Модели внутрифирменного ценообразования. Роль качества продукции в установлении внешнеторговых цен 1. Роль форм, порядка и валюты расчетов по внешнеторговым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
Advertisements

Экономический эффект. Экономическая эффективность Управление качеством.
Международные валютные рынки и риски. Валютный рынок место, где денежные средства, номинированные в одной валюте, покупаются и продаются за денежные средства,
Простая (случайная) форма стоимости – обмен товара на товар; Полная (развёрнутая) форма стоимости – обмен одного товара на ряд товаров; Всеобщая форма.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
1 Гиммельбродская Юлия, ноябрь 2012 Финансирование экспортно-импортных операций.
Ссудный процент: сущность, роль, факторы, его определяющие Подготовили: Студенты 2-го курса ЭФ Шибанов Иван Еременко Егор.
Выполнила: Белолазова Ю.В.. 1) Цена и общая стоимость договора (контракта). В этом разделе контракта определяется цена единицы измерения товара и общая.
Выполнила Преподаватель Шевченко Н. С... Себестоимость продукции служит базой формирования и совершенствования цен, дохода, прибыли и других финансовых.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
1 Тема 4. Международное движение капитала. 2 2-е занятие Вопросы: 4.Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд, экономические.
Подготовила студентка группы УА -32 Величко Кристина Цены внешней торговли.
1 Тема 7. Международная ценовая политика. 2 Цель и задачи: Цель: овладение рыночной долей объёма прибыли, подавление конкурентов и выполнение других стратегических.
Риски и их оценка ВЫПОЛНИЛИ: СТУДЕНТЫ ГРУППЫ 1-ОР-17 МОЖИРИН РОМАН И ИТИГМЕНЕВ ЭДУАРД ЧГСТ 2018.
1.Образование прибыли (Где возникает прибыль: в производстве или на рынке ) 2. Распределение прибыли (Кто присваивает прибыль) 3. Норма прибыли и ее экономическая.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
Стоимость сделки. Содержание Общие правила, Взаимозависимые стороны, Цена уплаченная или подлежащая уплате, Введение в трансфертное ценообразование.
Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции.
Транксрипт:

Модели внутрифирменного ценообразования. Роль качества продукции в установлении внешнеторговых цен 1. Роль форм, порядка и валюты расчетов по внешнеторговым контрактам. 2. Внутрифирменное ценообразование. ТНК и МНК. 3. Международный франчайзинг. 4. Качество продукции. Определение качества продукции. 5. Показатели качества, влияющие на порядок установления внешнеторговых цен. 6. Способы подтверждения качества. 7. Системы менеджмента качества, принятые в экономически развитых странах.

1. Роль форм, порядка и валюты расчетов по внешнеторговым контрактам.. Существуют и применяются пять основных видов контрактных цен. 1. Твердая фиксированная цена устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов и если в этот период не ожидает- ся существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения. 2. Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки. Как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако при этом оговариваются условия ее корректировки (например: если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5 %).

6. Роль форм, порядка и валюты расчетов по внешнеторговым контрактам.. 3. Цена с последующей фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые ис- точники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Эти цены применяются в случае, если в период испол- нения контракта на рынке предполагается сильное повышение цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точно- стью. Этот способ определения контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет. В торговле цветными металлами, например, цены могут определяться на основе биржевых котировок по соответствующей дате поставки очередной партии товара. 4. Скользящая цена – цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть – это базовая цена (=твердой фиксированной цене). Вторая часть имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товара. Принципиально важно учесть в формуле именно те издержки, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения.

Типы контрактов в зависимости от условий поставки 1. Контракт разовой поставки единовременное соглашение на поставку согласованного количества товара к определенной дате, сроку, периоду времени. Поставка товаров производится один или несколько раз в течение установленного срока. По выполнению принятых обязательств юридические отношения между сторонами и собственно контракт прекращаются. 2. Контракт с периодической поставкой предусматривает регулярную (периодическую) поставку определенного количества, партий товара на протяжении установленного в условиях контракта срока, который может быть краткосрочным (обычно один год) и долгосрочным (5-10 лет, а иногда и больше).

Типы контрактов в зависимости от условий оплаты 1. Контракт с оплатой в денежной форме - предусматривают расчеты в определенной согласованной сторонами валюте с применением обусловленных в контракте способов платежа (наличный платеж, платеж с авансом и в кредит) и форм расчета (инкассо, аккредитив, чек, вексель). 2. Контракт с оплатой в товарной форме – товарообменные и компенсационные соглашения, которые предусматривают простой обмен согласованных количеств одного товара на другой. В них либо устанавливается количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары. Простое компенсационное соглашение предусматривает согласование сторонами цен взаимопоставляемых товаров. 3. Смешанный контракт – когда часть стоимости контракта погашается встречной поставкой товаров

Валютно-финансовые условия контракта. Валютно-финансовые условия контрактов включают: 1) валютные условия сделки (установление валюты цены товара, валюты платежа, порядка пересчета первой во вторую и валютные оговорки, страхующие стороны от валютных потерь); 2) сроки платежа; 3) финансовые условия, где отражаются способы платежа (наличный платеж, платеж с авансом, платеж в кредит) и формы расчетов по сделке (инкассовая, аккредитивная, на открытый счет, банковский перевод, вексель). Формулируя данную статью, экспортер стремится застраховать себя от неоплаты, несвоевременного или неполного поступления валютной выручки, а импортер – выбрать более дешевые и простые формы международных расчетов.

Валютно-финансовые условия контракта. Способ платежа определяет, когда должна осуществиться оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: наличный, с авансом, в кредит. Наличный платеж – полная или частичная оплата товара до срока или в момент перехода товара либо товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя. Наличный единовременный платеж предполагает оплату полной стоимости товара по одному из условий: по получении телеграфного извещения экспортера о готовности товара к отгрузке; по получении телеграфного извещения капитана судна об окончании погрузки товара на борт судна в порту отправления; против вручения импортеру комплекта товарных документов, перечисленных в контракте. В случае предоставления импортеру нескольких льготных дней для оплаты экспортер обычно требует от него предоставления банковской гарантии до приемки товара в порту назначения. Указанные условия приведены в определенной последовательности с учетом интересов экспортера.

Валютно-финансовые условия контракта. Наличный платеж по частям предусматривает несколько взносов в соответствии с условиями, оговоренными в контракте. Он может быть разбит на части по условиям поставки и по мере готовности товара. Платеж с авансом предусматривает выплату покупателем поставщику согласованных в контракте сумм до передачи товара в его распоряжение, а чаще всего до начала исполнения заказа. Авансовый платеж выполняет двоякую функцию: как форма кредитования покупателем продавца и как средство обеспечения обязательств, принятых покупателем по контракту. При отказе покупателя принять заказанный товар поставщик имеет право обратить полученный им аванс на возмещение убытков. Аванс может быть предоставлен в денежной и товарной формах (сырье, материалы, комплектующие узлы и детали). Аванс в денежной форме определяется в процентах от общей стоимости размещаемого заказа. Платеж в кредит предусматривает расчет по сделке на основе предоставленного экспортером импортеру фирменного кредита. По срокам фирменные кредиты подразделяются на краткосрочные – до 1 года; среднесрочные – до 5-10 лет; долгосрочные – свыше 5 или 10 лет. Фирменные кредиты предоставляются в товарной и денежной формах.

Основные формы расчетов. Инкассо – вид банковской операции, заключающейся в получении банком денег по различным документам (векселям, чекам и т.п.) от имени своих клиентов и зачислении их в установленном порядке на счет получателя средств. Аккредитив – вид банковского счета, дающий возможность контрагенту получить на условиях, указанных в аккредитивном поручении, платеж за товар, работы или услуги немедленно по исполнении обязательств. Платеж предшествует поставке Платеж на открытый счет – самая простая, самая дешевая, но и самая рискованная для продавца форма расчетов. Специфической областью применения этой формы является комиссионная и консигнационная торговля. Банковский перевод - простое поручение банка своему банку- корреспонденту выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной суммы. Коммерческие или товаросопроводительные документы направляются при данной форме расчетов от экспортера импортеру непосредственно, т.е. минуя банк.

Основные формы расчетов. Перевод (телеграфный или почтовый) применяется обычно в случаях, когда предоставление валюты не связывается с каким- либо дополнительным условием, например с передачей банку товарных документов. Как правило, используется при уплате долгов по займам и кредитам, возврате излишне полученных сумм, авансе. Чек – вид ценной бумаги, денежный документ строго установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении (чекодателя) о выплате определенному лицу или предъявителю чека (чекодержателю) указанной суммы из имеющихся средств или перечислении этой суммы на счет последнего. Вексель – письменное долговое обязательство установленной законом формы, выдаваемой заемщиком-векселедателем кредитору-векселедержателю, предоставляющее последнему право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы, указанной в векселе.

Валютные оговорки. Валютные оговорки – условия, включаемые в контракт международной купли-продажи с целью страхования контрагентов от риска изменения курса валюты платежа между моментом заключения сделки и фактическим моментом оплаты. Экспортер стремится застраховать себя от понижения, а импортер – от повышения курса валюты. Существует два основных вида валютной оговорки: 1) прямая (при совпадении валют цены и платежа), когда цена товара и сумма платежа ставятся в зависимость от курса другой валюты; 2) косвенная (при несовпадении валют цены и платежа), когда цена товара выражается в одной, более устойчивой валюте, а платеж – в другой, в которой осуществляется подавляющая масса расчетов. Оговорки могут быть с двусторонней направленностью, когда коррекция платежа осуществляется с учетом снижения курса валюты, его роста («если курс... изменится») и с односторонней направленностью, предусматривающей коррекцию платежа либо при повышении, либо при понижении курса («если курс... будет выше (ниже)»).

Формы расчетов по степени выгодности для продавца-экспортера. 1. Авансовый платеж 2. Документарный аккредитив. Эта форма расчетов почти всегда гарантирует получение суммы платежа с импортера, т.к. аккредитив открывается импортером до отгрузки товара и условием выплаты денежных средств с открытого в пользу экспортера аккредитива является представление им перечисленных в тексте аккредитива документов. 3. Документарное инкассо. Недостатки - большой временной разрыв между отгрузкой товара и получением платежа, а также неплатежеспособность импортера, и при этом целесообразно требовать банковскую гарантию. 4. Банковский перевод, т.к. никакие действия импортера эта форма не гарантирует. Необходимо требовать гарантии надежного банка

Способы защиты контрагентов от неисполнения контрактов. получение банковской гарантии на возврат аванса; в этом случае до перевода авансового платежа оформляется гарантия первоклассного банка; использование документарного или условного перевода; в этом случае банк экспортера производит фактическую выплату аванса на его счет при условии предоставления им транспортных документов в течение определенного срока. предоставление обеспечения по контракту – замораживание определенной доли стоимости контракта на счете продавца до момента исполнения обязательств по поставке заключение страхового договора – привлечение страховщика для целей страхования риска неисполнения контракта любой из сторон (риска непоставки и риска неуплаты)

2. Внутрифирменное ценообразование. ТНК и МНК Транснациональные корпорации (ТНК) представляют собой такую форму международного бизнеса, в рамках которой головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы расположены в других странах мира. Многонациональные корпорации (МНК) это корпорации, международные не только по своей деятельности, но и по капиталу.

Внутрифирменное ценообразование Внутрифирменная (трансфертная) цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах. Трансфертная цена обычно не придается широкой огласке. Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных холдинговых структур. Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий, определяет типы центров ответственности: центр затрат, центр доходов или центр прибыли. Трансфертные цены определяют, производить промежуточный продукт или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

Факторы трансферного ценообразования 1. Наличие конкурентного рынка. Трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т.е. к рыночной; 2. Наличие свободных мощностей у подразделения- производителя. Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, что увеличит прибыль холдинга (снизит затраты на простаивающее оборудование); 3. Квалификация менеджеров. Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров, перед которыми стоит задача сбалансировать противоречащие друг другу цели для достижения оптимального результата;

Факторы трансферного ценообразования 4. Переговорная сила предприятий. Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие- потребитель - наоборот. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен; 5. Важность для холдинга преимуществ вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости - от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.).

Задачи трансферного ценообразования Трансфертные цены разрабатываются руководством корпорации на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования. К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся: распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями; минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе; минимизация политических, экономических и кредитных рисков; распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК; завоевание позиций на новых рынках; перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли; намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями из-за требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала.

Политика трансферного ценообразования При определении политики трансфертного ценообразования учитывают такие факторы, как: экономическую и политическую структуры принимающей страны (уровень таможенных пошлин, квот на импорт и т.п.); законодательство принимающей страны (налоговое, регулирующее внешнеэкономическую, предпринимательскую деятельность, валютно-кредитную сферу и т.п.); степень инфляции на рынке принимающей страны; политические, экономические и кредитные риски (например, вероятность изменения политического курса государства, законодательства, девальвации национальной валюты, риски неплатежей и т.п.); уровень цен на рынке принимающей страны; уровень либерализации валютного рынка; порядок экспатриации (перевода) прибыли из принимающей страны; порядок выплаты дивидендов в принимающей стране и др.

Политика трансферного ценообразования Предприятия стремятся придерживаться единой политики в области трансфертных цен в глобальном масштабе, приспосабливая ее к: различиям в национальных законодательствах, таможенно- тарифной политике, налоговому регулированию различных стран; условиям и требованиями рынков принимающих стран; стратегии в области управления. Функции и задачи, которые выполняются с помощью трансфертных цен, реализуются на основе единой политики в рамках организации. Существует также механизм манипуляции трансфертными ценами, который заключается в установлении заведомо высоких либо заведомо низких цен на услуги либо продукцию материнской компании, поставляемую дочерним фирмам.

Методы трансферного ценообразования Внутрифирменные расчеты - это экономические отношения, обусловленные внутренней средой хозяйствующего субъекта под воздействием рынка. Внутрифирменные расчеты можно подразделить на следующие виды: - расчеты между фирмой, дочерними и зависимыми обществами; - расчеты между фирмой, ее филиалами, представительствами и обособленными рабочими местами, расположенными на отдельных территориях вне основного местоположения фирмы; - расчеты между структурными подразделениями фирмы. - Трансфертные цены применяются в управлении: - - ТНК, имеющими развитую интеграцию экономической деятельности входящих в нее самостоятельных фирм, в т.ч. многонациональные фирмы; - - объединениями фирм - юридических лиц; - - крупными предприятиями, с подразделениями, не являющимися юридическими лицами и связанными в производстве и продаже конечного продукта; - - коммерческими банками.

Методы трансферного ценообразования Практика выработала несколько методов определения трансфертных цен: 1) Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты.

Методы трансферного ценообразования 2) Ценообразование на основе маржинальных затрат: используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие- производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Данный метод позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко. 3) Ценообразование на основе полных затрат: используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции.

Методы трансферного ценообразования 4) Ценообразование на основе подхода "затрат плюс": используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором - только прибыль. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана. 5) Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка: предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки.

Методы трансферного ценообразования 6) Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий: - предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве; - предприятия обладают одинаковой переговорной силой; - существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы. Первые два условия позволяют определить ориентиры для трансфертных цен, а последнее необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой менеджеры не договорятся о трансфертной цене.

3. Международный франчайзинг Франчайзинг (франшиза, коммерческая концессия) - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Франчайзер - компания, которая выдает лицензию или передает в пользование свой товарный знак, секреты и операционные системы. Например, особый стиль работы, хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). Франчайзи - это субъект, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса, сниженные за счет достижений франчайзера

Расчеты в системе франчайзинга Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера связанных с продажей франшизы; Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзером на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзеру ежемесячно. Аутсо́рсинг - договорное привлечение сторонних организаций, использование внешних ресурсов для достижения собственных целей [1], а также предоставление сотрудника на полный рабочий день или на его часть в другую фирму. [1] Вендинг - продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов)

Виды франчайзинга Существуют три основных вида франчайзинга. Товарный франчайзинг - выставляется готовый продукт под зарегистрированным товарным знаком, права на продажу данного продукта приобретаются у франчайзера. Франчайзером является производитель. Франчайзи осуществляет обслуживание покупателей продукции, также он перепродает данные товары. Производственный франчайзинг - фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии. Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнес формата) - дает право частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям продуктов и услуг под торговой маркой франчайзера. Малое предприятие включается во весь производственно- продажный цикл всей компании. Репутация фирмы франчайзера дает возможности продвижению бизнеса, как самой себе, расширяясь, так и предприятию-франчайзи.

Понятие качества продукции Согласно государственному стандарту РФ качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре. Качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Качество зависит от степени удовлетворения совокупности потребностей. Совокупность состоит из ряда элементов. Эти элементы называются составляющими качества. определение потребностей рынка (качество выбора вашего потребителя) определение потребностей рынка (качество выбора вашего потребителя) качество проектирования продукта качество проектирования продукта качество процесса производства качество процесса производства соответствие качества конечной продукции проекту соответствие качества конечной продукции проекту качество послепродажного обслуживания качество послепродажного обслуживания Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются

Показатели качества продукции Обобщающие: сортность; сортность; марка; марка; класс; класс; содержание полезного вещества; содержание полезного вещества; доля продукции, соответствующая мировым стандартам доля продукции, соответствующая мировым стандартам Единичные: показатели предметов труда; показатели предметов труда; показатели средств труда: показатели средств труда: - технологические; - эксплуатационные; - эргономические; - эстетические; - патентно-правовые; - экономические

ГруппаПоказатели 1) технологическиесборность, трудоемкость, степень использования прогрессивных материалов, материалоемкость и др. 2) эксплуатационныепроизводительность, расход ТЭР, мощность, надежность, скорость и др. 3) эргономические: а) гигиенические б) антропометрические в) физиологические и психофизические г) психологические освещенность, температура, влажность, давление; соответствие конструкции изделия размерам тела человека и т.п.; соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным особенностям человека; соответствие изделия возможностям восприятия и обработки информации ; 4) эстетическиевыразительность, гармоничность, соответствие среде, стилю, целостность; 5) патентно-правовыеконкурентоспособность продукции на мировом рынке, патентная чистота; 6) экономическиесебестоимость, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления.

Понятие конкурентоспособности Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов

Способы определения конкурентоспособности товара Определение конкурентоспособности товара напрямую связаны с определением уровня качества товара Для выражения превосходной степени в сравнительном или количественном смысле при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно. Чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное: относительное качество (степень превосходства), уровень качества, мера качества Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой: К опт = Q/C, где Q - качество изделия; С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Первый способ Ц п = Ц пр + И п где Ц п – цена потребления; Ц пр – цена продажная; И п – издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы. И п = (ЗП + И рем + И мр + А + И пр )Т н, где ЗП – годовой фонд з/п обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды; И рем – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание; И мр – годовые расходы на топливо, энергию, горюче- смазочные и др. материалы; А – годовая величина амортизации; И пр – прочие годовые эксплуатационные издержки; Т н – нормативный срок службы

Второй способ КП = КП э КП т КП н, где КП – комплексный показатель уровня качества товара; КП э – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КП т – комплексный показатель технического уровня; КП н – комплексный показатель надежности Пк i = КП 2 i /Ц i ; Пк б = КП 2 б /Ц б, где Пк i, Пк б – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона; КП i, КП б – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона; Ц i, Ц б – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона ОП к = Пк i /Пк б – относительный показатель конкурентоспособности ОП к – относительный показатель конкурентоспособности

Третий способ I тп = I i a i, где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам; I i – индивидуальный индекс i-го технического параметра; a i – вес i-го параметра. I эп = Цп i /Цп о где I эп – сводный индекс по экономическим параметрам; Цп i, Цп о – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца. К и = I тп / I эп К и – интегральный показатель конкурентоспособности

Сравнительная характеристика товаров по показателям конкурентоспособности характеристика необходимые условия выполнения второй - способ третий + способ 1) Товар более конкурентоспособен Пк i > Пк б ; ОПк 1. I тп – max, I эп < 1. 2) Товар менее конкурентоспособен Пк i < Пк б.I тп – min, I эп > 1. 3) конкурентоспособность одинакова Пк i = Пк б.I i тп = I б тп, I эп = 1. - недостатки / + преимущества способов учитывается только продажная цена, отсутствуют эксплуатацион- ные характеристики позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации

Современные проблемы управления качеством Основные проблемы по совершенствованию управления качеством продукции: включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством на потребителя;. усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. Причины: отсутствие квалифицированных кадров; ограниченность организационно- технической и материальной базы предприятий; недостаточный опыт массового использования статистических методов;. отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

Система сертификации Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям Система сертификации – совокупность участков сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе Сертификат – документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта

В России сертификация может проводиться по двум основным схемам: обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. В РФ обязательной сертификации подлежат товары и услуги, предназначенные для личных бытовых нужд, средства производства, оружие, транспортные средства и т.д. добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. Согласно действующему законодательству добровольная сертификация не может заменить обязательную.

Политика предприятия в области качества Современная политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанности и неотделимости ее от общей политики предприятия. Так, можно определить задачи качества расширение или завоевание новых рынков; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий; улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготовляемой продукции; развитие сети сервисных услуг; увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию.

С позиций предприятия существует два подхода для достижения определенного уровня качества: 1-й подход заключается в возможности достижения заданного уровня качества за один цикл, или этап 2-й подход – поэтапное финансирование повышения уровня качества по мере накопления финансовых средств на эти цели В условиях рыночной экономики любой из этих подходов может быть тактически оправданным. Реализация первого подхода подвержена большему риску в связи с большим периодом прогнозирования и планирования и требует более тщательной проработки. Однако в последние годы первый подход становится более актуальным благодаря ряду весомых преимуществ

Преимущества первого подхода: во-первых, он обеспечивает большую централизацию и координацию всех стадий проектирования и производства изделий; во-вторых, он выводит предприятие на рубежи мирового уровня качества или его опережения; в-третьих, достигается «скачок» уровня качества, который обеспечивает предприятию преимущества высшего порядка в более длительном временном интервале.

Методика расчета экономической эффективности повышения качества продукции Необходимо учитывать следующие факторы: 1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты; 2) экономический эффект проявляются в основном не у изготовителя, а у потребителя; 3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака; 4) предприятие при повышении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции Эффективность = Качество * Объем выпуска Затраты

в итоге все это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии: П = (Ц н – С н )V н – (Ц ст – С ст )V ст, где Ц н, Ц ст – новая и старая продажная цена; С ст, С н – себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; V ст, V н – объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции годовой экономический эффект определяется так: Э = П – Е н К, где Е н – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; К – дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Е н ) или с рентабельностью активов предприятия (R а ). Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Е н ) или с рентабельностью активов предприятия (R а ). Е = П/К Е = П/К Если Е > Е н, или Е > R а, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот. Если Е > Е н, или Е > R а, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

Роль условий поставки в установлении внешнеторговых цен 1. Принципы кодификации базисных условий поставки. 2. Основные этапы развития ИНКОТЕРМС. 3. Группировка условий ИНКОТЕРМС Общие и специфичные условия. 4. Урегулированные в ИНКОТЕРМС отношения продавца и покупателя. 5. Иные системы базисных условий поставки. Венская конвенция 1980 года.