ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Гигиена физического воспитания детей и подростков лекция 6 Лопатина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовительная медицинская группа. В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся,
Advertisements

«Создание условий для физического развития детей в ДОУ». Подготовила: Насонова Ольга Валерьевна - инструктор по физкультуре МБДОУ д/с общеразвивающего.
Дополнительная образовательная программа « Общая физическая подготовка » ( физкультурно - спортивная направленность ) ( модифицированная ) возраст детей.
Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры.
«Двигательный режим как средство удовлетворения естественной потребности ребенка в движении». Модель двигательного режима. Модель двигательного режима.
Ваш ребенок- будущий первоклассник «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,
Формирование представлений о здоровом образе жизни; Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий; Совершенствование двигательных навыков;
«Физическая культура в рамках ФГОС начального, основного общего образования и положений ВФСК ГТО»
Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического.
ProPowerPoint.Ru Актуальные вопросы организации внеурочной физкультурно- массовой работы в свете поэтапного внедрения всероссийского физкультурно-спортивного.
Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС.
Стрюк Т. В. Воспитатель специализированной группы с нарушением зрения у детей, МАДОУ д/с комбинированного вида 7, г.Шебекино.
Дополнительная общеобразовательная программа « Легкая атлетика » ( физкультурно - спортивная направленность ) возраст детей : лет срок реализации.
Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте? (Первая ступень ГТО )
Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
Как средство профилактики заболеваний опорно - двигательного аппарата.
«МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
Малыгина Татьяна Сергеевна, учитель физической культуры с.п.Кенай.
Стандарт начального общего образования по физической культуре Изучение физической культуры на ступени начального общего образования направлено на достижение.
Оздоровительная работа в ДОУ. Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются: 1.Охрана и укрепление здоровья детей. 2. Формирование.
Транксрипт:

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Гигиена физического воспитания детей и подростков лекция 6 Лопатина Т.Н. Красноярск, 2013

План: Задачи физического воспитания детей и подростков. Двигательный режим физического воспитания. Гигиена физического воспитания в дошкольных учреждениях. Гигиена физического воспитания учащихся школ. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом. Медицинский контроль физического воспитания.

Физическое воспитание - органическая часть социально-педагогического процесса, направленная на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производственной деятельности, и, в конечном итоге, на достижение физического совершенства.

Принципы физического воспитания Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами: Оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей. Дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков. Систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физвоспитания. Создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физкультурой.

Физкультурная площадка на участке ДОУ предназначена для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных занятий и праздников. Эту площадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. В ДОУ вместимостью 280, 330 мест она может размещаться в комплексе с кольцевой дорожкой, используемой для обучения правилам поведения пешеходов на улице. На земельных участках ДОУ вместимостью до 150 мест может быть одна физкультурная площадка площадью 250 м 2, а вместимостью свыше 150 мест - две, площадью 250 и 150 м 2. Одна площадка площадью 250 м 2 может оборудоваться как мини-стадион, другая, площадью 150 м 2, - как спортивный комплекс. На физкультурной площадке предусматриваются зеленая лужайка с элементами оборудования для подвижных игр; спортивная площадка для игр в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговые дорожки; ямы для прыжков; полосы препятствий. Беговая дорожка должна быть длиной не менее 25 м, шириной не менее 1,5 м. Покрытие дорожки грунтовое.

Открытые плавательные бассейны для ДОУ свыше 250 мест устраиваются в III и IV климатических районах и используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории участка рядом с физкультурной площадкой. Открытые ванны рекомендуется проектировать размерами 4-6x8x10 (12,5) м, с переменной глубиной 0,6-0,8 м. При бассейне необходимо устройство ножной ванны шириной 1 м. При меньшей вместимости ДОУ на территории участка следует устраивать плескательные ванны для игр на воде и с целью обучить детей плаванию. Плескательные бассейны должны иметь свободную форму площадью м 2 и переменную глубину 0,1-0,5 м. Бассейны небольших размеров желательно изготавливать из легких материалов - пластмассы, алюминиевых гофрированных листов. В этих бассейнах используется подогретая до °С вода. При бассейне должна быть

Залы для физкультурных занятий предусматриваются во всех ДОУ вместимостью 4 и более групп. В залах для физкультурных занятий соотношения сторон составляют 1:1,5, но не более 1:2. Наилучшая форма зала квадратная. Окна рекомендуется размещать с 1 стороны. Дополнительно с противоположной стороны могут быть предусмотрены высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет. В залах для физкультурных занятий должны быть устройства для крепления спортивного оборудования. В детских учреждениях предусмотрен широкий набор физкультурного оборудования: гимнастическая стенка, лестница приставная, лоток для скольжения, доска ребристая, доска наклонная, бревно, стойка для прыжков, стойка для игровых пособий, мишень для метания в цель, кольцеброс, башня для лазания, мостик-качалка, мостик, скамья гимнастическая, дуга для подлезания, кубы и др.

В школах для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Физкультурно-спортивная зона школы должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений и включать школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и 2 секторами для прыжков в высоту и длину общей площадью 4200 м 2 (начиная с 3 параллелей м 2 ). В состав зоны входят площадки для спортивных игр (волейбольная 162 м 2, баскетбольная 364 м 2 ), гимнастики для 1-4-х и 5-11-х классов по 200 м 2 каждая, площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину. Не допускается располагать физкультурно-спортивную зону со стороны окон учебных помещений здания. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м, а площадки для других занятий физкультурой и спортом - на расстоянии не менее 10 м. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров.

Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет: физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений ; организованных подвижных игр на переменах; спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня; внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья; самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

В режиме учебного дня должны предусматриваться не менее 2 уроков физкультуры по 45 мин. в неделю, утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневный физкультурный час в режиме групп продленного дня. Во внеурочное время проводят спортивные праздники и занятия в спортивных секциях. Сдвоенные уроки не допускаются, за исключением лыжной подготовки и плавания. Уроки физкультуры нежелательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В расписании предпочтительно их включать в среду и четверг.

Построение урока: Вводная часть 5-10 мин., проводят построение, ходьба с дыхательными упражнениями, упражнения для профилактики нарушений заболеваний ОДА и их коррекции, легкий бег. Основная часть урока мин. входят общеразвивающие упражнения по выработке двигательных навыков с использованием гимнастических снарядов и спортивного инвентаря, спортивная игра, что тренирует различные мышечные группы и совершенствует физиологические функции организма. Заключительная часть 3-5 мин. обеспечивает переход от повышенной двигательной активности к умеренной. Этому способствует ходьба с выполнением дыхательных упражнений. Медицинский контроль урока физкультуры осуществляется по итогам проведения поминутного хронометража и регистрации пульса до начала и в конце структурных частей и в восстановительном периоде.

При гигиенической оценке урока учитывают: Соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащегося. Методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки. Выполнение физических упражнений, способствующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели. Проведение занятий в специальном помещении, на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Врачебный контроль за физическим воспитанием. По итогам медосмотров ежегодно учащиеся распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную. Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно- оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Группы физического воспитания: Основная группа Медицинская характеристика группы: лица без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовленностью. Допускаемые мероприятия: занятия по программе физического воспитания в полном объеме; сдача норм БГТО, ГТО I, ГТО II ступени последовательно; занятия в одной из спортивных секций (общей физической подготовки, легкой атлетики, гимнастики и др.), участие в соревновании по одному виду спорта;

Подготовительная группа. Медицинская характеристика группы: лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья без достаточной степени физической подготовленности. Допускаемые мероприятия: занятия по программе физического воспитания при условии постепенного прохождения их с отсрочкой сдачи контрольных испытаний и норм БГТО, ГТО I ступени на срок до 1 года, сдача норм ГТО II ступени с особого разрешения врача, занятия в секции общей физической подготовки. Специальная группа Медицинская характеристика группы: лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной программы производственной работы, но являющиеся противопоказанием к занятиям по государственным программам в общих группах. Допускаемые мероприятия: занятия по особой программе или по отдельным видам государственных программ, причем срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются

Литература Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: Медицина, с.: ил. (Учеб.лит. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов медицинских вузов).