Итоги секции математики 5-11 классы (заочный этап XV турнира им. М.В. Ломоносова)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мультимедийные презентации для уроков математики..
Advertisements

Решебник к задачам экзаменационных билетов по геометрии для классов с углубленным изучением математики за курс основной общеобразовательной школы учебное.
Игра предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 8 класса, но возможно привлечение и учеников других классов. Цель игры: вспомнить.
В прямоугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, значит NC=CM, то есть треугольник MCN- равнобедренный. А в равнобедренном треугольнике.
Математический псевдоним Команды Квадрат Прямая Плоскость Члены команды?
ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ 8 класс. 1.Устная работа 1. ОK = 5, АВ = 24. Найти: R. Решение 1) АОВ – равнобедренный, так как АО = ОВ = R, тогда АK.
Консультация для учителей математики ВАО 22 апреля 2013 г. Решение задач ГИА. Модуль «Геометрия»
«Самый умный» Интеллектуальная игра на тему: «Четырёхугольники»
Презентация к уроку по геометрии (9 класс) по теме: Решение заданий ГИА. Модуль геометрия.
Подготовка к ГИА модуль «Геометрия» Треугольники Соловова Светлана Алексеевна Полнякова Наталья Николаевна МБОУ СОШ 85 г. Ульяновск, 2014 г.
Многоугольники, описанные около окружности Многоугольник называется описанным около окружности, если все его стороны касаются этой окружности. Сама окружность.
1890 Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест Математика 9 ГИА Вариант 9 Начать тестирование.
Решение геометрических задач при подготовке к ЕГЭ Титова В.А., учитель математики МОУ СОШ 5 ?
«Самый умный» Интеллектуальная игра на тему: «Четырёхугольники»
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ БОЙ по материалам первой части ГИА (9 класс) Разработано учителем математики МОУ «СОШ» п. Аджером МОУ «СОШ» п. Аджером Корткеросского района.
«Геометрические решения экстремальных геометрических задач » Выполнила: ученица 11 «М» класса гимназии 22 Соловей Екатерина Руководитель: Учитель математики.
§3. Параллелограмм. Средняя линия треугольника.. Задача 3 из диагностической работы.
Описанная окружность. Определение: окружность называется описанной около треугольника, если все вершины треугольника лежат на этой окружности. На каком.
Система итогового повторения по теме «Трапеция» Теория Задачи-иллюстрации.
Справочный материал по теме векторы: Вектор – это направленный отрезок. – вектор Коллинеарные векторы Так называют векторы, лежащие на одной прямой или.
Транксрипт:

Итоги секции математики 5-11 классы (заочный этап XV турнира им. М.В. Ломоносова)

Структура заданий и их оценивание Количество заданий Форма ответаОценивание Часть 15 4 кода (1, 2, 3 и 4) только один верный Верный ответ – 1 балл; неверный – 0 баллов Часть 210 Свободный ответ Целое число или конечная десятичная дробь без единиц измерения (!) Верный ответ – 2 балла; неверный – 0 баллов

Идеи решения некоторых задач 5 класс А4. Старый будильник Васи отстаёт на 8 мин каждые 24 часа. На сколько минут Васе надо поставить его вперед в 17.00, чтобы он зазвонил вовремя в 8.00 следующего утра? 1) 4 мин2) 5 мин 3) 8 мин4) 12 мин

Решение. Задача на пропорцию. Понимание взаимосвязи величин и характера их изменения по отношению друг к другу. За 24 часа отставание 8 минут, тогда за 3 часа отставание – 1 минута. С 17:00 до 8:00 следующего утра пройдет 15 часов, т.е. 5 раз по 3 часа. Значит, отставание составит 5 минут.

В10. Определите произведение первой и последней цифр в наименьшем натуральном числе, сумма цифр которого равна 2013.

Решение. «Конструктивная» задача. Чтобы число было наименьшим, надо чтобы количество разрядов (количество цифр) было как можно меньше : 9 = 223 (ост.6) Значит, число будет иметь 224 разряда, первая цифра 6 (условие наименьшего числа), а остальные 223 цифры – 9. Произведение первой и последней цифр будет равно 54. Ответ. 54.

6 класс

А5. В стране Запутляндии было три города: город А, город В и город С. Жители Города А говорят только правду, жители города В – только ложь, а жители города С – попеременно правду и ложь (то есть, из двух высказанных ими утверждений одно истинно, а другое ложно). В пожарную часть сообщили по телефону: «У нас пожар, скорее приезжайте!» «Где?» спросил дежурный по части. «В городе С», - ответили ему. В какой город должна приехать пожарная машина? Известно, что пожар произошел только в одном городе, а сообщить об этом могут жители любого города. 1) А 2) В3) С 4) однозначно сказать нельзя

Решение. Задача на перебор. Как организовать перебор? Что положить в его основу?

1)Пусть звонят из города А. Так как жители А говорят правду, то первая фраза (У нас пожар) противоречит второй фразе (Пожар в городе С). 2)Пусть звонят из города В. Так как они всегда врут, то тогда пожар не у них, и не в городе С. Тогда пожар в городе А. Противоречий нет. Получен ли ответ в задаче?

3)Пусть звонят из города С. Одна фраза – правда, а другая ложь. Нужен еще один перебор. Если первая фраза верна (У нас пожар), тогда вторая фраза тоже верна (пожар действительно в С). Если первая фраза – ложь, значит, пожар не в С. Тогда вторая фраза тоже ложь. Противоречие. Ответ. Пожар в городе А.

В10. Любитель математики Вася утверждает, что он может записать наименьшее натуральное число, которое заканчивается на 13, делится на 13 и имеет сумму цифр, равную 13. Попробуйте и вы найти это число.

Снова «конструктивная» задача, и снова наименьшее число с заданными условиями. С чего следует начать?

Решение. Так как число заканчивается на 13 и делится на 13, то число полных сотен должно делиться на 13. Все число имеет сумму цифр 13, значит, количество сотен выражается числом, которое имеет сумму цифр 9 (13 – 1 – 3 = 9). Тогда число полных сотен делится на 9 и на 13. Наименьшее такое число 13 9 = 117. Ответ

7 класс В8. В некоторой школе пять седьмых классов. В 7 «А» классе 20% отличников, а в остальных четырех классах вместе 10% отличников. Какой процент отличников во всей параллели седьмых классов, если в 7 «А» классе учатся 25% семиклассников из этой школы?

Задача на проценты Чтобы решать задачи на проценты, следует ответить на самый важный вопрос. Какой?

Важный вопрос в задачах на проценты Какая величина является целым? От чего следует считать указанные проценты?

Решение. Пусть х чел. – все семиклассники школы. Тогда 0,25х чел. учатся в 7 «А» классе; 0,75х чел. – в остальных 7-х классах. Далее считаем отличников: 0,25х 0,2 + 0,75х 0,1 = = 0,05х + 0,075х = 0,125х. Ответ. 12,5%.

В9. Кошке Марусе нужно было покормить и помыть 15 котят. Маруся покормила 8 котят и помыла 9 котят. После этого выяснилось, что ровно 5 котят покормлены, но не помыты. Сколько котят не покормлены и не помыты?

Покормлено и помыто 14 котят, значит, только один котенок не покормлен и не помыт. Решение. Удобно использовать для решения круги Эйлера. М(9) К(8) 5 М(9) 53 К(8) М(9) 536

8 класс В6. Вова и Саша катаются на коньках по кругу на катке. Время от времени Вова обгоняет Сашу. Когда Саша стал двигаться по кругу в противоположном направлении, они стали встречаться в пять раз чаще. Во сколько раз Вова бегает на коньках быстрее Саши?

Как решать задачу, в которой почти нет ни числовых, ни буквенных данных?

Решение. Пусть х м/с – скорость Вовы; y м/с – скорость Саши (х > y). Тогда скорость сближения при движении в одном направлении – (х – y); навстречу друг другу – (х + y). Так как встречаются в 5 раз чаще, значит, скорость сближения в 5 раз больше, т.е. х + y = 5(х – y). Тогда 6y = 4х, т.е. y = 1,5х. Ответ. 1,5.

В9. Сколько существует пятизначных чисел, не делящихся на 10000, у которых первая и последняя цифры четны?

Решение. Задача на перебор. Для первой цифры всего 4 возможности (2, 4, 6 или 8), а последняя цифра может быть нулем, значит, 5 возможностей. Три центральные цифры могут образовывать число от 000 до 999, т.е вариантов. Но необходимо учесть, что 4 нуля не могут быть последними. Тогда количество чисел считаем так: – 4 = – 4 =

9 класс В2. В четырёхугольнике ABCD, изображенном на рисунке, углы при вершинах В и D – прямые, АВ = ВС, а перпендикуляр ВН, проведенный к AD, равен 4. Найдите площадь четырёхугольника.

Решение. Используем дополнительное построение: НВКD – прямоугольник, СМ – перпендикуляр к ВН. Треугольники АВН и ВСМ равны по гипотенузе и острому углу. Тогда треугольники АВН и ВКС тоже равны. Значит, площадь четырёхугольника ABCD равна площади четырёхугольника BКDС. Так как ВН = ВК = 4, то прямоугольник BКDС – квадрат площадью 16. A D B C K M H

В6. На сторонах АВ, ВС и АС треугольника АВС отмечены точки К, Н и Т соответственно так, что АН высота, СК биссектриса, точка Т середина стороны АС. Пусть М точка пересечения АН и СК, Р точка пересечения ТН и СК. Найдите (периметр треугольника АВС), если КМ = 2, МР = 1, РС = 3. В ответ запишите.

Решение. Р – середина КС, Значит, ТР – средняя линия треугольника АКС, т.е. ТН ǁ АВ. ТН – средняя линия Δ АВС. Тогда АН – высота и медиана Δ АВС. Значит, АВ = АС. T 3 2 P 1 K M H A В C

АН – высота, медиана, а значит, и биссектриса. Тогда М – точка пересе- чения биссектрис. Δ КВС: ВК = ВН и треугольники КВМ и ВНМ равны (по двум сторонам и углу между ними). Значит, МК ВК, тогда СК – биссектриса и высота, т.е. ВС = АС. T 3 2 P 1 K M H A B C

Таким образом, доказано, что треугольник АВС является равносторонним. Его высота равна 6, тогда сторона равна, а периметр. Ответ. 12.

В9. Каркас куба с ребром длины 2 разделен точками на единичные отрезки (смотри рисунок). Сколько различных прямых можно провести через эти точки?

Задача на перебор. Как организовать перебор?

Один из вариантов перебора: Всего 20 точек (8 вершин и 12 на серединах ребер). Количество возможных пар точек: :2 = 190. Но на каждом ребре лежит 3 точки (например, точки А, В и С). Тогда при подсчете пар с их помощью можно создать 3 пары: АВ, АС и ВС. Значит, прямые – ребра учтены в нашем подсчете трижды. 190 – 2 12 = 166.Ответ. 166.

10 класс А5. Найдите сумму всех различных действительных корней уравнения. 1) 22) 3 3) -14) 4

Какие будут предложения по решению этой задачи?

Решение. Преобразуем уравнение и используем графический способ. Из графиков видно, что имеется 2 различных корня, которые легко находятся подбором: -3 и 1. Их сумма равна y x x1x1 x2x

В3. Выберите верные утверждения из перечисленных: 1) Парабола не может быть сечением конуса. 2) Существует четырехугольник, у которого два противоположных угла прямые, а два другие прямыми не являются. 3) Если дискриминант отрицателен, то квадратное неравенство не имеет решений. 4) В равнобедренную трапецию всегда можно вписать окружность. 5) Существует геометрическая прогрессия с ненулевыми членами, у которой сумма первых пятидесяти членов равна нулю.

Задача – «рассуждалка» Блиц-опрос: Какие утверждения верные?

Решение. 1) Окружность, эллипс, парабола и гипербола могут быть сечениями конуса. 2)3) 4) 5) 1; -1; 1; -1; …; 1; -1 A BABA D C OAOA

В10. Биссектриса угла А треугольника АВС делит медиану, проведенную из вершины В, в отношении 5 : 4, считая от вершины В. В каком отношении, считая от вершины С, эта биссектриса делит медиану, проведенную из вершины С? Выразите это отношение в виде числа.

Решение. Δ АВМ свойство биссектрисы АО: АВ = 10х, АМ = 8х. Тогда АК = 5х, АС = 16х. Δ АКС свойство биссектрисы АР: СР : РК = АС : АК = 16 : 5 = 3,2. Ответ. 3,2. M 8x8x К 5x5x C A B O P 5x5x 8x8x

11 класс В2. Укажите количество корней уравнения.

Решение. Полезно дать оценки левой и правой частей данного уравнения. Таким образом, равенство возможно, когда обе части равны 8, х = 0, т.е. один корень.Ответ. 1.

В6. Существует два значения параметра a ( и, ), при которых система уравнений имеет ровно четыре решения. Укажите значение.

Как решать систему?

Решение. Первое уравнение – это уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом. Второе уравнение задает в системе координат квадрат x y

Чтобы система имела ровно 4 решения, надо чтобы окружность была вписанной или описанной для квадрата со стороной. Тогда, Значит, Ответ x y 3 0 x y