Много слов на Земле. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Advertisements

Страна «Лексика» Прямое и переносное значение слов Омонимы Однозначные и многозначные слова Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы.
Страна «Лексика» Прямое и переносное значение слов Омонимы Однозначные и многозначные слова Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы.
Е – 1; И – 2; А – 3; К – 4; Л – 5; С – Л Е К С И К А.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Отрывок из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
Автор презентации Т.А.Чернавская. Учитель русского языка и литературы МОУ Междуреченской СОШ Слово и его лексическое значение.
Экспресс-тест Тема: «Основные понятия лексики».. Экспресс - тест 1. Лексика – это 1. Лексика – это а) раздел науки о языке, изучающий звуки речи а) раздел.
Счастье Счастье Родина Родина Мама МамаСолнцеУра!!! ДружбаДружбаДружбаДружба Небо Небо.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
Прямое и переносное значение слова Абраменко Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ-СОШ 11 им. В.В. Рассохина Краснодарский край.
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы.
Урок-игра по теме «Лексика». Систематизировать изученное о лексике Цель урока:
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия.
Пятое октября. Классная работа. Синонимы и антонимы. Омонимы.
«Путешествие по Лексикологии и Фразеологии». Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова. В. И. Даль.
Лексикология – это раздел языкознания, который изучает лексику, то есть словарный состав языка.
Транксрипт:

Много слов на Земле. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны, слова - словно суд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... Вадим Шефнер

-Скажите, как вы понимаете строки «Словом можно убить, словом можно спасти»? -В чем заключается важность такой многоликой единицы, как слово? -Как вы думаете, какую тему мы будем повторять?

по теме

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика»

-Что же такое лексика? -Какой раздел науки о языке изучает лексику? -Что такое лексикон?

Проверка домашнего задания -Что такое синквейн? -Домашним заданием у вас было составить синквейн на тему «Лексика». - Какие же синквейны вы составили? - Давайте выполним фонетический разбор слова синквейн.

Исследовательская работа (работа в творческих группах)

Защита исследовательской работы

Задания для первой группы - Запишите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень», вставляя пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. - Выпишите словарную статью слова «багровый» из «Толкового словаря» С.И. Ожегова. -Как вы понимаете слово багрец? -Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных (письменно). -В чем выразительность этих слов? -В каком значении, прямом или переносном, они употреблены? -Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо определений Пушкина синонимы. Каков, по- вашему результат эксперимента?

Задания для второй группы - Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина. - Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? Ветер весело шумит, Судно весело б...жит. Мимо острова буяна... И знакомая стр..на Вот уж с пристани видна... Пушки с пристани палят, Кораблю пристать в..лят. - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В какой части слова пропущена орфограмма? - Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? - Для чего Пушкин использует синонимы? - Что же такое синонимы? Для чего используются в речи?

Задания для третьей группы - Сп...сать текст, не сп...шить при списывании, зап...вать песню, зап...вать водой, скр...пить листочки, скр... петь от ветра, пос...деть от горя, пос...деть на скамейке. -Прочитайте словосочетания. -Спишите, вставьте пропущенные буквы. -В какой части слова пропущена орфограмма? -Объясните написание слов. -Что вы учитывали при подборе проверочных слов? - А сколько лексических значений может иметь слово? - Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? -Какие слова называются многозначными? - Выпишите из Толкового словаря 2 многозначных слова, составьте с ними 2 предложения.

Узнайте фразеологизмы, изображенные на рисунках Что такое фразеологизмы?

Минутка отдыха. Сценка «Овсянка».

Почему же сразу не поняли друг друга мальчики? Как называются такие слова? Что такое омонимы?

Игра «Наоборот» Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь... Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь... Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты... Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты... Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай...

- Какое явление наблюдается в этом стихотворении? - Что такое антонимы?

Самостоятельная работа Подберите к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. 1 вариант: легкий рюкзак, легкая задача; 2 вариант: большие дети, большой успех.

Творческий диктант

Антоним к слову вверху - … Синоним к слову азбука - … Синоним к слову простите - … Антоним к слову до свидания - … Синоним усилительного характера к слову огромный - … Резкое противопоставление, которое создается при помощи антонимов - …

Тест 1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении? а) каменное сердце; б) каменное здание; в) золотые серьги. 2. Найдите многозначное слово: а) звезда; б) самолет; в) композитор.

3. Определите, где верно указаны синонимы: а) жажда - увлечение; б) благородный - спокойный; в) одаренный - талантливый. 4. Определите, где верно указаны антонимы: а) могучий - глупый; б)робкий - скупой; в) презирать - уважать. 5. Найдите лишнее слово: а) водный; б)водяной; в) водитель; г) наводнение.

Кроссворд

ЛЕКСИКОЛО Г ИЯ РПАОНИМЫ АНТОНИМЫ ЛЕКСИКА МООНИМЫ НИОНИМЫС ЙАСБЕРГ 1.Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2.Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. 3.Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения. 4.Словарный состав языка. 5.Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. 6.Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. 7.Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Оценки. Рефлексия Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении?

Домашнее задание Выполнить индивидуальные задания по карточкам. Определить слово по его лексическому значению, используя «Толковый словарь языка».