Учет индивидуальных особенностей в образовательной деятельности с дошкольниками как профилактика дезадаптации. Подготовила: педагог- психолог Кузнецова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
Advertisements

Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
МОУДОД Сусанинская ДШИ Директор А.В.Иванова. Цель: научиться стимулировать мотивацию ребёнка обучению.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Что делать, если…. Советы родителям Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых,
Рекомендации родителям по воспитанию детей с учетом типа темперамента Педагог-психолог: Кузина К.С.
Адаптационный период в 1 классе. Задачи адаптационного периода. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
Тревожные дети В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
НЕПОСЕДЫ Как помочь гиперактивным детям В.П. Арсланьян.
Темперамент ребенка Педагог-психолог: Ефанова Светлана Павловна.
Как управлять своим темпераментом Бычкова О.В.. 1. «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичность.
(Адаптация детей в пятом классе). Первый этап – ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным.
(Адаптация детей в пятом классе) Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 1 г. Сыктывкар 2010.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 – 5 лет. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В данном возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим: - разнообразными.
«Чтобы учение было в радость» Мусафирова М. Е., учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Радужный ХМАО - Югра.
Транксрипт:

Учет индивидуальных особенностей в образовательной деятельности с дошкольниками как профилактика дезадаптации. Подготовила: педагог- психолог Кузнецова Н.В.

. Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами: -темперамент -физическое здоровье -условия жизни -принципы воспитания в семье

Не следует: -навешивать на ребенка ярлыки- «копуша», «злой»; -пытаться изменить ребенка, сделать его таким, как вам хочется; -сравнивать ребенка с другими детьми. Следует: -принимать ребенка таким, какой он есть; -оказывать ему поддержку, помогая преодолевать трудности; -осознавать, что со временем ребенок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определенные особенности.

. Для детей-сангвиников характерно -преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. Для детей-сангвиников характерно -преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью.

. У детей-холериков часто меняется настроение. У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры. Дети-холерики испытывают Дети-холерики испытывают трудности в переключении трудности в переключении и концентрации внимания. и концентрации внимания. Таких детей трудно Таких детей трудно дисциплинировать. В силу дисциплинировать. В силу своей импульсивности своей импульсивности они часто нарушают хорошо они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. известные им правила поведения. плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются - Низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. - Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. -Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. - Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. - Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. -Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. - Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов.

. Дети-меланхолики Дети-меланхолики -Очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко переживают обиды, нередко подвержены страхам. -Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. выполнения деятельности. -Движения и мимика у таких детей обычно вялые. -При нарушении режима дня, в новой обстановке быстро -При нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. -Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. -К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у: сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости. меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением. У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого.

В совместных занятиях рекомендуются подвижные соревновательные игры, спортивные упражнения: плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических поступках и подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса. Наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть даже через день, но не физически, а объясняя последствия его проступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Как это не кажется странным, «неутомимый» холерик, нуждается в особо щадящем режиме. Надо ограничивать все, возбуждающее нервную систему, особенно во второй половине дня!

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость. В совместных занятиях лучше использовать рисование, использовать рисование, лепку, конструирование, не соревновательные игры.

Ошибки при воспитании флегматиков: -предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства его нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Ребенок начинает еще больше тормозить. -стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро». Воспитателю рекомендуется включать флегматика в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка двигательной активности- занятия гимнастикой, коллективный труд и т.д. Но нельзя таких детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать при проведении спортивных игр и упражнений. Очень хорошо, если ребенок-флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»- флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого значимого для сверстников, любимого ими.

Агрессивный ребенок Ситуативные проявления агрессии, злости – естественны. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивным поведением всегда стоят какие-либо причины. -особенности ЦНС (возбудимый тип) -эмоциональная атмосфера в семье -примеры агрессивного поведения с ТВ -компьютерные игры -эмоциональные стрессы

. Ребенок может проявлять агрессию если: -его обижают и унижают; -кто-то нарушил его личные границы; -не хватает внимания; -кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен;

Как вести себя с агрессивным ребенком -выяснить первопричину агрессивного поведения; -понять, что в действительности агрессивное поведение- это порой лишь попытка завоевать место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание; -жестокое подавление агрессивности не устраняет это качество, а только усиливает его. Если вовсе не обращать внимание на подобное поведение, ребенок начнет считать, что такое поведение вполне допустимо, а одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно; -твердо, но неагрессивно реагировать на агрессию ребенка. Осуждать поступок, а не ребенка в целом; -частые наказания, жесткие запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а невыраженная агрессия может перерасти в аутоагрессию; -можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (война, взрывы), играть с предметами (разрушать построенные башни, бросать скомканную бумагу, рвать бумагу), бить подушки, спортивные груши и т.д.

Гиперактивный ребенок Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Основные признаки гиперактивности: -Невнимательность. Для таких детей характерна повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться. -Повышенная активность. Ребенок очень подвижен, неусидчив, постоянно подвижен, неусидчив, постоянно находится в движении; находится в движении; -Импульсивность. Ребенок не может ждать: начинает отвечать, не дослушав вопроса, не может дождаться своей очереди в игре, вспыльчив.

-Ребенок не специально ведет себя так, чтобы доставить вам неприятности или разозлить. Он просто плохо управляет своим поведением и эмоциями; -не следует запрещать активные действия, особенно в категоричной форме, нельзя кричать на ребенка – от шума, громкого голоса возбуждение только усиливается; -переключать внимание ребенка на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет; -основная задача воспитания такого ребенка - научить его не сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление; -очень полезны активные движения на свежем воздухе, занятия с водой, песком, мелкими материалами. Управляя мелкой моторикой ребенок учится управлять собой; -воздерживайтесь от критических замечаний такого ребенка, т.к это снизит и без того невысокую самооценку и повысит его тревожность, что усилит гиперактивные симптомы. Ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно!

Застенчивый ребенок Такой ребенок послушен, ведет себя тихо. Для него характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от активности и развитию своих способностей. Он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача подойти к ребенку, договориться о совместной игре. Причины возникновения застенчивости : биологическая предрасположенность, стрессовые события, характер общения в семье

Как помочь застенчивому ребенку? -такому ребенку надо дать время приглядеться. Торопить его бесполезно - срабатывают защитные механизмы психики и он еще больше замыкается, уходит в себя; -нельзя настаивать на том, чего ребенок боится, например, выступать на утреннике, играть с детьми; -не следует подталкивать ребенка к новым контактам и тем более оставлять его одного в незнакомой обстановке; - для таких детей важна личная территория, возможность побыть в одиночестве; -надо давать возможность для самостоятельности в тех областях, где он может быть успешен. Например, застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом. Занятия творчеством помогут малышу стать увереннее в себе и общительнее.

Ме Медлительные дети Таких детей часто называют «копуши». От своей медлительности страдают они сами – взрослые на них раздражаются, ругают и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, да и сами они стараются остаться в стороне. Причины медлительности лежат в своеобразии функционирования нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов.

Как помочь медлительным детям -необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить, что ребенок копается не на зло вам, просто он иначе не может; -не торопите ребенка, спешка вызовет у него еще большее замедление реакции; -дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное за один раз; -детям недостаточны указания на слух. Устанавливайте с ними зрительный и тактильный контакт; -избегайте «ярлыков» («Вечно ты копаешься», «Ты всегда опаздываешь»); -таким детям необходимо соблюдать четкий режим дня.

Любая индивидуальность ребенка имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности дошкольника и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса!

Спасибо за внимание!