ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3 ЗАНЯТИЕ: ФУНКЦИОНАЛ И РОЛЬ ПЕДАГОГА КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ АСМОЛОВА ЕКАТЕРИНА 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛОУСОВ - УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МОУ СОШ 27.
Advertisements

Городской семинар учителей английского языка по проектной методике « Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Районное методическое объединение учителей начальной школы.
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Виды проектов Выполнила учитель математики МКОУ Богородской СОШ Зырина Наталия Леонидовна 2013.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Активизация обучения Практико-ориентированный характер обучения Делегирование учащимся инициативы в организации своего учебного познания.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Исследовательская компетенция МО спортивного и эстетического развития.
П.Взлётный учебный год.. "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Приемы диагностирования интересов, творческих возможностей, развития мыслительных процессов, как основы перевода учебного процесса в учебно- исследовательский.
Транксрипт:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3 ЗАНЯТИЕ: ФУНКЦИОНАЛ И РОЛЬ ПЕДАГОГА КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ АСМОЛОВА ЕКАТЕРИНА 1

Организация проектной работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу : положительное отношение к ребенку ; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ; признание права личности быть непохожей на других ; предоставление права на свободу выбора ; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков ; учет индивидуально - психологических особенностей детей ; мотивация и при необходимости разносторонняя поддержка деятельности ребенка ; отслеживание изменений в отношениях внутри рабочей группы и отношения к выполняемой работе.

правило трёх " Н " - нет ничего невозможного * * На невозможное просто требуется больше времени 3

Роль педагога Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть " предметником ", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Список ролей, которые предстоит " прожить " педагогу по ходу реализации проекта : Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких ( не во всех !) областях Консультант, помогающий организовать работу Руководитель, помогающий планировать работу по времени " Человек, задающий вопросы ", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта " Будущее - в руках школьного учителя " Виктор Гюго " Будущее - в руках школьного учителя " Виктор Гюго

Учитель - руководитель проекта должен : владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся ; уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом ; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы ; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.

Классификация проектов ( по предметно - содержательной области ) 7 Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета ( учебной дисциплины ), обычно вполне укладывается в классно - урочную систему. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Надпредметный проект – проект, который выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования. Последние два призваны создать у школьника целостное представление об окружающем мире, т. е. сформировать мировоззрение

Классификация проектов ( по Коллингсу ) Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то : различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т. д. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной ( песня ), художественной ( картина ), музыкальной ( игра на рояле ) и т. д. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта. 8

9 Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся) Практико - ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Сюжетно - ролевой проект - Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В нем участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

10 Классификация проектов (По характеру контактов) внутриклассными ; внутришкольными ; региональными ( в пределах одной страны ); международными. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Персональные или групповые проекты Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе, не существует. Система « Международный бакалавриат » допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е. С. Полат ( г. Москва ), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с « технологией работы в группах сотрудничества ». 11

Персональные или групповые проекты 12 Преимущества персональных проектовПреимущества групповых проектов план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью ; у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него ; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии ; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков ( исследовательских, презентационных, оценочных ) оказывается вполне управляемым процессом в проектной группе формируются навыки сотрудничества ; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне ; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер : лидер - генератор идей, лидер - исследователь, лидер - оформитель продукта, лидер - режиссер презентации ; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе ; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения ; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Классификация проектов по продолжительности 13 Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Практико - ориентированный проект Практико - ориентированный проект позволяет обогатить его участников знаниями, удовлетворяющими жизненные потребности учащихся и раскрывающими социальную и мировоззренческую функции образования. Такие проекты представляют большие возможности для развития у учащихся устойчивого познавательного интереса. Практико - ориентированный проект предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения. Чаще всего применяется в таких предметных областях, как : творчество ( музыка, танцы, рисование ), природоведение, естествознание, химия, физика, науки о материалах, биология, труд, инжиниринг, информатика и программирование и др. 14

Практико - ориентированный проект Реализация практико - ориентированного проекта предполагает использование новых технологий. Учебный материал для практико - ориентированного проекта можно структурировать в виде следующих блоков : мотивационный, синектический ( в общем случае синектический метод проектирования опирается на тот факт, что умственная деятельность более продуктивна в новой или незнакомой человеку обстановке ), внедренческий, алгоритмический - обязательная часть ; вариативные блоки : бинарный, моделирования, преемственности. Часть материала можно подать в виде образов, аналогий, сказок, ассоциаций. Таким образом, практико - ориентированного проект по учебно - информационному содержанию становится индивидуально - ориентированным. 15

Практико - ориентированный проект Новые технологии, практическое применение современного оборудования и подача учебного материала в практико - ориентированном проекте позволяет поднять личностный интерес учащихся к области исследования, предмету, проблеме в основе проекта, сделать обучение мотивированным. Практико - ориентированное обучение выводит учащегося на комплексное восприятие естественно - научных и технических дисциплин и формирует у него одновременно и перцептивный образ « присутствия » той или иной науки в жизни человека ( по наблюдениям, ощущениям, чувствам ) и когнитивный ( словесно - информационный ) и практический ( с функциональным применением ). 16

Практико - ориентированный проект Под образовательной эффективностью практико - ориентированного проекта понимается максимальновозможный развивающий учебно - воспитательный результат, обеспечивающий устойчивый познавательный интерес, повышение уровня обученности, сформированность на определенном уровне потребительской культуры. Актуальность применения практико - ориентированных проектов в обучении : позволяет учащимся овладеть системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развивает их творческих способностей, формирует у них экологическое сознание, понимание социальной ответственности, закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды ; формирует соответствующие проблемам проекта компетенции. 17

18

Исследовательский проект это форма инновационного проекта. Под исследовательским проектом подразумевается выполнение исследований и разработок, для решения актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально - культурное, народно - хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах предлагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. Осуществление приоритетных направлений исследований и разработок происходит в качестве масштабных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий. Эти технологии способствуют значительным изменениям в технологическом базисе экономики, научно - техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества, а также развитию фундаментальных исследований. 19

Исследовательский проект В отношении школьников, основной целью данного проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи школьной исследовательской деятельности : формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы ; развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого и самостоятельно ; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов и различного специализированного оборудования ; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 20

Сущность исследовательской деятельности Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективное новое знание прикладного характера. Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность на базе школы, учреждений дополнительного образования или STEM- центров, призванных расширить фундаментальную и научно - исследовательскую составляющую в общем образовании естественнонаучного профиля, улучшить условия научно - исследовательской деятельности школьников. 21

STEM- центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics) Задачи научно - исследовательской проектной деятельности, выполняемой на базе STEM- центров : формирование системы по поддержке, стимулированию и управлению научными исследованиями одарённых детей ; мотивация обучающихся старших классов к продолжению образования в научно - технической сфере, их привлечение в науку ; популяризация научно - исследовательской деятельности ; проектно - ориентированное обучение школьников под руководством молодых учёных ; консультационно - методическая поддержка школьных научных исследований. Проект направлен на организацию практических исследований, использующих инновационные методики обучения, через партнёрство вузов и других научных организаций с общеобразовательными учреждениями г. Москвы и Московской области, а также ведущими высокотехнологическими компаниями. Организаторами проекта выступают корпорация Intel в России, АФК « Система », МГУ имени М. В. Ломоносова, под эгидой Всероссийского Фестиваля науки и программы « Лифт в будущее ». Проект осуществляется при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. 22

VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " Всероссийский интеллектуальный форум - олимпиада (VIII Всероссийская Интернет – олимпиада по нанотехнологиям ) продолжает традиции интернет - олимпиады, проводимой с 2006 года. Целью данного форума – олимпиады является развитие междисциплинарных естественно - научных подходов в образовании, науке и технике. Учебно - методическое обеспечение Олимпиады осуществляется Научно - образовательным Центром МГУ по нанотехнологиям, Факультетом наук о материалах, химическим, физическим, биологическим, механико - математическим факультетами МГУ, а также представителями ряда ведущих вузов и организаций РАН, приглашенных в состав методической комиссии и жюри Олимпиады. Наблюдательный совет Олимпиады включает крупнейших российских представителей науки Научно - образовательным Центром МГУ по нанотехнологиям Факультетом наук о материалах и бизнеса, занимающихся развитием нанотехнологий. Олимпиада проводится в тесном сотрудничестве со Школьной Лигой Школьной Лигой РОСНАНО. 23

VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " В форуме - олимпиаде могут принять участие школьники классов, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя, преподаватели, энтузиасты развития нанотехнологий из Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных государств. Для получения статуса участника необходимо предоставить необходимый минимум подлинной персональной информации при регистрации. Участникам всех предыдущих олимпиад необходимо перерегистрироваться по упрощенной схеме и дополнить ( скорректировать ) данные своей анкеты. принять участие необходимо предоставить перерегистрироваться Участие в Олимпиаде на всех стадиях бесплатное. ЗАДАЧИ в виде файлов для скачивания приведены ЗДЕСЬ. ЗДЕСЬ Расписание и туры олимпиады даны на СТРАНИЦЕ ОЛИМПИАДЫ. СТРАНИЦЕ ОЛИМПИАДЫ 24

VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " В рамках Интеллектуального форума - олимпиады будут организованы конкурсы, которые позволят любому участнику в максимальной степени проявить свои силы, знания, опыт и творческие способности. Для школьников будет организован прием и экспертиза проектных работ. Для студентов, аспирантов и молодых ученых будет проведен конкурс научно - исследовательских работ. На очном туре форума - олимпиады пройдет школа - конференция участников с мастер - классами по работе с современным синтетическим и аналитическим оборудованием, экспертизой проектных и творческих работ, обсуждением вопросов современного естественно - научного образования. Все победители и призеры Олимпиады получат официальные дипломы, ценные призы и подарки. 25 VIII Интернет – олимпиада внесена в проект перечня РСОШ олимпиад школьников по комплексу предметов " химия ", " физика ", " математика ", " биология " ( номер 2 в перечне ), что дает абитуриентам из Российской Федерации и ряда стран СНГ возможность поступления в вузы Российской Федерации на льготных условиях. проект перечня РСОШ

VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " Партнеры олимпиады : Intel Corporation, Лифт в будущее, НТ - МДТ, ИМЕТ РАН, Фестиваль науки, Федеральный Интернет - портал " Нанотехнологии и наноматериалы ", Нанотехнологическое общество России, Nanonewsnet, НТ - ИНФОРМ, " Планета образования " и другие общественные организации, компании и средства массовой информации. Олимпиада проводится под эгидой Российского Совета Олимпиад школьников.Intel Corporation Лифт в будущее НТ - МДТ ИМЕТ РАН Фестиваль науки Интернет - портал " Нанотехнологии и наноматериалы ", Нанотехнологическое общество РоссииNanonewsnet НТ - ИНФОРМ Планета образования Российского Совета Олимпиад школьников 26 Приглашаем всех участников на регистрацию и желаем всем новых достижений. регистрацию

Источники и литература 1. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – М., Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Методические рекомендации « Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся ». – Самара, Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования N 2.- C ( Филос.- психол. основы теории В. В. Давыдова ). 4. Гузеев В. В. « Метод проектов » как частный случай интегративной технологии обучения.// Директор школы, 6, Гузеев В. В. Образовательная технология : от приёма до философии М., Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научится изобретать. " Просвещение ", 1994 г. 8. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М.: МИПКРО, с. 9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование, 7, 2000, с Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, с. ( Методическая библиотека ) 11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты : его возможности. // Учитель, 4, 2000, с Пахомова Н. Ю. Учебные проекты : методология поиска. // Учитель, 1, 2000, с Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль : Академия развития, 2008.

Интернет - ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности - ресурсная поддержка проектной деятельности школьников МГУ им. Ломоносова. МИНИКУРСЫ, КАТАЛОГ ТЕМ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ( и примеры проектных работ ), РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ - средства совместной разработки проектов. - МИНИКУРСЫ КАТАЛОГ ТЕМ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ примеры проектных работ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ - сеть научных проектных лабораторий для старшеклассников Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО Портал исследовательской деятельности учащихся при участии : Дома научно - технического творчества молодежи МГДД ( Ю ) Т, Лицея 1553 « Лицея на Донской », Представительства корпорации Intel в России, « Физтех - центра » Московского физико - технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет - ресурсы. сайт Лицея 1553 « Лицей на Донской », публикуются материалы Городской экспериментальной площадки « Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно - исследовательской деятельности учащихся ». сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. сайт журнала « Исследовательская работа школьника ». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. обзор исследовательских и научно - практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. 28

Благодарим за внимание ! 29