генетике и селекции, С. В. Лебедевым - в разработке первого в мире промышленного способа получения синтетического каучука, И. В. Курчатовым - в исследовании атомного ядра. П. Л. Капицей - в области физики низких температур и физики сильных магнитных полей.

Мичурин И. В.Жуковский Н. Е.Вернадский В. И. Циолковский К. Э. Зелинский Н. Д Павлов И. П.Тимерязев К. А.

Сикорский И.И. В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н. Виноградский, геолог Н.И. Андрусов, почвовед В.К. Агафонов, химики В.Н. Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И. Сикорский, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин, историк Н.П. Кондаков и др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты: И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.

1922 год «Философский пароход»( 160 ученых и философов с мировым именем выдворены из страны) П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Булгаков, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. Лосский, Б. Вышеславцев и др.

Часть деятелей культуры осталась в стране но ушла в глухую оппозицию (А.Ахматова, М.Булгаков, О. Э. Мандельштам, М.Волошин, Н. С. Гумилев и др.). В тоже время В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др. восприняли идеи революции. Мандельштам и Ахматова

С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М. Штраух, Э. Гарин. В 20 - е г. в начала складываться «пролетарская культура». Пролеткульт охватил ок человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи (С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин). В 1925 г. - создается Российская ассоциация пролетарских писателей. Ей передали ряд цензорских функций. ПРОЛЕТКУЛЬТ

До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.

Партийная цензура. В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г. создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась -началась идеологизация художественного творчества. ЛИТЕРАТУРА

Шолохов М. Тихий Дон. Роман-газета 7, 1929 г. Появилась плеяда талантливых писателей Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения Серапионовы братья провозглашалась независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество Серапионов, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации. Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».

Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов, И. Бродский - уделяли внимание «будням великих строек». И. Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».

ЖУРНАЛЫ

В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени, Д. Моор) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Петров-Водкин Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов, И. Бродский - уделяли внимание «будням великих строек». И. Греков

Шадр «Булыжник орудие пролетариата» СКУЛЬПТУРА А.М. Горький

В. Мухина Рабочий и колхозница, победитель парижской выставки В первые годы советской власти В.И. Мухина пыталась принять участие в коммунистической монументальной пропаганде: она создавала проекты памятников, наполненных символикой, романтически приподнятых и пронизанных бурным движением. Ни один из них не был реализован. Лучшим ее творением этого времени стало «Пламя революции».

КИНОИССКУСТВО В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна, который в 1926 году был признан Американской академией киноискусства лучшим фильмом года. Первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой, вышел на экраны в 1931 году и назывался «Путёвка в жизнь». Первым цветным стал фильм "Груня Корнакова" ("Соловей-соловушко"), вышедший в 1936 г.

Киноафиши

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 г. школа была отделена от церкви, а церковь - от государства. ЦЕРКОВЬ

Патриарх Тихон Началось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества. В к г. Ленин восстановил патриаршество, но патриарх Тихон занял антисоветскую позицию, что обострило отношения церкви и государства.

Взрыв Храма Христа Спасителя В 1922 г. - имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.