Проектирование диалога на уроках литературы. Предметом исследования данной работы является проектирование диалога на уроках литературы. Цель – выявление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Advertisements

Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 9 с углублённым изучением отдельных предметов г.Павлово Батурина Римма Викторовна Пути формирования учебной.
Психологические особенности подросткового возраста.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Интересы общества интересы личности интересы потенциального работодателя РАЗВИТИЕ Реализация ФГОС нового поколения. Формирование способности организации.
Инновационные технологии в естественно-математическом образовании.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Название проектаСоздание лингвокультуроведческого словаря к рассказу В.П. Астафьева «Рукою согретый хлеб» Предметная областьРусский язык, информатика Участники.
Современный урок информатики в условии реализации новых ФГОС Селищева С.И. © г. Елец, МБОУ СОШ 8, 2014 г. «Радость успеха - это могучая сила, от которой.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС Береснева Н.А., учитель русского языка и литературы, гимназия 32.
Транксрипт:

Проектирование диалога на уроках литературы

Предметом исследования данной работы является проектирование диалога на уроках литературы. Цель – выявление особенностей проектирования диалога. Для достижения цели необходимо решить основную задачу – проявить этапы разворачивания диалога.

Диалог – это инструмент, помогающий сочетать одновременно обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную цели. Диалог- это универсальная форма урока или его элемент, где актуализируются знания, происходит обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, получение и освоение новых знаний, умений, навыков

Диалог как педагогическая технология – это организация целенаправленных действий по порождению, проявлению, разворачиванию и наращиванию собственного смысла ребенка и педагога не только относительно художественного текста, но и деятельности вообще

Современный образовательный процесс сориентирован не на формальное и отчужденное функционирование учителя и ученика в процессе передачи-усвоения знаний, а на то, что педагоги и дети являются участниками совместной деятельности и сами могут строить свою совместность, образовывать связи, способствующие личностному развитию каждого из них.

Так в ФГОС НОО определены группы результатов: личностные, «включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию»;

метапредметные, «включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями»; предметные, «включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению».

Модель урока-диалога Разработана Ковалевской Е.Н.,к.п.н., доцент ТГПУ 1. Актуализация личного опыта, порождение личных смыслов участников совместной деятельности. 2.Оформление и представление каждым участником в деятельности своего смысла. 3.Обращенность к различным, другим смыслам, сосуществующим в культуре, опредметизация их в совместной деятельности, расширение, углубление смыслового пространства деятельности. 4.Разработка и реализация проекта смыслодеятельности, выбор и обоснование, создание необходимых средств. 5.Оформление индивидуальных, личностных смыслов в пространстве совместной деятель ­ ности, создание и осознание каждым своей « формы культурного поведения » (Л.С. Выготский) в совместной деятельности.

Примером может послужить урок литературы в 5 классе. Ему предшествовали занятия по теме «Славянская мифология». В разговоре о мифах славян дети представляли друг другу славянские легенды, небылицы: рассказывали, предлагали кроссворды, ребусы, рисунки, поделки. Таким образом, погружаясь в мифологию, обучающиеся пытались формулировать темы и проблемные вопросы, оказавшиеся интересными и значимыми для них. В разговоре дети часто говорили, что всё чудесное, невероятное, загадочное, тайное, страшное происходит ночью. Естественно, что возник вопрос – почему? Совместно было решено поговорить об этом на отдельном уроке литературы.

Проект урока-диалога Цели урока: выявить смыслы учеников, обеспечить их проявление в совместной деятельности. Первый этап: Актуализация личного опыта, порождение личных смыслов участников совместной деятельности. Приемы: называние, описание зон инициативы, «нецелевое» формулирование содержания работы, предоставление выбора различных форм проявления смыслов учащихся. Деятельность ученика: Погружение в ситуацию. Участие в замысле урока: появление реплик на понимание, предложение форм, способов работы. На этом этапе создаются ситуации сопереживания, соучастия, отклика, результатом которых будет начало смыслообразования

Урок начался с вопроса учителя: «Какие слова, образы, ассоциации вызывает у вас слово «ночь»?» На этом этапе хорошо срабатывает приём неоконченных предложений: «ночь – это…» Это и есть начало проявления карты первичных смыслов, начало появления первичных текстов, выраженных одним словом, предложением: - ночь – это страх; - ночь – это красота; - ночь – это смерть, время черта, дьявола; -ночь – это творчество; - ночь – это покой; Дети давали первые комментарии своим смыслам, относились к версиям других

2 этап: Оформление и представление каждым участником в деятельности своего смысла Приемы: составление карты первичных смыслов, проявление культурологических версий понимания ситуации, феномена. Деятельность ученика: Проявление первичных смыслов: создание различного вида текстов. Участие в ситуации в виде реплик, вопросов.

Слово «ночь» имеет много смыслов. Смыслы эти – это разные ассоциации, возникающие у человека, это разный личный опыт. На этом этапе проявилось пространство разного понимания и восприятия ночи. Подтверждением тому, что ночь – это многосмысловое понятие, может служить и обращение к культурным образцам.

Карта первичных смыслов (пример) АвторМатериалВерсияПроблема 1-я группа Сборники стихов и пьесы, которые были заданы на самостоятельное прочтение. Средство представления - стихи, которые по мысли учеников, отображают всю поэзию Гумилева. Это стихотворения, переносящие нас в другое пространство и время. Поэт вне времени и реальных происходящих событий. Человек и история, история как процесс развития общества. Место человека в историческом пространстве. 2-я группа Сборники стихов и пьесы, которые были заданы на самостоятельное прочтение. Средство представления - рисунки, отображающие образы лирических героев в творчестве Н.С. Гумилева Многоликость автора, одевание масок. Маски, которые примеряет на себя поэт - это способ выявления авторской позиции или процесс психологического становления поэта. 3-я группа Сборники стихов и пьесы, которые были заданы на са­ мостоятельное прочтение. Средство представления - кроссворд по творчеству Гумилева, проявляющий актуальность творчества поэта актуально в наши дни творчество Н.С. Гумилева. История XX в. нашей страны и свободный творческий поиск.

3 этап: Обращенность к различным, другим смыслам, сосуществующим в культуре, опредметизация их в совместной деятельности, расширение, углубление смыслового пространства деятельности Приемы: выявление общих, полярных смыслов, тем, версий; учитель- «консультант», «информатор», «партнер». Деятельность ученика: Работа с обнаружившимися смыслами. Проектирование новых версий, создание новых текстов.

«Знакомство с культурными образцами» На этом этапе дети углубляют свои смыслы, относят их к аналогичным по содержанию культурным образцам. 1. Неустанно ночи длинной Сказка чёрная лилась И багровый над долиной Загорелся поздно глаз. И.Анненский 2. Ты посмотри, какая в мире тишь! Ночь обложила небо звёздной данью. В.Маяковский

Первичный смысл, таким образом, через взаимодействие развивается, дополняется, появляется осознание участниками совместной деятельности индивидуального содержания своих смыслов. Возникает потребность предъявить первичные смыслы. Участникам совместной деятельности, вместе с педагогом предстоит определить и найти новые формы, через которые можно выразить свой смысл. Участники совместной деятельности работают в группах: 1 группа – рисуют ночь, выделяют цвета ночи; 2 группа - пытаются «создать» ночной звук и описать его; 3 группа – жестами и мимикой показывают ночь; 4 группа – придумывают и вспоминают загадки, пословицы про ночь. Группы предъявляют результат своей работы и в ходе обсуждения совместно приходят к выводу о том, что от замысла, от идеи, от внутреннего состояния автора зависит его смысл.

4 этап: разработка и реализация проекта смыслодеятельности, выбор и обоснование, создание необходимых средств. Приемы: выявление общих, полярных смыслов, тем, версий; учитель- «консультант», «информатор», «партнер». Деятельность ученика Работа с обнаружившимися смыслами. Проектирование новых версий, создание новых текстов

Подготовка к оформлению индивидуального смысла в текст. Чтобы написать текст, необходимо как можно больше лексики, слов, способных точно и полно выразить наше отношение к ночи и наше восприятие её. Поэтому учитель вместе с детьми оформляем тематическое пространство слова «ночь». Каждый участник совместной деятельности предлагает слова, словосочетания на заданную тему. Это записывается на доске и в тетрадях. Итоговое задание: Написать текст о ночи в любом из предложенных жанров (можно свой): - рассказ; - миф; -стихотворение; -статья в энциклопедический словарь.

5 этап: оформление индивидуальных, личностных смыслов в пространстве совместной деятель ­ ности, создание и осознание каждым своей « формы культурного поведения » (Л.С. Выготский) в совместной деятельности. Приёмы: Оформление индивидуальных, смысловых сюжетов в СД создание и осознание каждым своей формы культурного поведения в СД (рефлексия). Деятельность ученика: Оформление итоговых версий-смыслов, отнесение к ним, участие в различных видах рефлексии.

Итоговое задание: Написать текст о ночи в любом из предложенных жанров (можно свой): - рассказ; - миф; -стихотворение; -статья в энциклопедический словарь.

Уроки-диалоги пробуждают интерес детей к предмету через особым образом организованную совместную деятельность; помогают ученикам стать активными, формируют широту мышления, дают возможность почувствовать каждому ребенку себя успешным, значимым на уроке, придают уверенность в себе, которая распространяется на всю учебную деятельность. Технология, представленная в данной работе формирует не только читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры, но и социально адаптированную личность, способную ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Диалог позволяет проектировать ситуацию успеха для каждого ученика в рамках учебной деятельности, создавая на уроках атмосферу психологического комфорта.