« Формирование здоровьесберегающего пространства в школе ». Зам. директора по УВР МАОУ « СОШ 22» Каппарова В. А. семинар
«Единственная красота, которую я знаю, - это ЗДОРОВЬЕ» Генрих Гейне
В соответствии с Законом " Об образовании " здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов : достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества.
« Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью... Итак, тест « Моё здоровье ». 1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями. 6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. Тест « Мое здоровье »
Определение результата и его интерпретация 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья. 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени ? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и о здоровье другого.
Здоровьесберегающее пространство школы Здоровьесберегающее пространство школы ( ЗПШ ) это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов. Здоровьесберегающее пространство – позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которые способствуют сохранению и повышению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии – приёмы, методы и формы работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
«Здоровая школа» призвана формировать в школе здоровьесберегающее пространство - такое, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействия школы и всего образовательного процесса. В дальнейшем предполагается развитие здоровьесберегающего пространства в здоровьеукрепляющее, а затем – в здоровьеформирующее. «Здоровая школа» формирует и развивает здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Принципы « Здоровой школы » 1. Принцип не нанесения вреда. 2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. 3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом. 4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания (сам ученик активно действует в здоровьесберегающей среде). 5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся. 6. Принцип отсроченного результата. 7. Принцип активной обратной связи (ответственность обучающихся за своё здоровье при наличии контроля со стороны родителей).
Главные особенности здоровье - сберегающего пространства школы представлены тремя положениями : направленность на процессы и ресурсы педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся ( позитивная основа ); формирование и реализация всех усилий по здоровьесбережению с использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся ( инновационно - творческая основа ); направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства.
Здоровьесберегающее пространство экологическое эмоционально - поведенческое вербальное культурологиче ское
Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах.( Воздушная среда, профилактика табакокурения, следует уделить внимание спортзалам и рекреациям, где дыхание у учащихся активизируется, а также туалетам в связи со спецификой помещения.) Экологическое
Эмоционально - поведенческое пространство как часть здоровьесберегающего пространства школы представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить : уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов ; характеристики эмоционально - психологического климата в школе в целом, и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы ; стиль поведения учащихся и учителя на уроке ; формы и характер поведения учащихся на переменах ; забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.
Эмоционально - поведенческие проявления школьников на переменах – также важный элемент оценки здоровьесберегающего пространства школы. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах – условие восстановления к следующему уроку. (« хороший смех дарит здоровье »)
Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Речь учителя оценивается по таким критериям, как культура речи, чёткость формулировок, последовательность и ясность изложения мысли. Это речевая культура школьников, формирование которой всегда считалось одной из важнейших задач школы, и которая также должна быть распространена в аспекте здоровьесбережения.
Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов.
ФГОС. Основная школа Основы здорового образа жизни Выпускник научится : анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья ; классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье ; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья ( вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия ;
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений : создание здоровьесберегающей инфраструктуры, здоровьесберегающей рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, внеучебной эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы, физкультурно - оздоровительной реализация модульных образовательных программ, образовательных просветительская просветительская работа с родителями
создание здоровьесберегающей инфраструктуры, соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования ; наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи ; организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков ; оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём ; наличие помещений для медицинского персонала ; наличие необходимого ( в расчёте на количество обучающихся ) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися ( логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники ); наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования.
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает : соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки ( выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях ) обучающихся на всех этапах обучения ; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся ( использование методик, прошедших апробацию ); обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда ; введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов ; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств ; индивидуализацию обучения ( учёт индивидуальных особенностей развития : темпа развития и темпа деятельности ), работу по индивидуальным программам основного общего образования ; рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно - двигательного характера в основной школе. Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.
эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает : полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья ( на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно - двигательного характера ; организацию занятий по лечебной физкультуре ; организацию часа активных движений ( динамической паузы ) между 3- м и 4- м уроками в основной школе ; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности ; организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования ; регулярное проведение спортивно - оздоровительных, туристических мероприятий ( дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
реализация модульных образовательных программ, внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс ; проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; создание общественного совета по экологической культуре и здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей ( законных представителей ), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Формирование экологической грамотности, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся ». Программа предусматривают разные формы организации занятий : интеграцию в базовые образовательные дисциплины ; проведение часов здоровья и экологической безопасности ; факультативные занятия ; проведение классных часов ; занятия в кружках ; проведение досуговых мероприятий : конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней экологической культуры и здоровья.
просветительская работа с родителями лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей ; содействие в приобретении для родителей ( законных представителей ) необходимой научно - методической литературы ; организацию совместной работы педагогов и родителей ( законных представителей ) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Здоровье Духовная среда Социальное окружение и взаимоотношения Информационная среда Физическое окружение Организационная культура культура Образовательные и учебные программы Педагогические технологии Руководство Формируемые компетенции
определяет цели, политику и стратегию, ценности и приоритеты. Определяющим при этом становится понимание руководством сохранности здоровья как одного из ключевых звеньев развития школы, осуществление системно - аналитического подхода к управлению образовательным процессом в целом и реализации данного направления в частности. Решающую роль в осуществлении политики здоровьесбережения играют позиции и уровень компетентности руководящего аппарата по вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Участвуя в определении цели, политики и стратегии, ценностей и приоритетов заместитель директора школы по безопасности сосредотачивает внимание на решении жизненно важных задач, таких как состояние охраны и осуществление контрольно - пропускного режим в школе, обеспечение пожарной безопасности, электробезопасности и взрывобезопасности, безопасности, связанной с техническим состоянием среды обитания. Важно принять исчерпывающие меры по исключению угроз безопасности в основе своей имеющих человеческий фактор ( русское « авось », да « и так сойдет », самоуверенность, что все плохое происходит где - то и с кем - то, но не у нас и не с нами ).
Организационная культура школы является одним из ведущих факторов, который может, как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Её основными компонентами являются : особенности устава школы и норм школьной жизни ; стиль управления администрации, характер отношений по вертикали ; психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали ; организационно - педагогические условия учебно - воспитательного процесса ; внешняя коммуникационная среда и место школы в ней ; наличие / отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.
являются одним из главных компонентов образовательной среды и условий формирования здоровьесберегающей среды. От учителя в большей степени зависят психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания, особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничения в свободе учащихся. Немалую важность имеют личностные особенности учителя, его способность к психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и отношение к своему здоровью, готовность учителя к внедрению здоровьесберегающих технологий.
возможно считать здоровьесберегающими при условии, что : они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной, социальной, эмоциональной ; они в равной степени направлены на физическое, социальное, эмоциональное развитие ребенка ; они предполагают постоянство ( на протяжении всего периода обучения ребенка в школе ), отсутствие фрагментарности и динамичность в аспекте здоровьесбережения ; обязательным компонентом является постоянное развитие компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и материально - технических ресурсов.
как « система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определенную модель обучения и воспитания ». Моделирование результата целостного развития школьника по ступеням зрелости среди основных его компонентов выделяет сохранность физического здоровья и готовность к сохранению собственного здоровья. Отсюда вытекает необходимость использования тех форм, методов и средств обучения и воспитания, которые способствуют сохранности психического и физического здоровья школьников, а также формируют представление о ее необходимости. Позитивный настрой, обучение согласно типам модальности и другим психолого - физиологическим особенностям, использование инновационных технологий при оптимальном отборе из их многообразия создают базу для достижения указанной цели.
приобретаемые ребенком знания, умения, навыки, позволяющие ему сформировать свое представление о нормах охраны труда школьника, о культуре и правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни как основополагающей ценности.
где духовность рассматривается как « высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности ». Неотъемлемым при этом становится создание в школе акмеологической среды как энергетического пространства школы с установкой в деятельности педагогов и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск ( « акме » - ориентация на успех и развитие творческого потенциала, достижение вершины в развитии каждого ученика и учителя )
– система условий для обеспечения широкой информированности школьников и педагогов, родителей о здоровье как жизненном приоритете. Очень важным при этом выступает информирование о формах и последствиях рискованного поведения и формирование навыков здоровьесберегающего поведения. В триаде образовательного процесса ( родитель, ученик, учитель ) средовое воздействие играет главенствующую роль.
– обеспечение необходимых материально - технических условий, которые могли бы способствовать не только сохранению здоровья, но и, возможно, его некоторому улучшению. Сюда же относятся и гигиенические факторы, которые могут представлять собой неблагоприятные условия для здоровья ( шум, освещённость, воздушная среда, размер помещений, дизайн и цвет, состояние сантехнического оборудования, условия и качество питания, экологическое состояние прилегающей территории и т. д.)
Таким образом, указанные структурные компоненты модели здоровьесберегающей среды могут рассматриваться как блок подцелей ее формирования. Первоочередными задачами при этом становятся следующие : Создание политики школы с ориентацией на здоровьесбережение. Анализ положения, определение потенциальных возможностей школы и перспективы ее развития, принятие решения о разработке программы по здоровьесбережению. Разработка программы, конкретного плана действий и их реализация. При успешном решении этих задач результатом создания средней общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды станет :
Повышение авторитета, престижности и популярности школы. Активная жизненная позиция всех участников образовательного процесса. Положительная динамика показателей здоровья и психологического статуса участников образовательного процесса. Более высокие показатели успеваемости школьников и высокие результаты образовательной деятельности. Снижение поведенческих рисков, опасных для здоровья.
Мы поставили следующие задачи : - обеспечить выполнение законодательства по охране здоровья детей в образовательном учреждении ; - обеспечить безопасные условия жизнедеятельности детей и других участников образовательного процесса ; - создать условия для комплексного решения медико - социальных и психолого - педагогических проблем детей ; - организовать работу, направленную на повышение двигательной активности детей ; - формировать потребность в здоровом образе жизни ; - проводить мероприятия по профилактике вредных привычек ; - внедрять в учебный процесс технологии здоровьесберегающей направленности ; - проводить работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Наша Школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся дети одаренные, обычные и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в педагогической поддержке, потому целью своей работы мы считаем создание среды, способствующей тому, что бы каждый ученик вне зависимости от своих возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
Идеальная школа Школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство ( процесс бесконечный ). Все радует глаз : лица школьников и учителей, охранников и работников столовой ; внутреннее убранство школы и внешний вид учеников. В школе настроение сотворчества и взаимоуважения. Пришкольный участок – чистый, много цветов, хорошо оборудованные спортивные площадки. О курящих на ступеньках школы здесь не может быть и речи. Утром вас встречает улыбкой администрация школы, но не для того, чтобы отследить опоздавших, а чтобы поприветствовать каждого входящего. Чистота в коридорах и классах. Удивляет чистота и опрятность туалетов : зеркала, сушилки, туалетная бумага. Цветы создают экологический комфорт. Заметна грамотная работа дизайнера ( правильный подбор цвета стен, минимум прямых углов и прямоугольных фигур, утомляющих зрение ). На стенах стенды, которые постоянно обновляются, а значит, читаются. В одном классе занимается не более 25 школьников.
Помещения регулярно проветриваются, по графику. В классах кондиционеры, очищающие и увлажняющие воздух. Стекла чистые, почти не заметные. Когда включены светильники ( все работают ) нет никакого жужжания. Мебели много, но она складная, поэтому свободного пространства достаточно. Интерьер каждого класса индивидуален, но в каждом есть шведская стенка, широкая доска, рейки с крючками для развешивания схем, плакатов, таблиц. На потолке и в передних углах класса размещены рисунки - траектории для гимнастики глаз. Телевизор и видеоплеер находятся в рабочем состоянии ( экран не запылился ). В одном из углов – музыкальный центр. Во всех кабинетах – компьютер у учителя и у учащихся. Во время урока проводятся физкультминутки. Если дети перевозбуждены, то учитель профессионально проводит короткий сеанс успокоения и отдыха.
Улыбки в этой школе приветствуются и на уроках и во взаимоотношениях между всеми, находящимися под ее крышей. Столовая напоминает ресторан : чисто, уютно, красиво, оригинальный интерьер, тихая музыка, на столах – салфетки, йодированная соль. Но главное – ассортимент блюд соответствует принципам рационального питания. В школе используется питьевая вода. В спортзале на скамейке нет « освобожденных », они занимаются по отдельной программе. Зал оборудован всем необходимым для интересных уроков ( занимается только один класс ). В современно оборудованный медицинский кабинет дети почти не обращаются. Школа продолжает жить активно и творчески и после уроков. Проводятся факультативные занятия, работают кружки и секции. Идет подготовка нового стенда, снимается видеофильм, репетируется новая программа эстрадного ансамбля, идут занятия ритмикой. Не пустует психологический блок, в котором идут занятия самодиагностики и психологического тренинга, эмоциональной разгрузки. Эпицентр оживления активности – спортзал. Работает тренажерный зал и зал лечебной физкультуры.
« Самая длинная дорога начинается с первого шага » ( Китайская мудрость ) Наши первые шаги Разработана программа здоровьесбережения в школе. План - программа по здоровьесбережению в каждом классе. Конкурс « Самый здоровый класс ». класс Классными руководителями ( при помощи медика школы ) ведутся карты динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся. У каждого классного руководителя ведутся папки « Здоровье класса ». Проведены анкеты среди учащихся основного звена « Моё здоровье ».« Моё здоровье ». Проведены анкеты по питанию среди учащихся и педагогов школы. анкеты Общешкольные волонтёрские акции « За здоровый образ жизни »: « Внешний вид », ( газета,)« Питание », « Зарядка », « Чистые руки », « Внешний вид », газета « Вредные привычки ».
Общешкольные мероприятия : « Весёлая зарядка », фестиваль « Если хочешь быть здоров !».« Весёлая зарядка », Если хочешь быть здоров !». Стенд по здоровью ( правила здорового образа жизни, про витамины, профилактика гриппа, подведение итогов « Самый здоровый класс ». здоровью класс Перед уроками физоргами классов проводится физзарядка. физзарядка На уроках обязательны физкультминутки – на укрепление осанки, гимнастика для глаз ( зрительно - координатный тренажёр ). тренажёр Двигательная активность на переменах ( танцы ) танцы Внеурочная деятельность 1-5 классов после обязательной прогулки с подвижными играми на улице. Группа здоровья для учащихся спец. мед группы. День здоровья всей семьёй. Проекты до конца учебного года на тему « Здоровьесбережения »: « Здоровое питание », « Моя семья – самая здоровая », « Продукты, выращенные на нашей даче » и т. д. Профилактические беседы с ЦПМС. Наши первые шаги
1. Питаетесь ли Вы в школе ?
Что не устраивает в школьном питании ?
1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни ? 2. Делаешь ли ты утром физическую зарядку ? 3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры ? 4. Занимаешься ли ты на уроке физкультуры : 5. Занимаешь ли ты спортом длительно ? 6. Устаёшь ли ты на уроках ?. 7. Были ли физкультминутки на ваших уроках ? 8. Куришь ли ты ? 9. Пробовал ли ты употреблять спиртные напитки ? 10. Пробовали ты наркотики ? 11. Соблюдаешь ли ты режим дня ? Моё здоровье
Весёлая зарядка
Если хочешь быть здоров !
Акция « За здоровый образ жизни ». « Внешний вид »
Танцы
Утренняя зарядка
Определение групп здоровья : 1- я группа – здоров ; 2- я группа – с отклонением в состоянии здоровья ( гипертр. миндалин, аденоиды 1–2 степени, плоскостопие ); 3- я группа – с заболеванием ( бронх. астма, забол. почек, порок сердца ). Определение физкультурных групп : осн. – занятия на уроках и участие в соревнованиях ; подг. – занятия на уроках, без соревнований ; спец. – со спец. физ. упражнениями ; освоб. – освобождение от уроков физкультуры
Зрительно – координатный тренаж Эти упражнения активизируют мышечный тонус, а также чувство телесной и зрительной координации в пространстве. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
Желаем удачи!!!