Мониторинг делового климата и деловой активности в муниципальных районах РТ Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Количество субъектов предпринимательства и численность работников Количество предприятий Численность работников (чел.) Малые и микропредприятия Средние.
Advertisements

Результаты дополнительной диспансеризации работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» на 15 сентября 2009г (по принятым.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Предпринимательство Выступление заместителя начальника информационно-аналитического.
Дополнительная диспансеризация работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» (по оперативным данным процент выполнения по.
Дополнительная диспансеризация работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» (по данным Фонда ОМС процент выполнения по Республике.
Министерство образования и науки Республики Татарстан В среднем за июнь 2012 года количество зарегистрированных пользователей информационной системы «Электронное.
Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ Проект «Максат» Цель - конкурентоспособность Утвержден на заседании Совета Ассоциации 29 марта 2012.
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан 1 Реализация 185-ФЗ, Подготовка к зиме, Подготовка к зиме, Ввод жилья в Республике Татарстан.
Проект «Команда 2013» в районах Республики Татарстан Галиуллина Фарида Шамилевна директор департамента по работе с образовательными учреждениями и некоммерческими.
Министерство образования и науки Республики Татарстан В среднем за сентябрь 2012 года количество зарегистрированных пользователей информационной системы.
О ходе реализации Закона Пермского края "О краевой целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на годы"
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
МЭСИ Ярославский филиал МЭСИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Погорелов В.В. аспирант Руководитель: Макарова М.В.
Развитие экономики через сферу малого предпринимательства.
Малое предпринимательство Республики Коми 1 Сегодня в Республике Коми: Зарегистрировано 4982 малых предприятия. Зарегистрировано 4982 малых предприятия.
Кировская область Кузнецов Алексей Борисович, Заместитель Председателя Правительства Кировской области Внедрение на территории Кировской области Стандарта.
Районная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Искитимском районе» годы.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
МО Начисления за ЖКУ, тыс. руб. МО Начисления за ЖКУ, тыс. руб. авг.12сен.12 изменение начислений сентября к августу авг.12сен.12 изменение начислений.
Minzdrav.tatarstan.ru Министр А.З.ФАРРАХОВ. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН minzdrav.tatarstan.ru Программа модернизации – 11 млрд.
Транксрипт:

Мониторинг делового климата и деловой активности в муниципальных районах РТ Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Министерством экономики Республики Татарстан и Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан по реализации программы «ПЛАН 34» Республика Татарстан, г.Казань август-октябрь 2013 Исполнитель НП «Ресурсный Центр Стратегического Планирования» (г.Казань) Руководитель Проекта Р.Шайхудинов Е-Бюллетень

Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34" «Необходимо перейти к совместной системной работе с общественными советами в министерствах, ведомствах и муниципальных районах. Важно последовательно развивать институты гражданского общества, наращивать поддержку инициатив некоммерческих организаций и активно привлекать к этому процессу бизнес-сообщество» Послание Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. Государственному Совету Республики Татарстан «Министрлыкларда, ведомстволарда һәм муниципаль районнарда иҗтимагый советлар белән уртак системалы хезмәттәшлек итүгә күчәргә кирәк. Гражданлык җәмгыяте институтларын эзлекле рәвештә үстерү, коммерциячел булмаган оешмалар инициативаларына ярдәмне арттыру һәм бу процесска бизнес җәмәгатьчелекне актив җәлеп итү мөһим» Татарстан Республикасы Президенты Р.Н.Миңнехановның Татарстан Республикасы Дәүләт Советына Юлламасы

Введение Уважаемые руководители Исполкомов и Советов предпринимателей МР РТ, направляем Вам результаты Мониторинга Делового климата в части взаимодействия власти и бизнеса и Деловой активности МР РТ за 2008 – 2012 гг. Работа выполнена в рамках Соглашения о сотрудничестве Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса и Министерства экономики Республики Татарстан, которые не ограничивали свободу действий для получения объективных данных и выражения независимого взгляда. Результаты мониторинга никого ни к чему не обязывают, их можно учитывать и использовать в работе по мере необходимости. Итоги мониторинга в какой-то мере результируют работу власти и бизнеса за предшествующий период и показывают наличие огромных резервов в повышении деловой активности бизнеса, которые Вы сможете выявить в процессе обсуждения. Надеемся, что результаты мониторинга Вы сможете использовать при разработке новых Программ развития предпринимательства на предстоящий период. В случае возникновения вопросов, сомнений, уточнений, просим Вас обращаться по адресу электронной почты: для разъяснения соответствующих вопросов и получения Руководитель Проекта Шайхудинов Р.А. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Содержание ЧАСТЬ 1. ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ РТ Некоторые выводы ЧАСТЬ 1. ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ РТ Некоторые выводы ЧАСТЬ 2. ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНАМ РТ Показатели Деловой активности по МР РТ: Казанская агломерация Предволжская экономическая зона Предкамская экономическая зона Закамская экономическая зона Набережночелнинская агломерация Юго-Восточная экономическая зона Часть 3. СВОДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПО РТ Государственная поддержка МСП РТ Сводные показатели Деловой активности по РТ Некоторые выводы ЧАСТЬ 2. ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНАМ РТ Показатели Деловой активности по МР РТ: Казанская агломерация Предволжская экономическая зона Предкамская экономическая зона Закамская экономическая зона Набережночелнинская агломерация Юго-Восточная экономическая зона Часть 3. СВОДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПО РТ Государственная поддержка МСП РТ Сводные показатели Деловой активности по РТ Некоторые выводы Сл.6 – 14 Сл.14 Сл.6 – 14 Сл.14 Сл Сл Сл Сл Сл Сл Сл Сл Сл.50 – 57 Сл.51 – 52 Сл.53 – 56 Сл.57 Сл Сл Сл Сл Сл Сл Сл Сл Сл.50 – 57 Сл.51 – 52 Сл.53 – 56 Сл.57 Цели Мониторинга Сл.5 Точка зрения, выраженная в настоящем документе, отражает мнение экспертов исследовательской компании и может не совпадать с позицией Министерства экономики Республики Татарстан и Ассоциации малого и среднего бизнеса Республики Татарстан. При перепечатке материалов ссылка на настоящий Документ обязательна. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Цели Мониторинга A.Получить некоторые характеристики Делового климата, раскрывающие уровень взаимодействия муниципальной власти и бизнеса; B.Получить данные, характеризующие Деловую активность предпринимателей в каждом муниципальном районе в период с 2008 по 2012 год; C.Подготовить электронный бюллетень с основными результатами, выводами и рекомендациями, и произвести рассылку по МР РТ; D.Оказать содействие МР РТ в выявлении дополнительных возможностей для развития МСП. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Часть I. Деловой климат в муниципальных районах РТ Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Мониторинг Делового климата МР: некоторые особенности Особенности мониторинга Делового Климата: результаты контент-анализа официальных сайтов муниципальных районов РТ по 5 заданным параметрам (активность бизнес-сообщества, наличие Программ развития МСП, прозрачность, инфраструктура развития бизнеса, инвестиционная политика) выражены в бальных оценках, при этом вес каждого показателя определен по итогам экспертного опроса. мониторинг выполняет дополняющую, конкретизирующую функцию по отношению ранее проводимым страновым замерам и Деловой климат рассматривается по ограниченным параметрам; основное внимание акцентируется на четырех показателях деловой активности МСП за последние 5 лет на основе официальных статистических данных. Учитывая относительную новизну перечисленных факторов, весьма сложно оценивать их воздействие на деловую активность, но очевидно, что там, где эти факторы «не работают», деловая активность не получает стимулирующей подпитки, не способна развиваться в полной мере и обеспечивать свободу предпринимательства. Некоторая отдаленность индекса Делового климата во многих МР от 1 – т.е. уровня наилучшей практики, подчеркивает наличие большого потенциала его улучшения при условии выстраивания реального взаимодействия власти и бизнеса. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Мониторинг Делового климата МР: некоторые ограничения Некоторые ограничения Мониторинга Делового климата: Оценка взаимодействия власти и бизнеса производилась по результатам анализа официальных сайтов МР РТ в период с 15 августа по 15 сентября. Согласно разработанным условиям мониторинга, отсутствие на официальном сайте искомых данных, например, информации о работе Совета предпринимателей, в показателе делового климата оценивалось в 0 баллов, даже при том, что фактически Совет существует. В процессе изучения сайтов МР РТ не производилась оценка качества документов как то: Программ развития предпринимательства, Целевых Программ, Протоколов заседания Советов предпринимателей, меморандумов, планов и др., поскольку эта работа выходила за рамки технического задания. «Совокупность, находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых местным хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие хозяйственных решений об изменении масштабов и характера производства» (проф. Жихаревич Б.С.) Из множества определений «Делового климата» данное исследование ориентировалось на следующее понимание термина: Общепризнанно - Татарстан выделяется среди многих регионов России привлекательным деловым, инвестиционным климатом и для удержания места в группе лидеров работает над укреплением своих позиций на межрегиональных и международных инвестиционных рынках. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

От чего зависит деловой климат в МР РТ? (мнения экспертов) Какие компоненты деловой среды муниципальных районов оказывают наибольшее влияние на формирование делового климата в МР? Отличается ли деловой климат по муниципальным районам? Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

От чего зависит деловой климат в МР РТ? (мнения экспертов) Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34" Что, по вашему мнению, отражают наблюдаемые различия в активности развития бизнеса по муниципальным районам РТ в первую очередь? Каков уровень зависимости деловой активности бизнеса от делового климата в МР РТ?

Показатели, включенные в Индекс Делового климата МР РТ (взаимодействие власти и бизнеса по результатам анализа официальных сайтов МР РТ) Индекс делового климата в МР РТ ДК ( j) = [ P (i ; j)] / 100 Прозрачность Активность бизнес сообщества Программы развития МСП Инфраструктура развития бизнеса Инвестиционная политика Публикация результатов программ развития МСП Публикация резолюций, результатов конференций Наличие общественных организаций предпринимателей, их состав Публикация протоколов заседаний, планы работ Наличие муниципальных Программ развития МСП Наличие отраслевых муниципальных Программ развития МСП Наличие инкубаторов Наличие Промышленных Площадок Наличие Инвестиционных Меморандумов Наличие инвестиционных Программ развития Наличие инвестиционных площадок 10 баллов 8 баллов 6 баллов где ДК (j) – сводный рейтинговый балл для j – го муниципального района P (i ; j) – значение в баллах i –го показателя для j – го муниципального района Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Индекс Делового климата в МР РТ (показатели взаимодействия власти и бизнеса по результатам анализа официальных сайтов МР РТ) Казанская агломерация Индекс Г.Казань0,23 Зеленодольский МР0,15 Пестречинский МР0,1 Атнинский МР0,07 Лаишевский МР0,06 Высокогорский МР0,03 Верхнеуслонский МР0,02 Предволжская эк. зона Индекс Дрожжановский МР 0,08 Буинский МР 0,07 Тетюшский МР 0,05 Камско-Устьинский МР 0,03 Апастовсий МР 0,02 Кайбицкий МР 0,02 Предкамская эк. зона Индекс Балтасинский МР0,13 Мамадышский МР0,1 Тюлячинский МР0,07 Р-Слободский МР0,07 Кукморский МР0,05 Сабинский МР0,02 Арский МР0,02 Закамская эк.зона Индекс Чистопольский МР0,23 Алькеевский МР0,05 Нурлатский МР0,02 Акусубаевский МР0,02 Спасский МР0,02 Алексеевский МР0,02 Новошешминский МР0,02 Нижнекамская агломерация Индекс Г.Наб челны0,18 Нижнекамский МР0,13 Елабуга МР0,13 Менделеевск МР0,1 Агрызский МР0,1 Актанышский МР0,1 Тукаевский МР0,08 Заинский МР0,07 Мензелинский МР0,03 Муслюмовский МР0,02 Юго-Восточная эк. зона Индекс Азнакаевский МР0,13 Бугульминский МР0,11 Лениногорский МР0,07 Черемшанский МР0,07 Альметьевский МР0,05 Бавлинский МР0,04 Ютазинский МР0,02 Сармановский МР0,02 * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Оценка показателей Делового климата на основе анализа официальных сайтов МР РТ Активность бизнес-сообщества - наличие на сайте МР информации об общественных организациях предпринимателей, их составе, или протоколов заседаний, или планов работ; Прозрачность - публикация на сайте МР результатов ПРП, конференций, резолюций; Программы развития МСП - наличие на сайте МР Программ развития предпринимательства или др. отраслевых Программ; Инфраструктура развития бизнеса - наличие Инкубаторов, Промышленных Площадок и Парков; Инвестиционная политика - наличие на сайте МР информации об Инвестиционном меморандуме, или Инвестиционных Проектах, или об Инвестиционных Площадках. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Некоторые выводы При общих условиях ведения бизнеса в Республике Татарстан, экспертами отмечены кардинальные различия делового климата в части, так называемых «мягких факторов», к которым можно отнести взаимодействие власти и бизнеса в МР. Для большинства МР РТ характерен низкий уровень прозрачности власти относительно решений вопросов развития малого и среднего бизнеса. В ряде районов Глава является решающим «климатообразующим» фактором, в то же время полноценно и публично работающие общественные организации предпринимателей отмечены лишь в нескольких муниципальных районах, что отражает недостаточность общественных противовесов административному влиянию. Ограниченное количество находящихся в публичном пространстве Программ развития предпринимательства в МР, также обсуждения этапов и результатов их выполнения, порождает вопросы о наличии совместного предмета деятельности власти и бизнеса. Отсутствие в большей части районов инвестиционных меморандумов, инвестиционных и промышленных площадок, инвестиционных проектов в публичном пространстве, свидетельствуют о недостаточной подготовленности и/или ориентированности Исполнительных комитетов на повышение деловой активности. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Часть II. Деловая активность по муниципальным районам РТ Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Мониторинг Деловой активности в МР РТ: некоторые особенности Особенности мониторинга Деловой активности: деловая активность оценивается с помощью относительных показателей, например, количество МСП на 10 тыс. жителей, объем производства на 1 предприятие и др., что позволяет добиться сопоставимости данных и оценить активность бизнеса всех МР безотносительно к их размерам; в статистических сборниках употребляются разные термины: «Выручка от реализации товаров (работ, услуг)», «Оборот предприятий». В настоящем исследовании принято условное обозначение «Объем выручки» для ИП и «Оборот» для МСП (юр.лиц) для упрощения употребления показателя; в различных статистических сборниках употребляются такие понятия, как «Число замещенных рабочих мест субъектов малого и среднего предпринимательства», «Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)». В настоящем исследовании принято обозначение «Среднесписочная численность работников» для МСП и «Средняя численность занятых в индивидуальной предпринимательской деятельности»; мониторинг лишь фиксирует процессы, привлекает внимание к ситуации, но объяснение причинных связей, выходит за рамки его возможностей. По совокупности установленных показателей МР РТ условно распределены на группы с высокой, средней и низкой активностью. К группе с высокой деловой активностью отнесены 13, к средней 17, к низкой 15 муниципальных районов и городов. В основе активной динамики МСП Группы А лежит высокая инвестиционная активность на 1 предприятие, использование преимуществ экономико- географического положения, традиций, меры государственной поддержки и другие факторы. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Мониторинг Деловой активности в МР РТ: некоторые ограничения В качестве ориентира было использовано определение «Деловой активности», в чем-то близкое к пониманию проф. Жихаревича.: Деловая активность - «Набор характеристик деятельности малых и средних предприятий за определенный промежуток времени, выражающихся показателями темпов появления предприятий, капиталовложений (инвестиций), роста оборота и создания новых рабочих мест». («Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия» 2001 г.) Примечание: Отклонения показателей в динамике, обусловлены множеством факторов, включая такие как изменения в налоговом законодательстве, экономическая (финансовая) ситуация, сезонные условия (в с/х и в последующем – торговле) и т.д. Некоторые ограничения Мониторинга Деловой активности: Данные об обороте малых и средних предприятий и выручке ИП использовались без учета инфляции. Воздействие общеэкономических, финансовых, налоговых факторов не учитывалось в данной работе. В силу того, что в органах статистики не разрабатывались показатели «Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2011 и 2012 гг.» и «Инвестиции в основной капитал ИП за 2007, 2008, 2009, 2011 и 2012 гг.», поэтому: данные по инвестициям в малые предприятия учитывались за гг.; данные по инвестициям в средние предприятия учитывались за гг.; данные по инвестициям ИП не учитывались. Настоящая работа основывалась на использовании только официальных статистических данных без учета влияния на бизнес воздействия неразрешенных элементов деятельности (теневой бизнес). Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Показатели, включенные в сводный индекс по Деловой активности в МР РТ Индекс Деловой Активности ДА = Σ [x(i) * P(i)] Количество экономически активных субъектов МСП на жителей МР РТ (суммарный прирост за 5 лет) Количество рабочих мест на одно предприятие (суммарный прирост за 5 лет) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) на 1 предприятие (суммарный прирост за 5 лет) Объем инвестиций в среднем на 1 предприятие (суммарный прирост за 5 лет) Вес показателя: 0,3 Вес показателя: 0,2 Вес показателя: 0,3 где ДА – суммарная взвешенная оценка деловой активности конкретного муниципального образования (Индекс); Х (i) – совокупная балльная оценка i-го фактора для муниципального образования; Р (i) – вес i-го фактора. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Сводный индекс Деловой активности по МР РТ * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Казанская агломерация Предволжская ЭЗПредкамская ЭЗ Закамская ЭЗ Набережночелнинская агломерация Юго-Восточная ЭЗ Высокий уровень деловой активности – 13 МР с индексом от 0.45; Средний уровень деловой активности – 17 МР с индексом от 0.38 до 0.44; Низкий уровень деловой активности – 15 МР с индексом до Гр. А. Гр. В. Гр. С. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Казанская агломерация Индекс количества МСП на жителей Индекс количества работников на 1МСП Индекс объема выручки на 1 МСП Индекс объема инвестиций в среднем на 1 МСП ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Индекс Деловой активности Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество предприятий на 10 тыс. жителей за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Средний оборот на 1 предприятие с гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество среднесписочной численности работников на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Инвестиции на 1 предприятие с гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Предволжская экономическая зона Индекс количества МСП на жителей Индекс количества работников на 1МСП Индекс объема выручки на 1 МСП Индекс объема инвестиций в среднем на 1 МСП ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Индекс Деловой активности Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество предприятий на 10 тыс. жителей за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Средний оборот на 1 предприятие с г. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество среднесписочной численности работников на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Инвестиции на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Предкамская экономическая зона * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Индекс количества МСП на жителей Индекс количества работников на 1МСП Индекс объема выручки на 1 МСП Индекс объема инвестиций в среднем на 1 МСП ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС Индекс Деловой активности Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество предприятий на 10 тыс. жителей за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Средний оборот на 1 предприятие с гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество среднесписочной численности работников на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Инвестиции на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Закамская экономическая зона * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Индекс количества МСП на жителей Индекс количества работников на 1МСП Индекс объема выручки на 1 МСП Индекс объема инвестиций в среднем на 1 МСП ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС Индекс Деловой активности Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество предприятий на 10 тыс. жителей за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Средний оборот на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество среднесписочной численности работников на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Инвестиции на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Набережночелнинская агломерация * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Индекс количества МСП на жителей Индекс количества работников на 1МСП Индекс объема выручки на 1 МСП Индекс объема инвестиций в среднем на 1 МСП ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС Индекс Деловой активности Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество предприятий на 10 тыс. жителей за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Средний оборот на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество среднесписочной численности работников на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Инвестиции на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Юго-Восточная экономическая зона * Показатели индексов варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике Индекс количества МСП на жителей Индекс количества работников на 1МСП Индекс объема выручки на 1 МСП Индекс объема инвестиций в среднем на 1 МСП ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС Индекс Деловой активности Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество предприятий на 10 тыс. жителей за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Средний оборот на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Количество среднесписочной численности работников на 1 предприятие за гг. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Ключевые показатели для расчета Индексов Деловой активности: Инвестиции на 1 предприятие за гг. * Стат.данные за гг. отсутствуют Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Часть III. Сводные результаты Мониторинга по Республике Татарстан Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Государственная поддержка МСП Количество предпринимателей, получивших имущественную, информационную поддержки и поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по эк.зонам РТ в гг. (9 мес.) Количество предпринимателей, получивших финансовую поддержку, и сумма поддержки по эк.зонам РТ за гг. (9 мес.) Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Государственная поддержка МСП (млн.руб.) и место в Рейтинге деловой активности РТ *г.Казань – 232,6 млн.руб. Высокий уровень деловой активности - 13 МР с индексом от 0.45; Средний уровень деловой активности - 17 МР с индексом от 0.38 до 0.44; Низкая деловая активность - 15 МР с индексом до Гр.А Гр.В Гр.С Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Динамика количества экономически активных МСП в РТ Динамика развития экономически активных средних предприятий в РТ за гг., ед. Динамика количества экономически активных средних предприятий на 10 тыс. жителей, ед. Динамика количества экономически активных малых предприятий на 10 тыс. жителей, ед. Динамика развития экономически активных малых предприятий в РТ за гг., ед. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Динамика оборота экономически активных МСП в РТ Динамика оборота экономически активных малых предприятий в РТ, млрд.руб. Динамика оборота на 1 экономически активное малое предприятие в РТ, млн.руб. Динамика оборота экономически активных средних предприятий в РТ, млрд.руб. Динамика оборота на 1 экономически активное среднее предприятие в РТ, млн.руб. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Динамика среднесписочной численности работников МСП в РТ Среднесписочная численность работников на 1 СП РТ с гг., чел. Динамика среднесписочной численности работников СП с гг., чел. Среднесписочная численность работников на 1 МП РТ с гг., чел. Динамика среднесписочной численности работников МП с гг., чел. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Динамика инвестиций экономически активных МСП в РТ Инвестиции на 1 экономически активное СП РТ, млн.руб. Динамика инвестиций экономически активных СП РТ, млн.руб. Инвестиции на 1 экономически активное МП РТ, млн.руб. Динамика инвестиций экономически активных МП РТ, млн.руб. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Некоторые выводы В целом по РТ исследуемый период отмечен ростом числа экономически активных малых предприятий, при минимальном увеличении объема производства товаров и услуг в расчете на одно предприятие. Количественный рост не привел к увеличению доли «обрабатывающих производств». Отмеченное сокращение количества СП, сопровождалось увеличением оборота, в том числе на 1 предприятие, в то же время выявленное снижение общей инвестиционной активности СП ставит под вопрос повышение деловой активности в последующий период. По совокупности установленных показателей МР РТ условно распределены на 3 группы с высокой, средней и низкой активностью. К группе с высокой деловой активностью отнесены 13 МР, 17 МР - к группе с средней ДА, и 15 МР - к группе с низкой ДА. Роль гос. поддержки заметна на примере муниципальных районов РТ, однако имеются районы, показавшие минимальную активность при значительном объеме господдержки. В процессе мониторинга проявился вопрос об отсутствии в публичном информационном пространстве результатов независимых исследований об эффективности государственной поддержке СМП. На замедление темпов и качества развития предпринимательства оказало негативное влияние недостаточная ориентированность управления (на всех уровнях) на технологические новации, на модернизацию, а также размытость приоритетов в политике поддержки МСП. Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Будем признательны Вам за замечания, предложения, вопросы: Ф.: (843) Тел.: Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"

Употребляемые сокращения МП – малые предприятия СП – средние предприятия ИП – индивидуальные предприниматели МР РТ – Министерство экономики Республики Татарстан МСП – субъекты малого и среднего предпринимательства (в т.ч. ИП) Эк.зона – экономическая зона Республики Татарстан МР – муниципальные районы п/п – предприятие Тыс. – тысяч Млн.руб. – миллионов Руб. – рублей Чел. – человек Г. - год Мониторинг выполнен в рамках Программы совместных работ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МЭ РТ и Ассоциацией предприятий МСБ РТ по реализации программы "ПЛАН 34"