Задачи стратегического управления ОО Александр Матвеевич Моисеев, проректор по инновационной и проектной деятельности, профессор кафедры образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития школы: ключ к успеху Как разработать главный стратегический документ школы и получить шанс на победу в конкурсе в рамках ПНПО?
Advertisements

Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей образовательных учреждений.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
Перспективы развития в направлении «информатизация» в образовательном учреждении семинар по стратегическому планированию Т.В. Кривошея Красноярск, 2010.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Сетевой институт ДПО Сетевой институт ДПО Разработка инновационного проекта образовательным учреждением Сетевой институт ДПО distant.posidpo.ru.
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ © Башун Елена, менеджер тренинговых центров Программы «Библиомост», кандидат педагогических.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (4 часа) Программа развития школы.
Алгоритм (технология) составления социального проекта (программы) Социальный проект – действие, целью которой является создание, модернизация или поддержание.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Транксрипт:

Задачи стратегического управления ОО Александр Матвеевич Моисеев, проректор по инновационной и проектной деятельности, профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления»

Особенности современной ситуации жизнедеятельности ОО Быстрые и непредсказуемые изменения внешней среды, социального заказа Быстрые и непредсказуемые изменения внешней среды, социального заказа Множественность источников социального заказа Множественность источников социального заказа Рост требований к качеству результатов образования, процесса и условий Рост требований к качеству результатов образования, процесса и условий Нестабильность ресурсного обеспечения Нестабильность ресурсного обеспечения Развитие конкурентных начал Развитие конкурентных начал

Какой тип управления соответствует такой ситуации Стратегическое управление – тип управления, нацеленный на достижение школой и устойчивое поддержание успеха на основе полной реализации требований общества, собственного потенциала, конкурентных преимуществ. Стратегическое управление – тип управления, нацеленный на достижение школой и устойчивое поддержание успеха на основе полной реализации требований общества, собственного потенциала, конкурентных преимуществ. СУШ прежде всего связано с решением наиболее важных, судьбоносных задач СУШ прежде всего связано с решением наиболее важных, судьбоносных задач Его научная основа – стратегический менеджмент организации, программно- целевое управление, управление инновациями, педагогические науки и др. Его научная основа – стратегический менеджмент организации, программно- целевое управление, управление инновациями, педагогические науки и др.

Почему так называется? Источник – история войн и военного искусства. Стратегами называли полководцев, а стратегиями – искусство вожде6ния войск. Источник – история войн и военного искусства. Стратегами называли полководцев, а стратегиями – искусство вожде6ния войск. Почему – аналогия напрашивается сама собой – война самый острый случай конкуренции и борьбы за выживание страны, она требует особого гибкого и мудрого мышления и управления Почему – аналогия напрашивается сама собой – война самый острый случай конкуренции и борьбы за выживание страны, она требует особого гибкого и мудрого мышления и управления А СМ как наука рождается после и под влиянием второй мировой войны… А СМ как наука рождается после и под влиянием второй мировой войны…

При стратегическом управлении Все решения и действия на всех уровнях школы сознательно подчиняются реализации миссии и стратегического плана ОО. Все решения и действия на всех уровнях школы сознательно подчиняются реализации миссии и стратегического плана ОО. Акцент делается на поддержании оптимального соответствия ОО требованиям общества, характеристикам среды. Акцент делается на поддержании оптимального соответствия ОО требованиям общества, характеристикам среды. Меняется подход к анализу, планированию, реализации планов. Меняется подход к анализу, планированию, реализации планов. Меняется состав принимаемых решений, на первый план выходят стратегические решения. Меняется состав принимаемых решений, на первый план выходят стратегические решения. Разрабатываются другие документы. Разрабатываются другие документы.

Кому и для чего нужно стратегическое управление, и почему без него нельзя обойтись? 1) самой организации, чтобы не просто выжить, но - преуспеть и надолго сохранить свои преимущества; 2) управляющим, чтобы иметь реальные инструменты управления в изменчивой ситуации, задавать рамки и приоритеты работы своей системы; 3) потребителям, чтобы знать, что и кого выбрать на рынке; 4) партнерам, обществу в целом, чтобы знать, чего от нас можно ожидать. Обойтись без стратегии на самом деле можно, но мы получаем в итоге – бесцельную работу, перегрузку, спешку, суету и беготню, работу в режиме тушения пожаров, плохое использование ресурсов, упущенные выгоды, потерю ориентации и смысла жизни, недоверие к себе и разрывы коммуникаций.

Азбука стратегического управления А. Кто и что мы есть, где мы находимся, что мы делаем сейчас и почему? Б. Чем мы хотим быть, где хотим оказаться и что делать в будущем и почему? В. Как мы перейдем отсюда – туда?

А. Кто и что мы есть, что мы делаем сейчас и почему? Ответ на вопрос фиксирует текущие условия организации и задает базовые основы для разработки стратегического плана. Ответ на вопрос фиксирует текущие условия организации и задает базовые основы для разработки стратегического плана. Участники процесса планирования часто полагают, что они уже знают всю эту информацию, однако, после изучения вопросов и документирования ответов в систематическом виде, участники почти всегда обнаруживают, что не знают обо всем, многому научаются и порождают немало открытий (инсайтов). Участники процесса планирования часто полагают, что они уже знают всю эту информацию, однако, после изучения вопросов и документирования ответов в систематическом виде, участники почти всегда обнаруживают, что не знают обо всем, многому научаются и порождают немало открытий (инсайтов).

Б. Чем мы хотим быть и что делать в будущем и почему? Второй вопрос интересуется, где мы и другие заинтересованные стороны хотим быть в будущем, исходя из того, где мы сейчас. Второй вопрос интересуется, где мы и другие заинтересованные стороны хотим быть в будущем, исходя из того, где мы сейчас.

В. Как попасть отсюда туда? Ответ на этот вопрос – вопрос о том, как мы закроем разрыв между тем, где мы есть и тем, где мы хотим быть. Ответ на этот вопрос – вопрос о том, как мы закроем разрыв между тем, где мы есть и тем, где мы хотим быть. Разрыв состоит в стратегических проблемах, в разрешении которых нуждается организация. Разрыв состоит в стратегических проблемах, в разрешении которых нуждается организация. Проблемы (вызовы) разрешаются при формулировании и реализации стратегий и действий, которые эффективно отвечают на эти проблемы (вызовы). Проблемы (вызовы) разрешаются при формулировании и реализации стратегий и действий, которые эффективно отвечают на эти проблемы (вызовы).

Стратегическая триада ОО На сегодняшний день вырисовывается триада стратегических документов ОО в составе: 1. Образовательная программа ОО – текущая стратегия. 2. Программа развития ОО - среднесрочная стратегия на завтра и стратегия перехода в новое состояние (развития). 3. Публичный доклад ОО - информация о том, как реализуется стратегия за конкретный период времени.

Задачи СУШ 1. Стратегическое самоопределение школы. Выбор ценностей, миссии, видения. 2. Стратегическое целеполагание. 3. Выбор и формулирование стратегий. Создание стратегического плана. 4. Реализация, воплощение стратегий. 5. Мониторинг, анализ и оценка реализации стратегического плана. + сквозной анализ и прогнозирование + сквозное принятие решений

Каково главное предназначение первого этапа СМ? Решение о переходе на СМ или о запуске нового цикла СП-СМ Решение о переходе на СМ или о запуске нового цикла СП-СМ Уточнение сфер и направлений деятельности Уточнение сфер и направлений деятельности Представление об уникальности своей организации, ее лице Представление об уникальности своей организации, ее лице Формулирование и декларирование стратегической концепции, стратегических оснований работы школы: Формулирование и декларирование стратегической концепции, стратегических оснований работы школы: системы ценностей системы ценностей миссии миссии стратегического видения стратегического видения Все последующее должно соответствовать этим базовым решениям (при возможности возврата к ним) Все последующее должно соответствовать этим базовым решениям (при возможности возврата к ним)

Что представляют собой эти решения Все они результат субъективного выбора, не всегда опирающегося на объективную истину, это скорее набор суждений, чем голые факты, не то, что мы есть, а то, какими мы хотим быть (или выглядеть) Все они результат субъективного выбора, не всегда опирающегося на объективную истину, это скорее набор суждений, чем голые факты, не то, что мы есть, а то, какими мы хотим быть (или выглядеть) Все они являются публичными декларациями Все они являются публичными декларациями Все они несут в себе определенное сообщение (мессидж), значимое для достижения стратегических целей Все они несут в себе определенное сообщение (мессидж), значимое для достижения стратегических целей

Кого касаются эти базовые решения, кому они адресованы? Внутри организации Всех уровней менеджмента Всех уровней менеджмента Всего персонала (с учетом разных категорий) Всего персонала (с учетом разных категорий) Вне организации ПотребителейПоставщиковПартнеровКонкурентов Власть имущих и т.п. Должны ли эти два вида посланий совпадать или отличаться?

И все-таки – зачем это все? Важно идти от результата СМ, который связан с оптимальной реализацией принятых стратегий. Важно идти от результата СМ, который связан с оптимальной реализацией принятых стратегий. Но она требует оптимальных действий и максимального использования ресурсов, в т.ч. человеческих. Но она требует оптимальных действий и максимального использования ресурсов, в т.ч. человеческих. А оно требует целеустремленности, организованности, мотивированности, информированности о самом главном, что есть в организации, согласованности действий. Все это и закладывается на стадии самоопределения. А оно требует целеустремленности, организованности, мотивированности, информированности о самом главном, что есть в организации, согласованности действий. Все это и закладывается на стадии самоопределения.

… Можно пытаться сплачивать, объединять и мотивировать людей силой приказа, административного ресурса, кнутом и пряником, а можно верой в общие ценности, духом команды, высотой и амбициозностью своей мечты (видения), ощущением своей уникальности и ответственности Можно пытаться сплачивать, объединять и мотивировать людей силой приказа, административного ресурса, кнутом и пряником, а можно верой в общие ценности, духом команды, высотой и амбициозностью своей мечты (видения), ощущением своей уникальности и ответственности

Следовательно: Иметь грамотно сформулированные ценности, миссию, видение – полдела. Иметь грамотно сформулированные ценности, миссию, видение – полдела. Важно, насколько все эти идеи доведены до тех, кому они адресованы, адекватно восприняты и приняты ими! Важно, насколько все эти идеи доведены до тех, кому они адресованы, адекватно восприняты и приняты ими!

Вопросы и действия 1 Почему мы хотим перейти к стратегическому управлению нашей организацией? Анализ преимуществ стратегического управления Анализ проблем и недостатков функционирования организации вообще и существующей практики управления – в особенности

2 Зачем мы хотим перейти к страте- гическому управлению нашей организацией? Анализ преимуществ стратегического управления Анализ назначения и целей стратегического управ-ления Анализ проблем и недостатков функцио- нирования организации вообще и существующей практики управления – в особенности

3 Почему мы нуждаемся в новом цикле страте- гического плани- рования и развития? Анализ проблем и недостатков функционирования организации вообще и существующей практики управления – в особенности

4 Какова наша нынешняя стра- тегическая позиция? Что нас в ней не устраивает? Анализ стратеги- ческой позиции

5 Что нас не устра- ивает в реализуемой ранее стратегии? Анализ и оценка текущих стратегий и планов

6 Готовы ли мы к за- пуску нового цикла стратегического планирования и раз- вития? Анализ готовности к СП-СМ (методом SWOT)

7 Есть ли у нас некий общий план проекта разработки нового цикла стратегиче- ского планирования и развития? Разработка плана нового цикла стра- тегического плани- рования

8 Для чего предна- значена и сущест- вует наша орга- низация? Начало разработки миссии организации

9 Какова философия нашей организации? Каковы ее базовые ценности, этические принципы, кредо? Анализ и форму- лирование системы ценностей

10 Как эти ценности и принципы отража- ются в поведении организации, в ее повседневной прак- тике, внутреннем укладе жизни, в отношениях с окружением? Разработка декла- рации о ценностях и их воплощении в организации, ее организационной культуре, практике ведения дел

11 В чем состоит наш бизнес? Что мы будем предлагать на рынках? Анализ благ, предо- ставляемых орга- низацией (с позиций потребителей)

12 Для кого мы работаем? Кто явля- ется нашими клиен- тами, пользовате- лями, потребите- лями? Анализ стейкхол- деров (аспект клие- нтов, пользова- телей, потреби- телей)

13 Кто является нашими заинтере- сованными сторо- нами (стейкхолде- рами) внутри организации и во внешней среде? Анализ стейкхолде- ров

14 Какие и чьи требо- вания и потребности мы готовы удовле- творять и на каком уровне? Анализ социального заказа Анализ мандатов Анализ потребно- стей клиентов

15 В каких отраслях и странах (терри- ториях) мы рабо- таем? Анализ операцион- ных сфер и зон организации

16 На каких рынках мы планируем конкури- ровать? С кем? Анализ конкурент- ных арен орга- низации и ее кон- курентов

17 Чем мы располагаем для достижения успеха в избранных направлениях и отраслях? Каковы наши ноу- хау, технологии, знания, другие преимущества? Анализ сильных сторон организации

18 В чем мы видим свои отличия от других организаций? Анализ и выражение своей организа- ционной индиви- дуальности, иден- тичности, уника- льности

19 Как может изме- ниться окружающая среда и что мы будем делать при таких изменениях? Прогноз изменений социального заказа и внешней среды Демонстрация готовности к гибким действиям и пере- менам

20 Как мы будем строить свое поведение и отно- шения, в том числе – в конкуренции (социальная этика, экология)? Выработка декла- рации о нап- равленности пове- дения организации, этического кодекса

21 Какова наша миссия по отношению к различным группам заинтересованных сторон? Выбор и формули- рование миссии для внутренней и внешней целевых аудиторий

22 Какие обязательства принимает на себя наша организация? Выбор и формули- рование социальных обязательств для внутренней и внешней целевых аудиторий

23 Можно ли выразить миссию организации в кратком лозунге? Выбор и формули- рование слогана, выражающего суть миссии

24 Как мы видим нашу организацию в будущем? Какие позиции она занимает? Разработка стра- тегического видения (сначала в виде эскиза)

25 Каковы ее дости- жения, ожидаемые результаты? Разработка стра- тегического видения (сначала в виде эскиза)

NB В реальной практике организаций В реальной практике организаций Не всегда можно встретить полный или полностью документированный набор желаемых стратегических оснований Не всегда можно встретить полный или полностью документированный набор желаемых стратегических оснований Не всегда можно провести жесткие различия между ними (миссия «переплетается» с видением, целями, социальными обязательствами и т.п.) Не всегда можно провести жесткие различия между ними (миссия «переплетается» с видением, целями, социальными обязательствами и т.п.) Могут возникать несовпадения между словом и делом Могут возникать несовпадения между словом и делом Но это не значит, что этими решениями можно пренебрегать Но это не значит, что этими решениями можно пренебрегать

Стратегическое целеполагание

Почему цели и целеполагание играют столь важную роль в управлении? Как известно, Общее предназначение управления – обеспечение успеха организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе Общее предназначение управления – обеспечение успеха организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе Через постановку определенных целей (целеполагание) и их достижение Через постановку определенных целей (целеполагание) и их достижение

Цель человеческой деятельности - важная категория философии и многих наук Ключевые категории, определяющие деятельность Цель Цель Средства Средства Результат Результат А также: Процесс Процесс Условия Условия

Определение цели Цель – образ конкретного желаемого и возможного (достижимого) результата, ради достижения которого субъект и осуществляет свою деятельность Цель – образ конкретного желаемого и возможного (достижимого) результата, ради достижения которого субъект и осуществляет свою деятельность

Выводы из определения цели Нет образа результата – нет цели! (но цель не то же самое, что результат!) Нет образа результата – нет цели! (но цель не то же самое, что результат!) Нет желаемости – нет цели! Нет желаемости – нет цели! Нет возможности – нет цели! Нет возможности – нет цели! Нет мотивации – нет цели! Нет мотивации – нет цели!

Цель задается через: Результаты Результаты Сроки достижения Сроки достижения Ресурсные ограничения Ресурсные ограничения

Хорошие, но – не-цели Идеал, мечта, видение Идеал, мечта, видение Миссия, предназначение Миссия, предназначение Функции, виды работ Функции, виды работ Направления деятельности Направления деятельности Задачи, соцзаказ (как внешние требования = еще не цель) Задачи, соцзаказ (как внешние требования = еще не цель) Задачи (как то, что надо делать, задания = часть содержания работы, то есть - не цель) Задачи (как то, что надо делать, задания = часть содержания работы, то есть - не цель) Задача как очень конкретная цель – другое дело!!!

Особенности целей в управлении организацией Управленческая цель - Декларация, заявление о том, чего мы хотим достичь все вместе, Декларация, заявление о том, чего мы хотим достичь все вместе, Которая не отменяет личных целей людей, Которая не отменяет личных целей людей, Которая не всегда совпадает с личными целями управленца, Которая не всегда совпадает с личными целями управленца, Но - которая делает нас всех целеустремленными и организованными Но - которая делает нас всех целеустремленными и организованными

Необходимо различать Заявленные цели – официальные формулировки целей, предназна- ченные для всех, кого в той или иной мере касается деятелность организации. Заявленные цели – официальные формулировки целей, предназна- ченные для всех, кого в той или иной мере касается деятелность организации. Фактические цели – цели, которые в действительности преследует органи- зация, о чем свидетельствуют реальные действия ее членов. Фактические цели – цели, которые в действительности преследует органи- зация, о чем свидетельствуют реальные действия ее членов.

Значение и функции целей в управлении Функция цели в деятельности Комментарии и пояснения Смыслообразующа я функция Цели придают колле- ктивной и индиви- дуальной деятельности осмысленность, а отсу- тствие цели напротив делает работу бессмы- сленной и бесцельной

Значение и функции целей в управлении Моделиру ю- щая функция Цель задает модель желаемого будущего, качество которой во многом определяет успех деятельности Системооб - разующая, интегриру -ющая функция Цель собирает, объединяет вокруг себя всю деятельность, делает ее реальной системой Критериа- льная и эталонная функции Достижение или недостижение цели обычно выступает в качестве важнейшего критерия общей оценки деятельности; в ходе работы, а также при контроле цель выполняет и роль эталона, с которым можно сопоставить реальный результат

Значение и функции целей в управлении Прогностическая функция Разумная цель несет в себе прогноз вероятного будущего Активационная, моти-вационная, стимули-рующая функция Цель при правильной постановке сильно стимулирует, мотивирует деятельность людей и коллективов Программообразую- щая, планообразующая функция Цель лежит в основе любых планов и программ деятельности

Значение и функции целей в управлении Организующая функция Различие в целях лежит в основе создания различных групп и подразделений, вызывает потребность в специализации и координации работ Селективная, изби-рательная функция Понимание цели всегда предопределяет выбор средств ее достижения Консолидирующа я функция Хорошая цель собирает, объединяет, сплачивает вокруг себя людей

Ключевые вопросы к ПРОУ Что такое программа развития ОУ? Что такое программа развития ОУ? Когда, кому и зачем нужна Программа? Каковы требования к Программе? Когда, кому и зачем нужна Программа? Каковы требования к Программе? Какова структура Программы? Какова структура Программы? Каковы этапы разработки Программы? Каковы этапы разработки Программы? Что требует особого внимания на всех этапах? Что требует особого внимания на всех этапах?

Программа развития ОУ Необязательный документ, без которого, однако, сегодня не обойтись уважающему себя учреждению Необязательный документ, без которого, однако, сегодня не обойтись уважающему себя учреждению Практика, имеющая солидные научно- методические основы и 15-тилетнюю историю, но осуществляемая пока с переменным успехом Практика, имеющая солидные научно- методические основы и 15-тилетнюю историю, но осуществляемая пока с переменным успехом Шанс сделать новые шаги в развитии учреждения Шанс сделать новые шаги в развитии учреждения

Программа развития отличается от: Образовательной программы ОУ Образовательной программы ОУ Модульных и локальных целевых программ и проектов (так наз. «комплексно-целевых программ»), охватывающих отдельные части или частные проблемы ОУ Модульных и локальных целевых программ и проектов (так наз. «комплексно-целевых программ»), охватывающих отдельные части или частные проблемы ОУ Перспективных долгосрочных планов, предполагающих, что в будущем будет то же, что и в настоящем Перспективных долгосрочных планов, предполагающих, что в будущем будет то же, что и в настоящем

Программа развития – особая разновидность общего плана работы 1. Как всякий план, имеет аналитическое обоснование (правда, совсем не такое, как в традиционном плане) 2. Как всякий план, ставит определенные цели, задачи, ориентиры, выдвигает критерии и показатели их достижения (правда, делает это более строго, чем обычно) 3. Как всякий план, обязательно отвечает на вопросы: кто, что, в какие сроки, с какими ресурсами будет делать (в отличие от концепций и доктрин)

Программа развития - основные грани 1. Программа как Дело – конкретные программные действия и мероприятия, реализация которых ведет к развитию ОУ 2. Программа как Мысль и Слово - текст, документ определенной структуры и содержания – аналитика, образ будущего, стратегия и тактика перехода к нему 3. Программа как Люди – центральная команда (ядро) и широкое сообщество людей, ставших субъектами выполнения Программы, ее носителями, движущей силой ее создания и выполнения

Программа нужна, когда Есть сильное желание изменить ситуацию к лучшему, добиться стратегического успеха Есть сильное желание изменить ситуацию к лучшему, добиться стратегического успеха Ситуация недостаточно стабильна и ресурсы ограничены Ситуация недостаточно стабильна и ресурсы ограничены Нужна мобилизация всех имеющихся сил и средств (в том числе – внешних) Нужна мобилизация всех имеющихся сил и средств (в том числе – внешних)

Условия успеха Программы Серьезность намерений Серьезность намерений Готовность лидеров к реальным изменениям (начиная с себя) Готовность лидеров к реальным изменениям (начиная с себя) Наличие команды Наличие команды Включенность коллектива Включенность коллектива Развитая инновационная способность Развитая инновационная способность Освоение стратегического, программно- целевого подхода к управлению Освоение стратегического, программно- целевого подхода к управлению Общественная поддержка Общественная поддержка Административная поддержка Административная поддержка

Программа развития – стратегический документ Опирающийся на стратегическое управление как новый, особый тип управления Опирающийся на стратегическое управление как новый, особый тип управления Рассчитанный на стратегический успех ОУ Рассчитанный на стратегический успех ОУ Ориентированный на заказ и ситуацию во внешней среде Ориентированный на заказ и ситуацию во внешней среде Учитывающий изменения ситуации Учитывающий изменения ситуации Проектирующий сначала стратегические основания, рамки, направления – потом конкретные действия, строго подчиненные стратегиям и ведущие к стратегическим изменениям Проектирующий сначала стратегические основания, рамки, направления – потом конкретные действия, строго подчиненные стратегиям и ведущие к стратегическим изменениям

Программа развития – инновационный и прогностический документ Четко нацеленный на развитие Четко нацеленный на развитие Содержащий планы осуществления конкретных новшеств и нововведений Содержащий планы осуществления конкретных новшеств и нововведений Проектируемый от будущего, а не от достигнутого Проектируемый от будущего, а не от достигнутого Опирающийся на предвидение, прогнозирование Опирающийся на предвидение, прогнозирование

Задачи Программы как документа 1. Зафиксировать нынешнее состояние, достигнутый уровень развития ОУ (объективная картина, достижения, преимущества, проблемы) 2. Спроектировать и описать образ желаемого будущего состояния ОУ, его завтрашние стратегические основания, результаты, приоритеты, структуру, порядок функционирования 3. Определить и описать эффективную стратегию и тактику перехода в новое состояние

Сверхзадачи Программы (и процесса ее разработки) Развитие самосознания коллектива Развитие самосознания коллектива Сплочение коллектива и расширение сообщества Сплочение коллектива и расширение сообщества Рост управляемости Рост управляемости Привлечение внимания к ОУ, его проблемам и возможностям Привлечение внимания к ОУ, его проблемам и возможностям Развитие общественных связей Развитие общественных связей Улучшение взаимопонимания с заказчиками и партнерами Улучшение взаимопонимания с заказчиками и партнерами Привлечение ресурсов Привлечение ресурсов Развитие доброго имени ОУ и др. Развитие доброго имени ОУ и др.

Программы развития – для кого? Внутри ОУ – учащиеся, родители, учителя, вспомогательный персонал, администрация, органы ГОУ (Управляющий совет и т.д.) Внутри ОУ – учащиеся, родители, учителя, вспомогательный персонал, администрация, органы ГОУ (Управляющий совет и т.д.) Вне ОУ – учредитель, местная власть и самоуправление, население, работодатели, учебные заведения, партнеры, культпросветучреждения, СМИ… Вне ОУ – учредитель, местная власть и самоуправление, население, работодатели, учебные заведения, партнеры, культпросветучреждения, СМИ… Вопрос: Кто должен участвовать и как привлечь? Вопрос: Кто должен участвовать и как привлечь?

Когда можно рассчитывать на вовлечение партнеров? Когда организаторы разработки и выполнения подумали и увидели широкий круг соисполнителей Когда организаторы разработки и выполнения подумали и увидели широкий круг соисполнителей Когда стало ясно, для чего всем потенциальным соисполнителям нужна Программа и какой к ней интерес Когда стало ясно, для чего всем потенциальным соисполнителям нужна Программа и какой к ней интерес Когда нашли механизмы вовлечеения всех в работу с учетом их потребностей и интересов Когда нашли механизмы вовлечеения всех в работу с учетом их потребностей и интересов Когда просчитали плюсы от работы с сообществом и минусы «гордого одиночества» Когда просчитали плюсы от работы с сообществом и минусы «гордого одиночества»

Программа – это Люди Если их мало, ОУ может сделать много, но намного меньше, чем то, что она сделает вместе с органами ГОУ, местным сообществом и партнерами Если их мало, ОУ может сделать много, но намного меньше, чем то, что она сделает вместе с органами ГОУ, местным сообществом и партнерами Если – это только героические профессионалы, то Программа не поможет приблизить ОУ к народу Если – это только героические профессионалы, то Программа не поможет приблизить ОУ к народу Сделаем ли Дело? Сделаем ли Дело?

Некоторые возможные цели развития ОУ Отличное от прежнего качество образования (конкретно – в чем отличия, с чем новым уходят в жизнь выпускники?) Отличное от прежнего качество образования (конкретно – в чем отличия, с чем новым уходят в жизнь выпускники?) Отличное от прежнего состояние (качество) самого ОУ – (большая безопасность? иной воспитательный потенциал? больше возможностей выбора? здоровая среда? открытость?, социальная активность? Место в рейтинге ОУ?) Отличное от прежнего состояние (качество) самого ОУ – (большая безопасность? иной воспитательный потенциал? больше возможностей выбора? здоровая среда? открытость?, социальная активность? Место в рейтинге ОУ?) Другое образование (другая среда, процесс)? Другое образование (другая среда, процесс)? Новые взаимоотношения учащихся и взрослых? Новые взаимоотношения учащихся и взрослых? Другие, более современные и подходящие программы и технологии? Другие, более современные и подходящие программы и технологии? Иная ресурсная база? Более разумное управление? Иная ресурсная база? Более разумное управление?

Плохая Программа Безликая Безликая Безадресная Безадресная Наукообразная Наукообразная Не инновационная Не инновационная Не продвигающая Не продвигающая Не сплачивающая коллектив Не сплачивающая коллектив Необоснованная Необоснованная Скучная, непривлекательная Скучная, непривлекательная Спрятанная от публики Спрятанная от публики

Хорошая программа Ориентированная на решение ключевых проблем – потребностей ОУ в развитии Ориентированная на решение ключевых проблем – потребностей ОУ в развитии С четкими целями и индикаторами их достижения С четкими целями и индикаторами их достижения Осмысленная и обоснованная Осмысленная и обоснованная Просчитанная и проработанная Просчитанная и проработанная Реализуемая Реализуемая Открытая, вовлекающая широкий круг Людей, в том числе – пока далеких от ОУ Открытая, вовлекающая широкий круг Людей, в том числе – пока далеких от ОУ

Хорошая Программа Привлекательная Привлекательная Сплачивающая людей Сплачивающая людей Управляемая и контролируемая Управляемая и контролируемая Развивающаяся Развивающаяся Развивающая Развивающая Авторская Авторская Понятная людям Понятная людям Информативная… Информативная…

Структура Программы Паспорт Программы Паспорт Программы Введение Введение Информационная справка об ОУ Информационная справка об ОУ Аналитико-прогностическое обоснование Аналитико-прогностическое обоснование Концептуальный проект желаемого будущего состоянияОУы Концептуальный проект желаемого будущего состоянияОУы Стратегия (стратегический план) и тактика (план реализации) перехода к желаемому будущему Стратегия (стратегический план) и тактика (план реализации) перехода к желаемому будущему Приложения Приложения

Что дополнительно вносит ПНПО? Наличие среди критериев участия наличия органов ГОУ, сайта, публичного доклада Наличие среди критериев участия наличия органов ГОУ, сайта, публичного доклада Необходимость соответствия крите- риям отбора Необходимость соответствия крите- риям отбора Необходимость показа продукти-вности реализации программы Необходимость показа продукти-вности реализации программы Просчитанность цены вопроса (и на что расходовать средства в случае успеха в конкурсе) Просчитанность цены вопроса (и на что расходовать средства в случае успеха в конкурсе)

Этапы разработки Программы 1. Подготовительный этап 2. Основной этап, собственно разработка Программы 3. Экспертиза, подведение итогов, принятие решений

Анализ в программе развития Анализ социального заказа Анализ социального заказа Анализ широкой внешней среды Анализ широкой внешней среды Анализ ближней внешней среды Анализ ближней внешней среды Анализ конкурентной позиции Анализ конкурентной позиции Анализ ресурсных возможностей Анализ ресурсных возможностей Анализ достижений и преимуществ Анализ достижений и преимуществ Анализ текущей стратегии Анализ текущей стратегии Анализ инновационного потенциала Анализ инновационного потенциала Анализ проблем и их причин Анализ проблем и их причин

Концептуальный проект желаемого будущего (было – будет: почувствуем разницу!) Стратегическое самоопределение (ценности, позиция, миссия, социальные обязательства, видение) Стратегическое самоопределение (ценности, позиция, миссия, социальные обязательства, видение) Стратегические цели ОУ (качество образования, качество ОУ, качество жизни, качество социального служения, место в рейтинге ОУ) Стратегические цели ОУ (качество образования, качество ОУ, качество жизни, качество социального служения, место в рейтинге ОУ) Какой будет и как будет работать образовательная система ОУ? Какой будет и как будет работать образовательная система ОУ? Какие будут ресурсы и как они работают? Какие будут ресурсы и как они работают? Как выглядят внешние связи? Как выглядят внешние связи? Каким будет сообщество? Каким будет сообщество? Какой будет система управления? Какой будет система управления?

Стратегия перехода к новому состоянию ОУ В каких областях жизни ОУ происходят стратегические изменения? В каких областях жизни ОУ происходят стратегические изменения? Что это за изменения? Какова их направленность, векторы (от чего – к чему идет переход)? Что это за изменения? Какова их направленность, векторы (от чего – к чему идет переход)? Как они осуществляются? Как они осуществляются? Каковы желаемые результаты изменений? Каковы желаемые результаты изменений? Какова последовательность и связь этих изменений? Какова последовательность и связь этих изменений? Как выстроить стратегический план развития ОУ? Как выстроить стратегический план развития ОУ?

Целеполагание В каких областях нужно получить значимые результаты развития? В каких областях нужно получить значимые результаты развития? Каковы цели (ожидаемые результаты) развития? Каковы цели (ожидаемые результаты) развития? Каковы критерии и индикаторы их достижения? Каковы критерии и индикаторы их достижения? Кто и как будет осуществлять мониторинг и коррекцию достижения целей? Кто и как будет осуществлять мониторинг и коррекцию достижения целей?

Конкретный план действий Переходим от перечня стратегических изменений к конкретным действиям, которые к ним приводят Переходим от перечня стратегических изменений к конкретным действиям, которые к ним приводят Просчитываем их ресурсное обес- печение Просчитываем их ресурсное обес- печение Планируем их управленческое сопровождение Планируем их управленческое сопровождение Увязываем все с реальными сроками (график Гантта) Увязываем все с реальными сроками (график Гантта) Отмечаем реальное выполнение пунктов плана Отмечаем реальное выполнение пунктов плана

Приложения Все, что может быть полезно, но не идет в основную часть Программы (результаты исследований, мнения людей, фотогалереи, публикации об ОУ, видеозаписи) Все, что может быть полезно, но не идет в основную часть Программы (результаты исследований, мнения людей, фотогалереи, публикации об ОУ, видеозаписи)

Спасибо за внимание! Александр Матвеевич Моисеев, проректор по инновационной и проектной деятельности, профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления (сот.) (сл.), (дом.)