Охрана труда Состояние. Проблемы. Пути реформирования. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий.
Advertisements

Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
Отличительные особенности специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда Инженер 1 категории Пенкин Сергей Николаевич.
Специальная оценка условий труда. 2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»
Специальная оценка условий труда как инструмент совершенствования системы управления охраной труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергей Федорович.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ 2012 г г г. 29% 30,5% 31,8% ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
Специальная оценка условий труда Нормативная база и основные процедуры Специалист по охране труда и технике безопасности Макиевская Т.Л. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
Государственная инспекция труда в г.Санкт-Петербурге "Создание благоприятных условий труда на рабочем месте" (Изменения в законодательстве об охране труда.
1 С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых на производствах и работах с вредными и.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОЛГОГРАДСКОЙ.
29-30 июня 2010 года г. М осква О реализации государственной политики в области охраны труда на территории МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Мурманская область Л. Коваль.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным.
Актуальные вопросы досрочного пенсионного и социального обеспечения профессиональных категорий застрахованных лиц в связи с принятием нового законодательства.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ФЗ 426 от г. «О СПЕЦИАЛЬНОЙ.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Корж.
Транксрипт:

Охрана труда Состояние. Проблемы. Пути реформирования. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкин

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ 2012 г г г. 29 % 30,5 % 31,8 % ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА – 33,4 % НА ТРАНСПОРТЕ – 35,1 % ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ – 46,2 % В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ – 48,7 МЛН. РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ ЗАНЯТО 71,7 МЛН. РАБОТНИКОВ 2009 г г. 27,5 % 26,2 %

3 Численность пострадавших со смертельным исходом в Российской Федерации в г.г. (по данным Роструда) г г.2010 г г г.

4 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ Выявлено два и более профессиональных заболевания в 2012 году Профессиональное заболевание установлено впервые в 2012 году Ежегодное количество впервые «профессионально заболевших» работников Признаны профессионально заболевшими > работников тысяч человек > 1000 работников человек

5 РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ТРУДА

6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В 2012 ГОДУ, СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА 956 млрд. рублей 2,1 % от ВВП Потери работодателей (включая потери вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели) 1,94 трлн. рублей 4,3 % от ВВП Суммарные экономические потери (включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты)

7 УРОВЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТИПОВЫХ ПРОГРАММ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» с включенными в нее подпрограммами «Металлургия», «Легкая промышленность», «Лесная промышленность» Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на годы» Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013 – 2017 годы Следует отметить, что большинство программных мероприятий, реализуемых на федеральном уровне ориентировано на улучшение условий труда в отдельных видах экономической деятельности и не может быть при применено к экономике в целом.

9 РАТИФИКАЦИЯ КОНВЕНЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА Конвенция N 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» Конвенция Международной организации труда 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» Конвенция Международной Организации Труда 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» Конвенция Международной Организации Труда 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах» Ратифицирован ряд статей Европейской социальной хартии

10 ОХРАНА ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ Механизм управления охраной труда в странах Европейского Союза базируется на управлении профессиональными рисками, результаты которого влияют на изменение величины страховых взносов (чем меньше риск, тем меньше размер страхового тарифа) Управление условиями труда Оценка условий труда Европейские нормативные правовые акты Закон Соединенного Королевства 1974 года «О здоровье и безопасности на работе» Рамочная Европейская Директива 89/391/ЕЕС 1989 года Закон об условиях труда 1998 года (Голландия) Трудовой Кодекс Польши

11 ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 12 аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ТРИ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОВТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕГО МЕСТА РАБОТНИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАК В ЦЕЛЯХ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПФР, ТАК И В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТНИКОМ ЕГО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ государственная экспертиза условий труда

13 ЭТАПЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса Исследование (испытание) и измерение идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса Отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса Оформление результатов специальной оценки условий труда

14 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТНИКАМ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ ПУТЕМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИХ МИНИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В РАМКАХ ОТРАСЛЕВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ МОНЕТИЗАЦИИ ПОПРАВКИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ МОНЕТИЗАЦИИ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, РОСТ РЕАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

15 Выявлены Не выявлены Исследования и измерения идентифицированных факторов Идентификация вредных и опасных факторов Рабочие места сотрудников, профессии которых предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Вредные и опасные условия труда Декларирование соответствия условий труда Рабочие места сотрудников, профессии которых не предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Определение класса условий труда Оптимальные и допустимые условия труда Дополнительные тарифы страховых взносов в ПРФ Иные гарантии и компенсации ПРОЦЕДУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

16 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Если специальная оценка условий труда не проводилась: По результатам специальной оценки условий труда: По «списку 1» (виды работ, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ФЗ): По «списку 2» и «малым спискам» (виды работ, указанные в пп п. 1 ст. 27 Федерального закона от ФЗ): КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА опасный48,0% вредный 3.47,0% 3.36,0% 3.24,0% 3.12,0% допустимый20,0% оптимальный10,0% 2014 год ОБЪЕМ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ

17 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Если специальная оценка условий труда не проводилась: По результатам специальной оценки условий труда: По «списку 1» (виды работ, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ФЗ): По «списку 2» и «малым спискам» (виды работ, указанные в пп п. 1 ст. 27 Федерального закона от ФЗ): КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА опасный48,0% вредный 3.47,0% 3.36,0% 3.24,0% 3.12,0% допустимый20,0% оптимальный10,0% 2015 год ОБЪЕМ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ

18 ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ МИНТРУДА РОССИИ НА 2014 ГОД Обеспечение принятия проектов постановлений Правительства Российской Федерации и принятие приказов Минтруда России, необходимых для реализации проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми будут определены: методика проведения специальной оценки условий труда с Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса порядок аттестации экспертов на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, создания центральной и межрегиональных аттестационных комиссий порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень представляемых на экспертизу документации и материалов порядок оформления и форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты

19 Основные задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2014 год Обеспечение принятия и реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда Внедрение государственной экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда и приведение процедуры и перечня документов государственной экспертизы условий труда в соответствие с «Порядком проведения государственной экспертизы условий труда и перечнем документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда», утвержденным приказом Минтруда России