Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 68 г. Липецка
Департамент образования администрации города Липецка
Марасанова Елена Вячеславовна Образование: высшее, Липецкий государственный педагогический институт, 2000 г. Стаж работы в МБОУ СОШ 68 г. Липецка: 9 лет. Должность: учитель информатики. Квалификационная категория: первая. Дополнительный функционал: - администрирование школьного сайта; - заведование кабинетом информатики; - обслуживание и сопровождение оргтехнического оборудования.
Городское методическое объединение учителей информатики г. Липецка Из опыта работы Об активизации познавательной деятельности на уроках информатики и во внеурочное время как условии повышения качества образования. МБОУ СОШ 68 г. Липецка 5 декабря 2013 г.
Мотивы Познавательный интерес Познавательная активность Познавательная деятельность
Городское методическое объединение учителей информатики г. Липецка Проблемы мотивации к изучению информатики в школе МБОУ СОШ 68 г. Липецка 5 декабря 2013 г.
Мотив это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности Мотивация это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Мотивирование это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. «…никакая внешне предлагаемая информация не может быть перенесена внутрь … если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов.» А. В. Хуторской Проблемы мотивации к изучению информатики в школе
Проблемы и противоречия: противоречие между общепринятым мнением об информатике как о предмете игровом и легком и теоретической сложностью предмета; противоречие между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике к мыслительным операциям учащихся, и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности; ошибочное восприятие предмета как исключительно непосредственной работы на персональном компьютере; наличие большого объёма информации, создающего у ребёнка ощущение компетентности в той или иной сфере; учебники часто не содержат мотивационного введения.
Зачем изучать программирование? ? ? Для сдачи ЕГЭ Выбираю профессию по профилю
Труфанова Ольга Викторовна Образование: высшее, Липецкий государственный педагогический институт, 2003 г. Стаж работы в МБОУ СОШ 68 г. Липецка: 11 лет. Должность: учитель информатики. Квалификационная категория: первая. Дополнительный функционал: - администрирование базы данных учащихся; - закупка, модернизация, обслуживание и сопровождение оргтехнического оборудования.
Городское методическое объединение учителей информатики г. Липецка МБОУ СОШ 68 г. Липецка 5 декабря 2013 г. Приемы и способы активизации познавательной деятельности, используемые на уроках развития критического мышления
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь. Китайская народная мудрость
Деятельностный подход в обучении - процесс усвоения знаний и умений в ходе эвристической, или исследовательской, деятельности школьников, направленной на овладение знаниями и умениями посредством мотивационного и целенаправленного решения учебных задач.
Критическое мышление – это способность ставить новые полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Стадия вызова Смысловая стадия Стадия рефлексии
СтадияФункции Вызов мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания информационная (получение новой информации по теме). систематизационная (классификация полученной информации). мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). Рефлексия коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). информационная (приобретение нового знания). мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Метод кластеров Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Урок «Системы счисления» в 10 классе
«Устройство компьютера» в 8 классе
Урок обобщения знаний по теме «Информация, человек и компьютер» в 3 классе
«Корзина идей» (понятий, имен) На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре: 1. Классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме; 2. Ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.) 3. З минуты для обмена информацией в группах, парах; 4. Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного 5. Учителем составляется список всех предложенных идей 6. Ошибки исправляются по мере изучения новой информации.
Урок в 8 классе «Программное обеспечение компьютера»
Синквейн Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому- либо поводу.
1.Объясняю, как пишутся такие стихотворения. 2. Делю учеников группы на пары. 3.Называю тему для синквэйна. 4.Каждому участнику даю 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. 5.Партнеры из двух синквейнов составляют один и представляют тот, с которым оба согласны.
Как это делать: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Урок «Системы счисления» в 10 классе Система счисления. Сложная, двоичная. Считаем, запоминаем, делим. Нам нравится решать и думать. Математика! Система счисления. Двоичная и непростая. Умножаем, делим, вычисляем. Мы любим трудиться думая. Двоичная кодировка.
??? Позиционные, непозиционные. Преобразуем, считаем, записываем. Алгоритм перевода чисел. Вычисления.
Урок по теме «Электронные таблицы» 9 класс Электронные таблицы. Точные, удобные. Заполняют, упорядочивают, представляют. Инструмент для табличных расчетов. Порядок! Электронные таблицы. Просто и удобно. Сравнение, составление, польза. Легко разобраться и строить отчеты. Таблицы!
Электронные таблицы. Удобные, информационные. Вводить, редактировать, вычислять. Удобные табличные расчеты на компьютере.
Урок по теме «Логика» 10 класс Логика. Сложная, непонятная. Озадачивает, интересует, напрягает. Самая интересная и трудная. Думать! Логика. Философская, познавательная. Конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Сложное мышление человеческого разума. Ум.
Логика. Интересно, познавательно. Нахождение логических элементов. Логика должна быть простой. Мышление.
Как писать синквейн: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Критическое мышление. Знакомое и незнакомое. Сомневается, активизирует, анализирует. Нет предела совершенству! Фонтан идей!
Образовательные технологи, адекватные деятельностному подходу: технология развития критического мышления; проблемно-исследовательская деятельность; технология проектного обучения; технология учебной деловой игры.
Что такое образовательный веб-квест?
Quest- (в переводе с английского языка – «путешествие») -продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой с приключениями или игрой
Веб-квест (webquest) (в педагогике) проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.
это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. (Быховский Я.С., руководитель программы Intel «Обучение для будущего» в России. Образовательные веб-квесты// Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". URL: Образовательный веб–квест
Краткосрочные (одно-три занятия) Долгосрочные (несколько занятий) Образовательный веб–квест Особенность образовательных веб-квестов: часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Работа с веб-квестом: постановка проблемы; ознакомление с заданиями Web-квеста; выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет; оформление работы; обсуждение результатов деятельности.
Виды заданий для веб-квеста: Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий. Самопознание – любые аспекты исследования личности. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме. Оценка – обоснование определенной точки зрения. Журналистское расследование – объективное излоожение информации (разделение мнений и фактов). Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста: Введение (вступление, предназначенное для привлечения интереса учащихся); Задание (описывает конечный продукт деятельности); Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта); Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся); Заключение (подведение итогов деятельности).
Технология веб-квеста способствует: развитию: – логического мышления учащихся; – критического мышления учащихся,; – умений самоопределяться, самопрезентоваться, работать в команде; –умения брать на себя ответственность. – умения находить несколько способов решений проблемной ситуации; формированию: - коммуникативных навыков учащихся, их социализации, - рефлексии, умения анализировать и оценивать свои действия, действия партнеров в процессе решения проблемы; - навыков использования информационных технологий для решения профессиональных задач; - новых компетенций.
Разработчики веб-квеста как учебного задания: Берни Додж (BernieDodge) и Том Марч (TomMarch), (университет Сан Диего, Калифорния, США). Эта технология широко используется в различных странах: Америке, Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и т.д. Веб-квесты, удовлетворяющие методическим критериям, которые предлагают разработчики, размещаются в коллекциях на порталах и bestwebquests.comhttp://www Конкретные примеры готовых проектов:
Примеры веб-квестов: - - веб-квест по информатике «Безопасный интернет» - веб-квест "Социальная информатика" ВХОД - веб-квест "История вычислительной техники" ВХОД - веб-квест "История вычислительной техники" - 2 ВХОД - веб-квест "Профессии компьютера" ВХОД - веб-квест "Мы и компьютер" по технике безопасности ВХОД - веб-квест "Компьютер: от истории до покупки" ВХОДВХОД - веб-квест "Компьютер моей мечты" по архитектуре ПК ВХОДВХОД - веб-квест по программированию "Путешествие в страну Пирамид" ВХОДВХОД - веб-квест "Антивирусные программы" ВХОД - веб-квест "Скорая помощь зараженному компьютеру" ВХОДВХОД - веб-квест по работе в текстовом редакторе "Издательство Лицей" ВХОДВХОД - веб-квест "Глобальная компьютерная сеть Интернет" ВХОД - веб-квест "Информационная безопасность" ВХОД ВХОД
Ширяева Наталья Петровна Образование: высшее, Елецкий государственный университет им.А.И.Бунина, 2008 г. Стаж работы в МБОУ СОШ 68 г. Липецка: 4 лет. Должность: учитель информатики. Квалификационная категория: первая. Дополнительный функционал: - автоматизация ШСОКО; - администрирование системы БАРС; - обслуживание и сопровождение оргтехнического оборудования.
Внеурочная деятельность: олимпиады и конкурсы Докладчик: учитель информатики Ширяева Наталья Петровна
Информатика в классах начальной школы Расширение кругозора школьника Множество новых и интересных фактов Решение простых задач с помощью компьютерных технологий Мотивация1А1Б1В1Г Учебная15 (62,5%)17 (68%)14 (54%)13 (52%) Социальная4 (16,7%)1 (4%) Игровая2 (8,3%)4 (16%)8 (30%)10 (40%) Избегание учебной д-ти 3 (12,5%)3 (12%) 1 (4%)
Активизация познавательной деятельности младших школьников Внеурочная деятельность Олимпиады муниципального уровня Всероссийские игры-конкурсы Внеклассные мероприятия
«Информашка»
Всероссийские игры-конкурсы С целью активизации познавательного интереса школьников в области информатики и информационных технологий Чувашское отделение Академии информатизации образования совместно с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я.Яковлева проводит игру-конкурс «ИНФОЗНАЙКА» для учащихся общеобразовательных школ России.
Всероссийские игры-конкурсы 1. Общие положения 1.1. Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» (в дальнейшем – конкурс «Кит») – творческий конкурс по компьютерным наукам и математике в компьютерных науках Организатором конкурса является общество с ограниченной ответственностью «Кит плюс» (в дальнейшем – ООО «Кит плюс») Авторские права на все задания конкурса «Кит» принадлежат ООО «Кит плюс» Официальный сайт конкурса «КИТ» в Интернете 2. Цели и задачи конкурса «Кит» 2.1. Целями и задачами Конкурса являются: - участие школьников в творческой деятельности; - развитие познавательного интереса школьников к компьютерным наукам, информатике и информационным технологиям, математическому аппарату в области компьютерных наук; - активизация внеклассной и внешкольной работы; - предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона.
Всероссийские игры-конкурсы КлассыЗадания Участие 1.Подача заявки на участие (до 20 октября) konkurskit.org - контакты konkurskit.org 2. Получение материалов в бумажном виде (задания, бланки ответов, формы сертификатов, дипломов) 3. Игра 20 ноября 4. Декабрь-обработка результатов 5. Январь-награждение участников konkurskit.org
Олимпиады муниципального уровня
Некоторые аспекты подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ
Создание и пополнение собственная рабочая коллекция полезных ссылок на ресурсы Интернет – источников с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки. Постоянное знакомство с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизация материалов разных лет по разделам экзаменационной работы и совместное рассмотрение возможных способов объяснения учащимся основных методов решения заданий. Размещение информационных ресурсов (в т.ч. ссылок) на Сайте учителей информатики нашей школы. Решение заданий из ЕГЭ и ГИА на уроках по соответствующей теме. Отведение 1-2 часов в календарно-тематическом планировании на решение заданий из КИМ после изучения каждой темы (раздела). Проведение 3-4-х раз в год пробного тестирования учащихся 11-х классов, желающих сдавать ЕГЭ, на уровне школы.