Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 7 классе. Перечитайте сцену гибели Андрия Почему затрясся Андрий, когда увидел Тараса? Почему Андрий покорно подчиняется Тарасу? Как.
Advertisements

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Нет у нас никого, равного ему в доблести!» Подвиг Тараса.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Цели урока: - осмысление трагического мира казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество; - обобщение и систематизация.
Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба» (основные герои произведения)
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем?. Средства создания образа героя ПоступкиРечьПейзаж Отношение к окружающим ИнтерьерПортрет.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Проверим знание текста Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Что на прощание вручила Остапу и Андрию их мать?
ГЕРОИКО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «Тарас Бульба» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы школы 57 г. Тюмени Арбатской.
Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Почему один человек становится героем, а другой – предателем?
Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Учителя русского языка и литературы I кв.кат. Черки-Гришинской средней школы Гайфуллиной Ф.Р.
Тарас Бульба любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества… В.Г.Белинский.
Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт казаков. Нравы и быт.
«Подвиг или предательство?» Джураева А.А. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 27.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя (6 класс)

Цели: - выявление значения образов казаков и Тараса Будьбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции; - формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, анализа образов персонажей, отдельных эпизодов, наблюдения над строением фразы, её интонационными особенностями; - формирование гражданской позиции учащихся в ходе выявления ключевой идеи произведения.

Подумай и ответь… О каких качествах характера Остапа шла речь на предыдущих уроках? Это суровый муж, строгий отец. Он груб, резок, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством. Характер Тараса формировался в бранных походах, он любит свою родину, ценит людей мужественных, смелых и отважных. Он любит своих сыновей, гордится Остапом, глубоко переживает предательство Андрия. Тарас. Художник Е.Кибрик

Подумай и ответь… Прочитайте фрагменты предложений, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса. - «В чести у всех была земля наша». - «Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство!» - «Породниться родством по душе, а не по крови может один только человек». - «Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». - «Так любить, как русская душа… никто не может!» и др. Выразительное чтение учителем речи Тараса о товариществе

Подумай и ответь… Что для Тараса важнее всего? Горячий патриот, Тарас Бульба выступает как выразитель национальных интересов русского народа. Он страстно любит родную землю; её освобождение от чужеземного гнёта – его заветная мечта, которая безраздельно владеет им. С глубоким презрением и ненавистью относится Тарас Бульба к тем, кто не заботится об интересах родной земли, к тем, кто изменяет ей. Тарас. Художник Е.Кибрик

Обратимся к иллюстрации Художник изобразил Тараса с высоко поднятой рукой, выражение его лица сурово. Жест оратора свидетельствует о том, что Тарас хочет поднять боевой дух казаков, призвать их к подвигам и одновременно как бы грозит кому-то. Речь Тараса перед запорожцами. Художник Е.Кибрик

Подумай и ответь… Речь Тараса перед запорожцами. Художник Е.Кибрик С какой целью Тарас произнёс эти торжественные слова перед казаками? Тарас не ставил целью поднять боевой дух казаков: он и так уверен в том, что его товарищи готовы на подвиг во имя родины. Ему «просто самому хотелось высказать всё, что было на сердце». Тарас будто размышляет вслух, делится сокровенным с людьми, которых очень ценит. Он убеждён, что казаки поймут его, рассчитывает на силу товарищества.

Подумай и ответь… Речь Тараса перед запорожцами. Художник Е.Кибрик Какова интонация речи, когда Тарас обращается к товарищам? - Как меняется интонация в момент обращения к тем, кто предаёт товарищество? - Почему речь Тараса «дошла до самого сердца» казаков? - В чём для Тараса заключается подлинное товарищество? - Почему речь Тараса находит отклик в душе наших современников? - Какие эпизоды свидетельствуют о полководческом искусстве Тараса? - Каковы действия казаков после каждого обращения Тараса?

Подумай и ответь… Речь Тараса перед запорожцами. Художник Е.Кибрик Почему Тарас обращается к казакам трижды? В каких произведениях встречается такой приём? Троекратный повтор в устной народной традиции носит характер магического заклинания. В обращении Тараса мы чувствуем намерение оградить товарищей от беды, вдохнуть в них новые силы.

Подумай и ответь… Тарас мстит за смерть Остапа. Он не щадит своих врагов. Выразительное чтение от слов «А что же Тарас?» до слов «Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом». - Почему Тарас вернулся за своей трубкой? - Действительно ли старость героя виной тому, что Тарас попал в плен? - О чём думает Тарас перед смертью?

Подумай и ответь… О чём думает Тарас перед смертью? Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования. Даже на костре он испытывает чувство радости от того, что казаки услышали его. Выразительное чтение эпизода от слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Обратимся к иллюстрации Казнь Тараса. Художник П.Соколов. Художник Е.Кибрик

Подумай и ответь… Какова основная идея повести Н.В.Гоголя? Это идея любви к родине, готовности отдать всё за благо и счастье отчизны. Герои Н.В.Гоголя испытывают любовь к родине, чувство более сильное, чем отцовская любовь, страсть, страх смерти. Любовь к родине окрыляет человека, вдохновляет его на подвиг, делает прекрасным. Всё это отчётливо проявилось в образах Остапа, Андрия, Тараса, казаков, в отношении к ним автора.

Подумай и ответь… Каково значение концовки повести? Высокая, светлая печаль, ощущение полноты и многообразия жизни. Природа просто и прекрасна: сверкающее речное зеркало Днестра, густые речные камыши, звонкие крики лебедей и гордо несущийся гоголь… Выразительное чтение от слов «Немалая река Днестр…» до слов «…подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана».

Домашнее задание 1 группа. Используя материалы сравнительной таблицы, написать небольшой рассказ об Остапе и Андрии, включив оценку событий. 2 группа. Используя план, написать небольшой рассказ о Тарасе, включив оценку событий. 3 группа. Написать небольшой рассказ о казаках- сечевиках, включив оценку событий.

Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 6 класс. Методическое пособие. М., 2012г