Много слов на Земле. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны, слова - словно суд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... Вадим Шефнер
-Скажите, как вы понимаете строки «Словом можно убить, словом можно спасти»? -В чем заключается важность такой многоликой единицы, как слово? -Как вы думаете, какую тему мы будем повторять?
по теме
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика»
-Что же такое лексика? -Какой раздел науки о языке изучает лексику? -Что такое лексикон?
Проверка домашнего задания -Что такое синквейн? -Домашним заданием у вас было составить синквейн на тему «Лексика». - Какие же синквейны вы составили? - Давайте выполним фонетический разбор слова синквейн.
Исследовательская работа (работа в творческих группах)
Защита исследовательской работы
Задания для первой группы - Запишите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень», вставляя пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. - Выпишите словарную статью слова «багровый» из «Толкового словаря» С.И. Ожегова. -Как вы понимаете слово багрец? -Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных (письменно). -В чем выразительность этих слов? -В каком значении, прямом или переносном, они употреблены? -Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо определений Пушкина синонимы. Каков, по- вашему результат эксперимента?
Задания для второй группы - Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина. - Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? Ветер весело шумит, Судно весело б...жит. Мимо острова буяна... И знакомая стр..на Вот уж с пристани видна... Пушки с пристани палят, Кораблю пристать в..лят. - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В какой части слова пропущена орфограмма? - Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? - Для чего Пушкин использует синонимы? - Что же такое синонимы? Для чего используются в речи?
Задания для третьей группы - Сп...сать текст, не сп...шить при списывании, зап...вать песню, зап...вать водой, скр...пить листочки, скр... петь от ветра, пос...деть от горя, пос...деть на скамейке. -Прочитайте словосочетания. -Спишите, вставьте пропущенные буквы. -В какой части слова пропущена орфограмма? -Объясните написание слов. -Что вы учитывали при подборе проверочных слов? - А сколько лексических значений может иметь слово? - Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? -Какие слова называются многозначными? - Выпишите из Толкового словаря 2 многозначных слова, составьте с ними 2 предложения.
Узнайте фразеологизмы, изображенные на рисунках Что такое фразеологизмы?
Минутка отдыха. Сценка «Овсянка».
Почему же сразу не поняли друг друга мальчики? Как называются такие слова? Что такое омонимы?
Игра «Наоборот» Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь... Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь... Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты... Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты... Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай...
- Какое явление наблюдается в этом стихотворении? - Что такое антонимы?
Самостоятельная работа Подберите к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. 1 вариант: легкий рюкзак, легкая задача; 2 вариант: большие дети, большой успех.
Творческий диктант
Антоним к слову вверху - … Синоним к слову азбука - … Синоним к слову простите - … Антоним к слову до свидания - … Синоним усилительного характера к слову огромный - … Резкое противопоставление, которое создается при помощи антонимов - …
Тест 1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении? а) каменное сердце; б) каменное здание; в) золотые серьги. 2. Найдите многозначное слово: а) звезда; б) самолет; в) композитор.
3. Определите, где верно указаны синонимы: а) жажда - увлечение; б) благородный - спокойный; в) одаренный - талантливый. 4. Определите, где верно указаны антонимы: а) могучий - глупый; б)робкий - скупой; в) презирать - уважать. 5. Найдите лишнее слово: а) водный; б)водяной; в) водитель; г) наводнение.
Кроссворд
ЛЕКСИКОЛО Г ИЯ РПАОНИМЫ АНТОНИМЫ ЛЕКСИКА МООНИМЫ НИОНИМЫС ЙАСБЕРГ 1.Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2.Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. 3.Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения. 4.Словарный состав языка. 5.Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. 6.Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. 7.Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Оценки. Рефлексия Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении?
Домашнее задание Выполнить индивидуальные задания по карточкам. Определить слово по его лексическому значению, используя «Толковый словарь языка».