СИСТЕМА ПСИХОЛОГО- МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Advertisements

Особенности деятельности педагога – психолога в формировании культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста Проблемно-творческая группа 3.
«Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО»
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения. Рослая Елена Александровна Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ «ЦРР – Д/С 132»
1 «сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями,
Организация коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями зрения в условиях детского сада компенсирующего вида.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение при переходе из детского сада в школу педагог-психолог: МБДОУ 15, МБОУ «СОШ 7» Спасибко Н.Н.
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Условия зачисления в ДОУ Дети в возрасте от 2 до 7 лет, страдающие рефракционной и дисбинокулярной амблиопией (острота зрения.
Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций,
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Педагог-психолог МАДОУ «Центр развития.
МБОУ СОШ 24 города Белово Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в НОО Наталья Ивановна Худяшова педагог-психолог.
Психологическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Транксрипт:

СИСТЕМА ПСИХОЛОГО- МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Цель психолого-педагогического сопровождения – найти пути для личностного роста ребенка

Вторичные отклонения при нарушении зрения Внутрисистемные вторичные отклонения при нарушении зрения нарушение функций в самой зрительной системе вследствие первичного дефекта зрения. а ) нарушения периферического зрения; б) нарушение бинокулярного зрения; в) нарушение глазодвигательной функции; г) нарушение фиксации взора; д) нарушение функции различения цветов; е) нарушение глазомера; ж) нарушение способности устанавливать пространственные связи между предметами с ) нарушение прослеживающей функции; и ) нарушение целостности восприятия ; к ) нарушение макро-и микроориентации в пространстве Межсистемные вторичные отклонения при нарушении зрения отклонение в развитии функций, тесно связанных со зрением А) нарушения в двигательной сфере: а) нарушение ритмической деятельности (чувство ритма); б) нарушение двигательной активности (нарушение движений). Б) нарушение в психической деятельности; а) нарушение анализирующего восприятия; б) нарушение образного мышления; в) нарушение логической памяти; г) нарушение произвольного внимания; д) нарушение речи

Восприятие величины, формы предметов и пространства Чем характерно Возможности психологического сопровождения Рекомендовано Консультационная по результатам диагностики ; Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика, игры и упражнения на распознавание, узнавание, нахождение, сравнение геометрических форм и величины, сериацию, на составление целого из частей, на развитие прослеживающей функции Диагностическая изучение анамнеза и уровня сенсорного восприятия Легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различия расстояния между ними, оценка глубины пространства осложняется одномоментный обзор макетов, рисунков, схем. Учитывать : величину предметов, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т.п. Коррекционные игры, упражнения: Зрительная гимнастика Петля Базарнова Мозаика Конструктор Лабиринты Шнуровки Рисование по точкам Рисование через кальку Обводка по контуру Вырезание Кольцеброс Метание в цель Игры на различение форм, составление целого из частей.

Восприятие цвета и контраста Чем характерно Возможности психологического сопровождения Рекомендовано ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов Консультационная по результатам диагностики и в зависимости от запроса; Психотерапевтическая Зрительная гимнастика, игры и упражнения на цветоразличение, составление целого из частей, цветовую сериацию. Диагностическая изучение особенностей цветовосприятия Усилить: насыщенность и яркость цветовых тонов, цветового и светотеневого контраста между фоном и объектом, четкость границ изображений Коррекционные игры, упражнения: Плетение "ковров" из разноцветных полосок Мозаика Подбери по цвету Выложи по образцу Цветовое лото Раскрашивание картинок Собери картинку

Развитие памяти детей с ослабленным зрением Чем характерно Возможности психологического сопровождения Рекомендовано Замедленное образование временных связей и выработка дифференцировок, Пониженная продуктивность запоминания материала Наиболее продуктивно происходит запоминание начала материала (повышенная утомляемость) В долгосрочной памяти наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала Консультационная -принятие ребенка и его особенностей -индивидуальная работа по развитию памяти вне школы Психотерапевтическая игры и упражнения на расширение объёма памяти, на развитие разных видов памяти; обучение различным способам запоминания. Диагностическая изучение вербального и невербального интеллекта Учитывать: необходимо большее количество подкреплений и большее количество времени на запоминание и воспроизведение. Коррекционные игры, упражнения: Что изменилось? Выложи по памяти Снежный ком Узнай на ощупь Кто больше назовет? Перескажи сказку

Особенности развития мышления Чем характерно Возможности психологического сопровождения Рекомендовано Трудности при анализе, синтезе, сравнении, классификации: недостаточно тонкий анализ, часто приводит к установлению сходства и различий либо по несущественным, либо по слишком общим признакам Консультационная -принятие ребенка и его особенностей, -не сравнивать с другими детьми; - по результатам диагностики; Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика, игры и упражнения на развитие мыслительных операций; Диагностическая изучение наглядно- образного и словесно- логического мышления Коррекционные игры, упражнения: Лото Четвертый лишний Я знаю 5 имен… Закончи ряд Аналогии Чем похожи-непохожи Разложи по смыслу Матрицы

Деятельность и воля слабовидящих детей Чем характерно Возможности психологического сопровождения Рекомендовано -Зрительная работа вызывает быстрое утомление иногда наблюдается нарушение работоспособности, что может проявляться в снижении объема выполняемого задания, в появлении ошибок, недописок и др. -Трудности в познавательной деятельности: в овладении техникой чтения и письма. понимании содержания прочитаного -Снижение устойчивости и объёма внимания -Трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, при переносе задач в новую ситуацию. Консультационная - принятие ребенка и его особенностей, не сравнивать с другими детьми; Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие волевого акта, на расслабление, снятие напряжения, на развитие внимания Диагностическая изучение уровня работоспособности, особенности внимания Необходимо - большее количество подкреплений - воспитание чувства воли и волевого акта, необходимых для преодоления на своем пути большего числа трудностей - воспитание моральных качеств и целенаправленных действий

Особенности эмоций слабовидящих детей Чем характерно Возможности психологического сопровождения Рекомендовано Особенно сильно переживается момент резкого ухудшения зрения: - может наступить стрессовое состояние, - высокая раздражительность - дезорганизация поведения Консультационная - принятие ребенка и его особенностей; - помощь ребенку в стрессовой ситуации. Психотерапевтическая психогимнастика арттерапия, пальчиковая гимнастика, песочная терапия сказкотерапия; театрализованные игры, игры и упражнения на проработку агрессивности и снятие психоэмоционального напряжения Диагностическая изучение эмоционального состояния, психологического климата в семье, классе, социального статуса в классном коллективе; Коррекционные игры, упражнения: Рисование, лепка Штриховка и раскрашивание Вырезание фигур и деталей Мозаика Сортировка семян. Нанизывание бус Плетение Конструктор. Замри Запретное движение Насос и мяч Штангист

Особенности развития личности Чем характерно Возможности психологического сопровождения Рекомендовано В случае гиперопеки или отчуждения могут сформироваться - эгоцентричность, эгоизм, - отсутствие чувства долга и товарищества, - отсутствие самостоятельности, нерешительность, - упрямство, негативизм, - равнодушие к окружающим, - замкнутость, необщительность, стремление уйти в свой внутренний мир привлечение ребенка к различным видам деятельности формирование мотивации деятельности Консультационная - принятие ребенка и его особенностей; - помощь ребенку в становлении эмоциональной стабильности. Психотерапевтическая психогимнастика арттерапия, песочная терапия сказкотерапия; театрализованные игры, игры и упражнения на социализацию, повышение самооценки Диагностическая изучение личностной сферы; психологического климата в семье, классе, социального статуса в классном коллективе;

Субъекты социально – педагогической поддержки. ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ, КОМАНДА Логопед Медицинская служба Дефектолог Психолог

Медицинская помощь. Лечение зрения Коррекция физического развития

Педагогическая помощь. Руководство учебно- познавательной деятельностью Формирование сенсорных эталонов Формирование приёмов и способов умственной деятельности Воспитательная работа Морально-этическое воспитание Эстетическое воспитание Работа с родителями Просвещение Выработка единой стратегии

Психологическая помощь. Коррекция Диагностика Просвещение

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка; Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: Психологическоеобеспечениеобразовательныхпрограмм Развитие психологической культуры воспитанников, родителей, педагогов - трудности в обучении, - нарушение эмоционально- волевой сферы, -проблемы взаимоотношений со сверстниками педагогами, родителями

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !