Научное познание. Предмет науки – объективная (т.е. существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Предмет науки – объективная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДЫ Антипина Анна СЖД
Advertisements

Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Методы, применяемые в естествознании
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Презентацию составили ученицы 10 класса: Ушарова Мария Пупова Анастасия Жарко Алина Преподаватель: Велижанина Оксана Станиславовна.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Транксрипт:

Научное познание

Предмет науки – объективная (т.е. существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Предмет науки – объективная (т.е. существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Предмет науки «Не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным» Гегель

Основные вопросы Понятия научного метода и познания Эмпирический и теоретический уровни познания Методы научного познания Интуиция познание и практика вера и знание, истина и заблуждение

Объективность-Интерсубъективность -Высокий уровень обобщения знания -Экстраполируемость знаний -Специальная система методов -Всеобщность (наука – достояние всего общества) -Связь с практикой Предметность Системность Категориальность, развитость понятийного аппарата Рациональность, логическая непротиворечивость, выводимость, согласованность выводов Доказательность, обоснованность Особенности научного познания

Цели научного познания Знание не является абсолютной целью научного познания. Знания – формальная компонента этого процесса. Для ученого - это расширение, углубление его индивидуального Понимания. Практическая функция - продуцирование новых инструментальных научных теорий.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Термин знание в теории познания употребляется в следующем смысле: любая познавательно значимая, адекватная информация об объекте; особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением.

ПОЗНАНИЕ Гносеология - теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности. Эпистемология –теория познания, синоним термина «гносеология», в английском и французском языках. Среди главных вопросов фигурируют попытки ответить на вопрос: Что такое знание? Как мы его получаем?

ПОЗНАНИЕ Познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, само сознание в свою очередь - результат познания. Познание - это создание, сохранение и воспроизведение "Он вспомнил о вечном» Платон Познание - это процесс получения знаний. Сознание - это представления о мире.

«Не рассуждай о том, о чем у тебя нет понятия» И. Кант ПОЗНАНИЕ Сознание это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. Мышление есть способность мыслить фиксировать мир в понятиях и делать на основе понятий выводы: в форме суждений и умозаключений.

Субъект познания носитель познавательного действия. Социальный субъект – это предполагаемый потребитель того знания, производство которого достигается в рамках познавательной деятельности (экономические, политические, идеологические и иные структуры общества) Когнитивный субъект – это непосредственные исполнители познавательного действия (научно-исследовательские институты, лаборатории, фирмы, группы и отдельные исследователи)

Объект познания– это то, на что направлено познание: объект реальный Субъект познания, как правило, с реальным объектом в непосредственное взаимодействие не вступает. объект идеальный (или идеализированный) Это абстракция от реального объекта, отвлечение от него, или извлечение из объекта только тех свойств, связей и отношений, которые надлежит познать.

Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Методология: система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и учение об этой системе.

Формы и метод научного познания Формы – научный факт, проблема, гипотеза, теория Метод познания – диалектический все явления и процессы материального и духовного мира находятся в изменении, в движении, в развитии. Принцип всеобщей связи - все в мире (вещи, свойства, отношения) разделимо на составные части, но, будучи разделенным в каких-то отношениях, остается связанным в других. Принцип развития. Развитие - это направленное, необратимое изменение объекта. Принцип развития означает, что все в мире имеет свою историю.

Многоуровневая концепция методологического знания Интегрированные, «суммарные» методы

Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. ПРИМЕР: Метод кольцевания птиц (зоология) Методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. ПРИМЕР: молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Общенаучные методы имеют широкий спектр междисциплинарного применения классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания

Всеобщие методы: Диалектический Метафизический Общефилософский Общефилософский - система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Это способ познания всеобщего в природе, обществе и познании. Диалектический - формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Метафизический - с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Структура научного познания

Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Философский

Характеристика уровней научного познания Эмпирический уровень – отражение внешних признаков, сторон связей Получение эмпирических фактов, их описание и систематизация Связаны в процессе познания тесным образом Теоретический уровень – Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законов Систематизация знаний. Формирование научных теорий

Эмпирический Основан на опыте как единственном источнике познания. Основная задача эмпирического познания - собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку, ответить на вопросы: что есть что? что и как происходит? Эту деятельность обеспечивают: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Наблюдение это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции. Требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации (требует особого внимания).

Описание как бы продолжает наблюдение, оно является формой фиксации информации наблюдения, его завершающим этапом. С помощью описания информация органов чувств переводится на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удобную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, обобщения и т.д.). Описание осуществляется не на базе естественного языка, а на базе искусственного языка, который отличается логической строгостью и однозначностью. Описание может быть ориентировано на качественную или на количественную определенность. Количественное описание требует фиксированных измерительных процедур, что обусловливает необходимость расширения фактофиксирующей деятельности субъекта познания за счет включения такой операции познания, как измерение.

Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений. прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. это некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделеев: знание меры и веса - это единственный путь к открытию законов. открывает некоторые общие связи между объектами.

В отличие от обычного наблюдения, в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания. это особый прием (метод) познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования. В эксперименте субъект познания изучает проблемную ситуацию, чтобы получить исчерпывающую информацию. объект контролируется в специально заданных условиях, что обеспечивает возможность фиксировать все свойства, связи, отношения, меняя параметры условий. эксперимент - это наиболее активная форма гносеологического отношения в системе "субъект-объект" на уровне чувственного познания.

Теоретический Направлен на объяснение объективной реальности, описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств: фундаментальные теории конкретные теории

Методы теоретического уровня познания Идеализация Идеализация представляет собой особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире. Формализация Этот прием заключается в построении абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты. Аксиоматический метод Это способ производства нового знания, когда в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода. Гипотетико- дедуктивный метод Это особый прием производства нового, но вероятного знания. Метод мысленного эксперимента Мысленный эксперимент - это система мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Единство исторического и логического Любой процесс действительности распадается на явление и сущность, на его эмпирическую историю и основную линию развития.

Философский Общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований: Онтологические Гносеологические

Основные принципы научного познания Относительность научного знания Критерий истины Причинность

Чувственная и рациональная ступени познания Две половинки одного целого

Чувственное, или сенситивное познание это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах. Ощущение Восприятие Представление Чувственное познание

Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Восприятие отражает предмет как совокупность его объективных свойств - форму, цвет, запах, вкус и т. п. Представление - это воспроизведенные памятью образы предметов или процессов, основанные на прошлом опыте.

Познание как поступательный процесс ПростоеСложное Явление Сущность познание поверхностных явлений понимание глубинных процессов живое созерцание абстрактное мышление

материальный мир Чувственное познание Рациональное познание Неразрывное единство

Основные формы познания в их историческом поступательном процессе. обыденно-практическое познаниеигровое познаниемифологическое познаниехудожественно-образное познаниеФилософское познаниерелигиозное познание Личностное знание

Рациональное познание Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Понятия; Суждения; Умозаключения; Гипотезы; Теории. Анализ; Синтез; Индукция; Дедукция; Абстрагирование; Аналогия.

Рациональное мышление Рассудок - обыденное, житейское мышление (здравый смысл). Разум - высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в дефинициях (определениях). Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи, отношения Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из двух или нескольких суждений) выводится новое знание.

Практика - это специфическая человеческая форма деятельности в определенном социокультурном аспекте, в результате которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования и своей жизнедеятельности, которые не даны природой в готовом виде. Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика - движущая сила и основа познания 2. Практика есть цель познания 3. Практика - решающий критерий истинности знания

Интуитивный уровень познания

Понятие интуиции Реальность воспринимается бессознательно, т.е. через проблески инсайтов неизвестного происхождения Интуиция – это иррациональная функция, помогающая увидеть возможности, скрытые в настоящем «Интуиция подрaзумевaет, что мы знaем про то, caми не знaя, кaк мы узнaли об этом»

УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Условия и этапы становления интуитивного знания 1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы 2) поисковая ситуация, состояние проблемности 3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению задачи 4) наличие «подсказки» СНЯТИЕ ПРИВЫЧНЫХ ЗАСЛОНОВ И ЗАПРЕТОВ ЛЕВОПОЛУШАРНОГО МЫШЛЕНИЯ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Виды интуиции ЧУВСТВЕННАЯ ИНТУИЦИЯ ощущение, восприятие, память, воображение, эмоции, воля ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ (рациональная) интеллект, логическое мышление задействованные формы чувственности ИНТУИЦИЯ

Интуиция и бессознательное Интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения Эмоциональный инсайт Интеллектуальный инсайт Состояние инсайта Во́льфганг Кёлер 1925 г. интуитивный cпоcоб решения человеком житейских проблем внелогическое прозрение Инcайт

Интуиция и метод гипотез Эффективен как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности. Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа "что будет, если …". основа гипотез Интуиция

Три принципа интуиции ВНИМАНИЕ = ПРИНЯТИЕ ДОВЕРИЕ Внимание - означает внимательность к деталям или наоборот, восприятие целостной картины Принятие - категории знания и информированности Доверие - сигналы, которые дает нам собственное бессознательное Три шага интуиции: вопрос---ответ---интерпретация

Упражнение Шляпа эксперта 1. Напишите вопрос, направленный на поиск наилучшего способа достижения результата или получения рекомендаций в каком- либо вопросе. 2. Определите, кто мог бы быть наилучшим экспертом в решении таких вопросов? Если вы знаете нескольких экспертов, можно просто выполнить технику несколько раз. 3. Создайте максимально характерный образ эксперта с помощью известных вам его внешних проявлений или с помощью пяти прилагательных. 4. Наденьте шляпу эксперта. То есть, войдите в его образ и станьте им в своем воображении так, словно вы перевоплотились. 5. Прочитайте вопрос так, словно он чужой, и дайте по нему несколько рекомендаций из экспертной позиции. Запишите или зарисуйте их. 6. Вернитесь в себя :-)

Вопросы?