Рейтинги в образовании: разметка проблемного поля Институт образования НИУ ВШЭ, 2013 г.
2013 год – «Год рейтингов»
Указ Президен- та РФ (597, от ) Постанов- ление Правитель- ства РФ 286 от (Правила..) Распоря- жения и приказы о реализа- ции Рекомен- дации Минобр- науки ( ) Проект ФЗ Минтру- да о внесении измене- ний Актуализация политических приоритетов и развитие нормативного правового регулирования
Использование рейтингов в управлении образованием Единичные прецеденты (Новгородская обл., с 90-ых гг) Национальные проекты (ПНПО, КПМО, 2000-е гг) – вопрос об инструментах оценки Развитие СОКО – мониторинги и «закрытые» рейтинги Рейтинг субъектов РФ по показателям развития образования (НИУ ВШЭ, 2006) Рейтинги образовательных организаций и систем в субъектах РФ (2013 г.)
«Независимые» рейтинги системы образования Рейтинги, построенные на мнениях пользова- телей Пользовательские рейтинги Профессиональ- но построенные рейтинги и навигаторы разных аспектов социальной сферы «Социальный навигатор» Немногочис- ленные разные рейтинги об образовании Другие «игроки» Развитие открытости приводит к росту данных на сайтах, но их качество и надежность не высоки, возможности сбора ограничены - а это серьезный барьер для развития независимых рейтингов
Появляется альтернатива тотальным линейным рейтингам? Тематические рейтинги: для отдельных групп ОО (Рейтинг школ повышенного уровня) по отдельным направлениям деятельности (Рейтинг информационной открытости) Кластерные рейтинги (Московская область, ЯНАО)Ренкинги-навигаторы (РИА Новости)Рейтинги по динамическим показателям (Белгородская область)Контекстуализация рейтингов (НИУ ВШЭ, индексы школ)
Результаты рейтингов активно обсуждаются и используются для принятия решений «Editor SN, а можно ли как-то увидеть, на какое место в топе попали эти школы? В списке по субъектам они просто в алфавитном порядке» *** Эксперт: «Критерии отбора школ вызывают недоумение. Наибольшее недоумение вызывает их количество. Зато уже кого -то подкупает своей простой и прозрачностью, и это огорчает и вызывает тревогу…» *** «Наталья Третьяк рассказала, что разослала письма губернаторам регионов с просьбой соответствующим образом наградить директоров вошедших в топ-500 лучших школ. Также не исключено, что для таких школ будут выделены дополнительные финансовые транши.» *** Родитель: «Я понимаю, что основные школы в рейтинге заслуживают гранты, но хочется чтобы и обычным уделили внимание.» *** «…в соответствии с теорией об "эффективном менеджменте" в образовании, думаю, гранты мэра получит какая-нибудь местная гимназия с высоким ЕГЭ...На мой взгляд, в образовании, как в спорте - страна неминуемо начинает проигрывать Олимпиады, если в каждом дворе нет бесплатной спортивной секции. Точно также я убеждена, что "повышать благосостояние" ограниченного круга школ на фоне всеобщей деградации образования - это тупик.» *** Из резолюции Общественной Палаты: «обеспечивать задачу развития образовательных организаций и образовательных систем, минимизируя риски принятия неадекватных внутриведомственных управленческих решений (по возможности уходить от выстраивания линейных рейтингов к представлению профилей школ)»
А так ли уж они нужны? Сайты муниципальных управлений. Значимость информации (в баллах от max=100): Рейтинги образовательных организаций, позволяющие оценить качество предоставляемых образовательных услуг (Моск.обл., 2013 г.) Оцените, насколько Вы заинтересованы в каждом конкретном типе официальной информации о ситуациях и процессах в Московском образовании (Опрос московских родителей2013 г.)
Вопросы, которые возникают Почему именно сейчас актуализировались рейтинги? Кому и зачем они нужны? Почему именно рейтинги, а не открытые базы данных? Каковы реальные последствия от публикации рейтингов? Как определить грань между пользой и вредом рейтингов? Как обеспечить качество рейтингов?