ТАБУННИКОВА Е.Е., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ-СОШ 62 Г. ТУЛЫ Изучение норм построения сложноподчиненных предложений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Advertisements

А6. Грамматические ошибки. 1. Употребление предлогов Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) Предлог.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
Задание А 6 экзамена в формате ЕГЭ Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 Синтаксические нормы : замена придаточного.
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Тема урока:. Класс: 8-ой Оборудование урока: компьютер проектор экран раздаточный материал – карточки презентация в программе «PowerPoint», разработанная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КИМ-2019 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Л.Ж.Успанова, учитель русского языка и литературы. Муниципальное образовательное учреждение.
Стилистические нормы употребления СПП с придаточным определительным Выполнила: учитель русского языка и литературы М. А. Гужиченко МОУ «Средняя общеобразовательная.
Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться.
Придаточные определительные Автор разработки : Милашевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы школы29 г. Новороссийска.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Вопрос А 24 Знаки препинания в сложном предложении с придаточным определительным.
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала.
Тема Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.
Транксрипт:

ТАБУННИКОВА Е.Е., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ-СОШ 62 Г. ТУЛЫ Изучение норм построения сложноподчиненных предложений

Проверим домашнее задание.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УРОК - ПРАКТИКУМ ИЗУЧЕНИЕ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели урока: Изучить нормы построения сложноподчиненных предложений. Познакомиться с понятием синтаксической нормы. Проанализировать синтаксические ошибки и объяснить, чем они вызваны. Повторить материал по сложноподчиненному предложению.

Синтаксические нормы Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.

Наиболее типичные синтаксические ошибки : 1) местоположение придаточного предложения; 2) выбор формы союза как средства связи; 3) смешение прямой и косвенной речи.

Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении Синтаксическая норма (правило) Примеры нарушений синтаксической нормы Синтаксическая норма (примеры)

1. Местоположение придаточного предложения 1 ) Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. 2) Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит. 3) (В) заключение торжественного вечера был дан веселый концерт. (В) продолжение которого в зале (не) смолкал смех. Прочитайте предложения. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему? Запишите предложения в исправленном виде, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы. Из третьего предложения выпишите предлоги. Объясните правописание.

ВЫВОД 1 ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ГЛАВНОГО, ТАК КАК ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНО ОТ НЕГО.

1 ) Выпишите сочинительные союзы. 2)Разберите или как часть речи. 3)Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 4) Найдите предложение с составным именным сказуемым. 5) Объясните правописание приставок в данных предложениях. 1) Лица мальчиков просветлели. 2) Точно груз спал с их плеч. (Д.С. Лихачёв) 1) Хороший читатель – соавтор писателя. 2)Его духовный мир, соприкасаясь с миром Пушкина, Гоголя или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. 3) Чтобы научиться видеть. Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?

ВЫВОД Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, на письме выделенные как самостоятельные предложения. Этот приём позволяет усилить смысловые оттенки значений.

Задание 2. Прочитайте предложение. Что затрудняет его осмысление? В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг. Задание Запишите предложение в исправленном виде. Сделайте вывод. 2.Произведите синтаксический разбор предложения. 3. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

ВЫВОД 2 ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА.

1) Объясните постановку знаков препинания. 2) Замените исходные варианты синонимичными синтаксическими конструкциями. 3) Всегда ли возможна такая замена? Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Выпишите действительные причастия. Его простота и доступность подчас как бы скрывают те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся. Найдите в предложении синонимы.

1) Объясните знаки препинания в предложениях. 2) Замените придаточные деепричастными оборотами. 3)Когда такая замена невозможна? Помните об особенностях поэтической речи, когда анализируете стихотворный текст. Найдите глагол в повелительном наклонении. Когда мы изучили схему работы прибора, у нас появились (не)которые вопросы. Выпишите местоимения и определите их разряды. Какое слово имеет прерывистую основу?

вывод Замена придаточного определительного синонимичным оборотом невозможна в следующих случаях: 1) если в главном предложении есть указательное слово; 2) если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже. Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна, если сказуемые главного и придаточного обозначают действия разных лиц или предметов. Замена также невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия

Прочитайте предложения. Объясните орфографию. В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. Автор, провозгласивший, что старый мир, изменивший божественной правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование. Правильно ли построены предложения? Найдите отклонение от нормы, запишите в исправленном виде. Сформулируем правило.

Вывод 3 В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)

Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзные слова. Объясните, с какой целью автор употребил подобное предложение. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. Вот пёс без хвоста, который за шиворот трепл…т кота, который пуга…т и лов…т синицу, которая ловко вору…т пшеницу. (С. Маршак.) Объясните орфограммы. Составьте схему. II. Выбор формы союзного слова (союза) как средства связи в сложноподчиненном предложении.

ВЫВОД 4 Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.

III. Смешение прямой и косвенной речи. Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности. Автор вспоминал, что стихи я начал писать рано. Устраните нарушение синтаксической нормы.

Вывод 5 Не смешивайте прямую и косвенную речь!

Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении Синтаксическая норма (правило) Примеры нарушений синтаксической нормы Синтаксическая норма (примеры) Придаточное предложение нельзя употреблять без главного, так оно является его частью и не может быть отделено от него. Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. Придаточное определительное должно стоять после определяемого слова В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг. В поэме, которую подарил мне друг, рассказывается о судьбе Родины. В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное и член предложения (причастный оборот) В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являются душой нации. ИЛИ. В мире мало поэтов, пользующихся безграничной любовью народа и являющихся душой нации. Отступлением от нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, что славится своей красотой. Смешение прямой и косвенной речиПоэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности. Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили его лиричности.

Домашнее задание: Одним из наиболее важнейших для поэта вопросов были отношения, к деревне, которую он так любил, которую всегда так воспевал. Её жизни поэт придаёт большое внимание, направленное на быт советских крестьян. Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы. Отредактируйте предложения. Составьте схемы отредактированных предложений. Выпишите наречия. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.