Развитие просодической стороны речи. Развитие неречевого диафрагмального дыхания Для логопедов, для воспитателей логопедических групп Гурвич Ольга Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили: учителя-логопеды МБОУ СОШ8 им. Сибирцева А.Н. Черкашина С.И., Новосёлова Л.А.
Advertisements

Учитель-логопед Вышемирская Юлия Михайловна. Рекомендую придерживаться следующих правил во время работы над развитием речевого дыхания : Вдох через нос,
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА МБДОУ «ДС КВ «СОЛНЫШКО» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА А. В.
Развитие речевого дыхания у детей Подготовил: Учитель-логопед Сарайкина Г.В.
Дом, который построил Джек. Вот дом, Который построил Джек.
Приемы формирования речевого дыхания Подготовил: учитель – логопед I квалификационной категории Тивикова Мария Владиленовна.
УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО Составила: учитель-логопед Деева Елена Александровна Филиал МКДОУ «Детский сад 1»- Детский сад 11.
Дыхательная гимнастика для детей.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Паровозик Ходить, делая попеременно движения руками и приговаривая.
«Развитие речевого дыхания». Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры,
Роль дыхания в развитии речи детей Шестакова Инна Николаевна логопед МКДОУ « Детский сад « Колосок»
Автор: учитель – логопед Панова Н.Е.. Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы. Необходимо тренировать и правильное.
Консультация для родителей. Учитель – логопед Саркисян Гаянэ Юрьевна. ГДОУ58 Приморского района.
Комплекс дыхательных и физических упражнений.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
Оглавление: Футбол Листопад Бабочка Шторм в стакане Фокусник.
Дыхательная гимнастика Подготовила: Воспитатель старшей группы Садыкова Ф.Р. МДОУ «Д/с 125 к.в» г.Магнитогорск.
«Нетрадиционные упражнения для развития дыхания детей» Тришкина Юлия Владимировна Учитель-логопед МБДОУ 99 Челябинской обл., г. Миасс.
Транксрипт:

Развитие просодической стороны речи. Развитие неречевого диафрагмального дыхания Для логопедов, для воспитателей логопедических групп Гурвич Ольга Викторовна учитель-логопед ГБДОУ детский сад 58 Приморского района Санкт–Петербурга 2013

Звучный, гибкий, красивый голос это прежде всего правильно поставленное дыхание Диафрагмальный тип дыхания (нижнее - рёберный) принято считать самым глубоким, наиболее сильным Неречевое дыханиеРечевое дыхание Продолжительность вдоха и выдоха одинаковые Выдох намного длиннее вдоха Число дыхательных движений вдвое больше, чем при речевом дыхании Число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном выдохе Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в три раза меньше чем при речевом дыхании Значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Вдох длиннее и менее глубокийВдох более короткий и более глубокий Речь отсутствуетВ фазе выдоха образуется речь Осуществляется автоматически

Этапы формирования развития дыхания: I этап. Дыхательные упражнения, направленные на управление движениями диафрагмы. Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положением: лёжа на спине, затем стоя, затем сидя. Вдох - носом, выдох - ртом. II этап. Затем на выдохе добавляем произнесение отдельных гласных звуков. III этап. На выдохе произносим ряд гласных звуков. IVэтап. На одном выдохе произносим 1 согласный (шипящий, свистящий - если ребенок их произносит). V этап. На выдохе произносим серию слогов, комбинируя длительное и краткое их произношение на 1 выдохе. VI этап. На выдохе произносим серию слов. VII этап. Рассказываем чистоговорки, стихи, соблюдая логические паузы.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Не заниматься после еды ( только через 1,5 – 2 часа) Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. Дозировать количество и темп проведения упражнений. Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе и длительности занятий. Возраст ребенкаКоличество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания 2-3 года2-3 слова2-3 минут 3-4 года3-5 слов3-4 минуты 4-6 лет4-6 слов4-6 минут 6-7 лет5-7 слов5-7 минут

I этап Упражнения на выработку диафрагмального неречевого дыхания Игровое упражнение: Положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпятиться вперёд), затем выдохнуть через рот (область диафрагмы при этом втягивается).

Греем ручки Выдыхание струи воздуха на ладони. Листья падают и кружатся Сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев.

Упражнение Снежинки Сдувание вырезанных из тонкой бумаги снежинок; сдувание со стола комочков ваты. Упражнение Задуй свечку Задувание пламя свечи, имитированной из листка бумаги. Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на свечу так, чтобы пламя свечи отклонилось. Педагог отмечает тех детей, кто дольше всех дул на свечу.

Упражнение Полёт божьей коровки Сдувание вырезанной из бумаги божьей коровке с листочка; для удобства коровка прикреплена к листочку ниточкой. Упражнение Дождик Сдувание струй дождя, выполненных из новогоднего украшения «дождик», закреплённых на картонных зонтиках.

Ветряная мельница Эта интересная игрушка представляет собой подвижную вертящуюся на палочке «мельницу» обычно из бумаги. Предложите ребенку подуть вместо ветра. Обратите внимание ребёнка на то, что лопасти вертятся тем быстрее, чем сильнее «ветер» от вашего дыхания. Султанчик Султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу. Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик т. о. чтобы полоски разлетались как можно дольше.

Шарик Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга либо на воздушный шарик. Занавесочка Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.

Ветерок На прогулке весной или летом, когда на полянках можно найти много «зрелых» одуванчиков, соберите вместе с ребенком по «букетику», а потом покажите, как сдувать семена - парашютики. Устройте маленькое соревнование, у кого получится сдуть больше и на дальнее расстояние пушистых семян. Можно дуть на пёрышко или ватку. Или предложить ребенку подуть на флажок, как ветерок. Имитация легкого ветра: нежное дутье с округленными губами, имитация ветра более сильного, затем ветра во время бури.

Горячий чай Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.(Чашка вырезается из цветного картона).Ребенок дует а пар. Если правильно дует то пар отклоняется от чашки. Загони мяч в ворота На выдохе воздушной струёй загоняем шарик в ворота. Мячик сделан из ваты или пищевой фольги.

Закрути волчок Подуй на карандашик Ребёнку предлагается подуть сначала на круглый карандаш, который легко катится по столу, а затем в качестве усложнения на ребристый карандаш, который требует более сильной воздушной струи, чтобы стронуться с места. Предложите ребёнку подуть на волчок на низкой ножке через трубочку или, вытянув губы трубочкой. Волчок должен закружиться

Волейбол Взрослый и ребенок или два ребёнка стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот). Трубочка Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

Закрути волчок Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на волчок. Бегущая катушка Ребенок дует на катушку, лежащую на столе. Катушка катится. Следите, чтобы не раздувались щёки ребёнка. Подуй на карандаш Предложите ребёнку подуть на круглый карандаш, а когда у него получиться дуть на него, не раздувая щёк, в качестве усложнения, предложите ребёнку подуть на ребристый карандаш.

Игра Мыльные пузыри Взрослый побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть. Игра на музыкальном инструменте Дудочка на выдохе дуем в дудочку.

Игровое упражнение: Капелька Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька бежит и оставляет за собой след. Надуй смешарика Надуваются бумажные игрушки из киндер-сюрпризов.

Сделай бульки Если в доме есть соломинки для коктейля (тонкие трубочки), можно показать ребёнку, как весело дуть в них, чтобы вода в стакане (чашке, тазике) начала пузыриться и булькать. Наполняйте емкость не до краев–это важно. Устройте маленькое соревнование, у кого сильнее «буря в стакане». Дуйте по очереди или вместе, чтобы оценить силу выдоха. Воду в этой игре лучше использовать питьевую. Песня ветра Вам понадобится китайский колокольчик «песня ветра». Можно подвесить его на любую опору на удобном расстоянии от малыша или подержать его в руках. Подуйте на колокольчики и попросите ребенка сделать это самостоятельно. Акцентируйте внимание на том, что звон усилится при более сильном «дуновении».

Игровое упражнение: Свистульки Для игры потребуются пластмассовые, керамические, деревянные игрушки-свистульки. Они бывают в виде забавных животных. Покажите, как нужно дуть, чтобы свистулька звучала.

II этап Упражнения на выработку диафрагмального речевого дыхания Произнесение отдельных гласных звуков на выдохе Игровое упражнение: Резиночка (а, у, о, и, ы, э) Растягивая резиночку, произносим на выдохе гласный звук, варьируя его длительность. После первичного знакомства резиночку можно имитировать руками. А______________ А__ А____________________________________________________ О____________________ О____________________________________________________ О___

Игровое упражнение Ветер «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др. Игровое упражнение Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а)

III этап Произнесение на выдохе ряда гласных звуков Игровое упражнение: С помощью движений фонетической ритмики произносить ряд гласных звуков, постепенно наращивая их количество для тренировки длительного выдоха. А_____________О__________У___________ А_____________О__________У___________И__________ А_____________О__________У___________И__________Э__________

IV этап Произнесение на выдохе одного согласного звука Накачать шину Детям предлагают накачать лопнувшую шину. Дети сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук ш-ш-ш. При выпрямлении вдох производится непроизвольно. Лопнула шина Во время выдоха дети произносят звук ф-ф-ф, имитируя руками сдувание шины.

Игровое упражнение: Жук жужжит Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят ж-ж-ж, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Игровые упражнения: Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па») «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп») «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д. V этап. Произношение на выдохе слога, серию слогов, комбинируя их длительное и краткое произношение, на 1 выдохе.

Упражнения на выработку диафрагмального дыхания с помощью логоритмики: Игровое упражнение: Положить руки на области диафрагмы. Вдох носом. На выдохе произносить ПА__________ Игровое упражнение: Вдох – на выдохе ПА_______ПО_________ПУ_________ ( А – руки в стоны, О – руки вверх, У – вперёд)

Упражнение: Звук А (О, У, Ы, Э) А) Вдох носом, развести руки вверх - встороны при одновременном произнесении ПА_______ Б) выпрыгнуть вверх при одновременном разведении рук в стороны, сказать кратко ПА В) Резкий удар кулаками на уровне талии, сказать кратко ПА Г) Затем плавно развести руки в стороны, сказать длительно ПА________

Упражнение: Звук А На одном выдохе: ПА_______________ ПА ПА ПА ПА ПА ______________ Упражнение: Речевое дыхание Поднять руки через стороны вверх. По мере поднятия рук проговаривать слоги: ПА ПА ПА ПА ПА ПА ПА, опустить руки через стороны, сказать ПА_____________ ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО-ПО (руки вверх) ПО_____________________ (опустить руки) ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ-ПУ (руки ото рта вперёд) ПУ_______________________(опустить руки) ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ (руки от губ встороны)

Упражнение: Речевое дыхание Будем говорить слоги на 1 выдохе. Чередуем протяжное произнесение слогов с кратким: ПА__________ПО________ПУ___________ПИ________ (движения рук на гласные согласно логоритмике) ПА-ПО-ПУ-ПИ (собранные в щепотку пальцы быстро раскрывать на каждом слоге) Аналогично: МА_______МО______МУ_______ МА-МО-МУ

Упражнение: Речевое дыхание Вдох, на выдохе: ПО________ПЭ_________ ПУ________ПЭ__________ ПИ________ПЭ__________ (движения рук на гласные согласно логоритмике) Выдох постепенно удлиняется: ПА________ПИ________ПЭ______ ПА_______ПО______ПУ_______ПИ_____ПЭ_____ С другими слогами: МА_______МО_____МУ______МИ____ ТА_______ТО_______ТУ______ТИ_____ Упражнение: Речевое дыхание (п, т) Краткое и длительное произнесение слогов на одном выдохе: ПА-ПА-ПА-ПА_______________ ПО-ПО-ПО-ПО_______________ ПУ-ПУ-ПУ-ПУ_______________ ПИ-ПИ-ПИ-ПИ_______________ ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ______________ ПА_______________ ПА-ПА-ПА ПО_______________ ПО-ПО-ПО ПУ_______________ ПУ-ПУ-ПУ ПИ_______________ ПИ-ПИ-ПИ ПЭ________________ ПЭ-ПЭ-ПЭ Упражнение: Речевое дыхание (п) Наращивание слогов на 1 выдохе: ТА-ТО-ТУ-ТИ-ТЭ- ТА-ТА-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ ТА-ТА-ТА-ТО-ТО-ТО-ТУ-ТУ-ТУ-ТИ-ТИ-ТИ-ТЭ-ТЭ-ТЭ-

Игровое Упражнение: «Бокс» Делать выпады то на правую, то на левую ногу, производя имитацию ударов бокса с соответствующим произнесением слога А)ПА-ПА-ПА-ПА ПО-ПО-ПО-ПО ПУ-ПУ-ПУ-ПУ ПИ-ПИ-ПИ-ПИ ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ Б) На одном движении говорить по 2 слога ПАПА-ПОПО-ПУПУ-ПИПИ-ПЭПЭ Все слоги сказать слитно на одном выдохе. В) Тоже, но по 3 слога: на одном выдохе ПАПАПА-ПОПОПО-ПУПУПУ-ПИПИПИ-ПЭПЭПЭ Игровое упражнение ( мо, му, ми) Руки плавно расходятся в стороны: МА_________________ Опустить руки на талию, топать ногами, стоя на месте: МА-МА-МА-МА-МА 1 слог – 1 удар Упражнение: Речевое дыхание Сделать глубокий вдох, на выдохе произносить порядковые числительные. Упражнение: Речевое дыхание Произнести на 1 выдохе дни недели, месяцы, части суток: Понедельник-вторник-среда и т. д., наращивая количество слов

VI этап Произношение на выдохе серии слов Игровое упражнение: Назови картинки А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе. Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе. Игровое упражнение: Повтори слова Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.

Игровое упражнение: Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и так далее". VII этап Рассказываем чистоговорки, стихи, соблюдая логические паузы.

Игровое упражнение: Каждую строфу приведенного ниже стихотворения Дом, который построил Джек в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх. Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек. А это веселая птица синица, которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек. Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек…

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек. А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек. А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек. Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Спасибо за внимание!