МОУ СОШ с.Дмитряшевка Хлевенского района Липецкой области МОУ СОШ с.Дмитряшевка Хлевенского района Липецкой области «В царстве «В царстве « Широкого» леса»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская работа по теме: «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной». Выполнил: Галкин Сергей Андреевич МОУ Октябрьская.
Advertisements

МОУ СОШ с.Дмитряшевка Выполнила: Выполнила: уч-ца 10 класса уч-ца 10 класса Пополитова Анна Пополитова Анна.
МОУ Чистопольская СОШ Коченевского района Автор: ученица 9 класса Нефельд Валентина.
Исследовательская работа на тему « Оценка состояния древостоя соснового бора » Выполнили Артюхина Анна Александрова Юлия Автор презентации Боциева Наталья.
Природоохранная деятельность Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной Работу выполнили учащиеся 7 класса Лебедихина М. Смородина.
Май 2012г. ТЕМА: «Индикация чистоты воздуха с помощью лишайников». 6 класс Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная.
Слайд 1 Участок 1 Зона с большим скоплением автомобилей Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков ели обыкновенной Работу выполнила: Левчугова.
ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС КАК ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО Подготовила Учитель МКОУ Тальменская СОШ 1 Акимова О.А.
Жизнь леса Софьин Максим ученик 2 «Б» класса. Какие бывают леса? Хвойные Хвойные (или тайга ) – произрастают преимущественно хвойные деревья. Растут:
С точки зрения биологии лес – это участок земли на котором доминирующими формами жизни являются деревья. Как в любой разновидности биоценоза в нем растения,
Выполнили Учащиеся 10 класса МОБУ СОШ 6 Березина Софья Полукарова Валерия Руководитель Учитель химии-биологии Кондратьева И.В год.
МОУ Пречистенская СОШ Первомайский МР АвторАвтор Автор: Автор: Автор: Сухарева Мария. АвторАвтор 2006 г.
Геоэкологическая ситуация леса окрестности с. Кетово Выполнила: ученица 8 «в» класса Брылёва Елизавета Руководитель: Брылёва Л. М.
Сосна ПОДГОТОВИЛА: СТОЛЬНИКОВА Е.В. – УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ.
Какие растения растут в лесу. УМК "Планета знаний", 4 класс, Окружающий мир.
МОУ Некрасовская СОШ Некрасовский МР АвторАвтор Автор: Автор: Авторы: Заводчикова Анастасия, Круглова Виктория. АвторАвтор 2006 г.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Выполнила Учитель биологии Корикова М.А.. Городская среда существенно отличается от естественной природной среды. Бобров тоже не исключение, хотя и во.
Смешанный лес. Смешанные леса вместе с тайгой и широколиственными лесами составляют лесную зону. Древостой смешанного леса образуют деревья различных.
Виртуальное путешествие по Новоусманскому краю. «Много есть на свете государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина» «Много.
Транксрипт:

МОУ СОШ с.Дмитряшевка Хлевенского района Липецкой области МОУ СОШ с.Дмитряшевка Хлевенского района Липецкой области «В царстве «В царстве « Широкого» леса» Экологический проект Выполнил: ученик 9 класса Выполнил: ученик 9 класса Щеглеватых Евгений Щеглеватых Евгений Руководитель: Руководитель: учитель географии учитель географии Пополитова Л.В. Пополитова Л.В. 2009г.

Содержание Содержание 1. Введение. 1. Введение. 2. Особенности лесной экосистемы «Широкого» леса 2. Особенности лесной экосистемы «Широкого» леса 3. Животный мир леса 3. Животный мир леса 4. Определение степени деградации лесного фитоциноза по состоянию древесных растений 4. Определение степени деградации лесного фитоциноза по состоянию древесных растений 5. Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов 5. Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов 6. Анализ экологической обстановки «Широкого» леса 6. Анализ экологической обстановки «Широкого» леса 7. Словарь 7. Словарь 8. Используемая литература 8. Используемая литература

Цель: исследование экологической обстановки «Широкого леса» Задачи: Задачи: 1. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости природного объекта, признанию самоценности Природы. 1. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости природного объекта, признанию самоценности Природы. 2. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. 2. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. 3. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 3. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

Введение: Введение: Лес дремучий кругом понавесился Лес дремучий кругом понавесился Вековыми дубами, березами, Вековыми дубами, березами, Сполз с горы, перебрался и за реку, Сполз с горы, перебрался и за реку, Точно в брод перешел и раскинулся Точно в брод перешел и раскинулся В неоглядную даль, в необъездную… В неоглядную даль, в необъездную… Л.Мей. Л.Мей.

Каждому жителю нашего села известен «Широкий» лес. Этим лесом можно любоваться во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой манне. Осенью, как пожаром, горит яркостью желтых, красных, оранжевых и бурых красок. Каждому жителю нашего села известен «Широкий» лес. Этим лесом можно любоваться во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой манне. Осенью, как пожаром, горит яркостью желтых, красных, оранжевых и бурых красок. Лес – кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышать. Лес – кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышать. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, грибами. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней. Издавна наши места привлекали внимание ученых. В 1976 году Воронежским НИИ селекции и генетики в «Широком» лесу был заложен ельник. Проводился опыт по приживаемости ели 46 популяций из разных стран. Площадь ельника 10 га. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, грибами. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней. Издавна наши места привлекали внимание ученых. В 1976 году Воронежским НИИ селекции и генетики в «Широком» лесу был заложен ельник. Проводился опыт по приживаемости ели 46 популяций из разных стран. Площадь ельника 10 га. Этот опыт удался, и сейчас наш взгляд радуют огромные ели – красавицы. Этот опыт удался, и сейчас наш взгляд радуют огромные ели – красавицы. Это удивительное место забыть невозможно, и, приходя сюда снова и снова, я открываю для себя что-то новое. Это удивительное место забыть невозможно, и, приходя сюда снова и снова, я открываю для себя что-то новое. Долг каждого человека – бережно относиться к лесному богатству. Долг каждого человека – бережно относиться к лесному богатству.

Особенности лесной экосистемы «Широкого леса» Особенности лесной экосистемы «Широкого леса» Лес отличается большим видовым разнообразием, что обусловлено благоприятными природными условиями. Здесь быстро протекает минерализация ежегодного опада и интенсивная биологическая аккумуляция веществ, что приводит к накоплению азота в почвах и создает условия для развития сложных биоценозов. Лес отличается большим видовым разнообразием, что обусловлено благоприятными природными условиями. Здесь быстро протекает минерализация ежегодного опада и интенсивная биологическая аккумуляция веществ, что приводит к накоплению азота в почвах и создает условия для развития сложных биоценозов. Особенность лесной экосистемы – четко выраженная ярусность. Так, в дубравах верхний господствующий ярус образуют светолюбивые деревья (дуб, ясень, береза). Ниже, под верхним пологом, располагаются подчиненные ярусы. Деревья второго яруса (липа, клен остролистный, вяз, дикая яблоня, груша). Подлесок образуют кустарники (лещина обыкновенная, шиповник, бересклет бородавчатый). Наземный ярус образуют травяной и моховый покров. Особенность лесной экосистемы – четко выраженная ярусность. Так, в дубравах верхний господствующий ярус образуют светолюбивые деревья (дуб, ясень, береза). Ниже, под верхним пологом, располагаются подчиненные ярусы. Деревья второго яруса (липа, клен остролистный, вяз, дикая яблоня, груша). Подлесок образуют кустарники (лещина обыкновенная, шиповник, бересклет бородавчатый). Наземный ярус образуют травяной и моховый покров.

Ярусность растений можно проследить, используя таблицу: «Лесные этажи» Ярус Растения 1Гусиный лук, ветреница, пролесок, мох 2Лещина, шиповник, бересклет. 3Липа, клен, вяз, дикая яблоня, груша. 4Дуб, ясень, береза.

Животный мир «Широкого» леса Животный мир «Широкого» леса Символом леса является лось. Его часто можно увидеть в ельнике, особенно весной. Также часты такие гости как, косули, кабаны. Они выходят на водопой к речке, которая протекает недалеко от леса. Все эти «пришельцы» мигрируют к нам из Воронежского заповедника.

Делая анализ разнообразия животного мира «Широкого» леса, я составил следующую таблицу: Группа ПредставителиВиды кормов ФитофагиЛоси, косули.Кипрей, хвощ, листья березы, ветки лиственных пород, кору различных деревьев МиксотрофыКабаны.Корневища, клубни, корни разных растений, фрукты, орехи, желуди, дождевые черви, мелкие позвоночные ЗоофагиТравяная лягушка.Насекомые ХищникиЛисы, волкиЗайцы, грызуны, домашние животные

По таблице видно, что каждый лесной житель занимает свою экологическую нишу и выполняет свою функцию по поддержанию равновесия в лесной экосистеме.

Определение степени деградации лесного фитоциноза по состоянию древесных растений Определение степени деградации лесного фитоциноза по состоянию древесных растений Цель работы: оценить степень нарушенности лесного фитоценоза под влиянием экологических факторов Материалы: рулетка, лупа. Ход работы Ход работы 1. Я заложил пробную площадку. Площадка не должна выходить за пределы выбранного лесного сообщества (чтобы главный, доминирующий вид был везде в пределах площадки). 2. Определил вид деревьев, растущих на пробной площадке. 3.Определил состояние отдельных деревьев каждого вида. Оценку состояния деревьев провел по внешним признакам по 5-бальной шкале

Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам Балл Характеристика состояния деревьев 1.Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме 2.Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на отдельных участках 3.Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшается или отсутствует. Самотечение сильное. Значительные участки коры отмерли 4.Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. Н стволах признаки заселения короедами и другими вредителями 5Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины)

Определил коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке: К = К1 +К2 + К3 +К4 К = К1 +К2 + К3 +К4 R Где К1,К2,К3,К4 – коэффициенты состояния видов деревьев; R – число видов деревьев

Все полученные данные я занес в таблицу: Оценка состояния древостоя смешанного леса Виды деревьев Количество деревьев Состояние деревьев, баллы Коэффициент состояния вида 1. Дуб411221,5 2. Береза Ель Липа ,2

Чтобы оценить состояние древостоя, я использовал следующую градацию: К< 1,5 – здоровый древостой; К = 1,6 – 2,5 – ослабленный древостой; К = 2,6 – 3,5 – сильно ослабленный лес; К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес; К > 4,6 – погибающий лес. Моя оценка состояния древостоя по внешним признакам следующая: на данной площадке лесного сообщества вполне здоровый древостой.

Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов Цель работы: оценить уровень загрязненности воздуха по интенсивности роста эпифитных мхов Материалы и оборудование: рулетка, лупа. Ход работы Ход работы 1. Мною были определены участки обследования. Была заложена площадка 100 x 100 м. 1. Мною были определены участки обследования. Была заложена площадка 100 x 100 м. 2. На пробной площадке я выбрал 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев. 2. На пробной площадке я выбрал 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.

Провел обследование по образцу таблицы: Зона загрязнения воздуха Встречаемость эпифитных мхов Оценка загрязнения воздуха 1.Мхи на стволах деревьев отсутствуют Очень сильное загрязнение 2.Эпифитные мхи отсутствуют. На северной стороне деревьев встречается зеленоватый налет водорослей Сильное загрязнение 3.У основания деревьев присутствует незначительное количество особей мхов 1 вида Среднее загрязнение 4.Появление мхов на стволах деревьев по всей обследуемой высоте. Количество видов более 2-х Небольшое загрязнение 5.Высокое видовое разнообразие эпифитных мхов по всей обследуемой высоте деревьев Воздух чистый

Было установлено, что загрязнение воздуха – среднее. Для того чтобы убедиться в этом, я провел еще одну работу: «Оценка качества окружающей среды на основе анализа повреждений хвои сосны обыкновенной» Ход работы 1.Я выбрал несколько молодых сосен и осмотрел их хвою на побегах предыдущего года. 1.Я выбрал несколько молодых сосен и осмотрел их хвою на побегах предыдущего года. 2. По оценочной шкале определил класс повреждений хвоинок. Результаты занес в таблицу. 2. По оценочной шкале определил класс повреждений хвоинок. Результаты занес в таблицу.

Классы повреждения хвои: 1 – хвоинки без пятен; 2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 – хвоинки с многочисленными черными и желтыми пятнами, мелкими и крупными. Классы усыхания хвои: 1 – нет сухих участков; 2 – усохли кончики на 2-5 мм; 4 - вся хвоинка желтая или более половины сухая. Классы повреждения хвои: 1 – хвоинки без пятен; 2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 – хвоинки с многочисленными черными и желтыми пятнами, мелкими и крупными. Классы усыхания хвои: 1 – нет сухих участков; 2 – усохли кончики на 2-5 мм; 4 - вся хвоинка желтая или более половины сухая. п /п Класс повреждения хвоиКласс усыхания хвои 1.Хвоинки с небольшим числом мелких пятен Усохли кончики до 2 мм

Анализ экологической обстановки «Широкого» леса Подводя итог своего исследования нужно отметить, что экологическая обстановка в данном лесу не критическая. Загрязнение воздуха среднее, древостой вполне здоровый на обследуемой территории. Но лес очень большой и там всегда найдется работа. Нужно только очень сильно захотеть сохранить все богатство. А для этого очень важно научиться разглядеть красоту и насладиться ею в природе.

Прекрасной быть должна Земля- Прекрасной быть должна Земля- Она у всех у нас одна. Она у всех у нас одна. А мы – хозяева Земли. А мы – хозяева Земли. Мы охранять ее Мы охранять ее должны. должны.

Словарь Словарь 1. Градация – последовательность 1. Градация – последовательность 2. Ксилофаги – насекомые, потребители древесины 2. Ксилофаги – насекомые, потребители древесины 3. Миксотрофы – смешанный 3. Миксотрофы – смешанный 4. Зоофаги – животные, пищей которым служат другие животные 4. Зоофаги – животные, пищей которым служат другие животные 5. Фитоциноз – растительное сообщество 5. Фитоциноз – растительное сообщество 6. Фитофаги – животные, питающиеся только растениями 6. Фитофаги – животные, питающиеся только растениями 7. Ярусность – расчленение растительного сообщества на слои, ярусы 7. Ярусность – расчленение растительного сообщества на слои, ярусы

Используемая литература 1. Климов С.М. Школьная научно-исследовательская работа по биологии и экологии. Липецк: ЛГПИ – с. 2. Созонтова О.В. природа и экология Липецкой области: учебное пособие для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы - /О.В. Созонтова, Н.Н.Долбитова. Липецк: ИРО, – 206с. 3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий классы. – М.: 5 за знания, – 208с. – (Методическая библиотека).

Рецензия Положительные моменты в работе: 1. Тема работы определена и сформулирована правильно; 2. Цель вытекает из обоснования той проблемы, в которую входит тема исследования; 3. Поставлены конкретные задачи; 4. Методы исследования разнообразны; 5. Непонятным словам дано объяснение ; 6. Оформление работы достаточно оригинально. 7. Поставленная цель достигнута. Недостатки в оформлении работы: Недостатки в оформлении работы: 1. Нет конкретных фотографий растений и животных упоминаемых в проекте; 2. В заключении не суммированы все краткие выводы, которые были сделаны по каждому разделу работы. После того, как будут устранены недочеты в оформлении, данная исследовательская работа будет служить дополнительным материалом на уроках. данная исследовательская работа будет служить дополнительным материалом на уроках. Рекомендовано представить работу на районный конкурс «День биологического разнообразия» Рекомендовано представить работу на районный конкурс «День биологического разнообразия»