Тема: «Новая форма работы в обучении математики» Учитель математики МБОУ «Кабановская СОШ» Жукова Валентина Витальевна
Формы устной работы 1)Устный счет с веером: ученикам предлагается решить устно примеры , 369 : 3 и т.д., учащиеся решают и набирают ответ на веере, далее по команде учителя одновременно поднимают веер с набранным ответом; учитель оценивает учащихся и они ставят в зачётную книжку за правильный ответ «+», за неправильный «-».
2) Игра «Молчанка» Систематизация знаний и умений по теме «Множества» Игра «Молчанка». Учитель задает вопрос. Один учащийся отвечает с места. Если ученики согласны с отвечающим, то поднимают зеленую карточку, а если нет – красную. ДА НЕТ
ВопросОтветы уч-ся 1) Определите общий признак для элементов данного множества и назовите еще 2 элемента. {параллелограмм, квадрат, прямоугольник…} {ромб, трапеция} Общий признак: все элементы являются четырехугольниками 2) Указать конечно или бесконечно множество. множество всех звезд, которые может видеть человек Бесконечное 3) Найдите пересечение множеств: {ток} и {приток} {ток} 4) Найдите объединение множеств: множество всех четных и нечетных чисел множество натуральных чисел 5) Вычислить число элементов пересечения: М – 27 элем. N – 18 элем. M N 45 элем. нуль элементов, т.е. пустое множество
Работа в парах и группах. Игра «Задай пример»
Игра «Координатный бой»
Игра «Математическое лото» В эту игру можно играть в парах или индивидуально. Ученику выдаётся большая карточка, на которой записаны ответы и конверт с маленькими карточками, на которых записаны задания примеров. Ученик берёт по одной маленькой карточке, решает пример и ищет ответ на большой карточке. Найдя ответ кладёт маленькую карточку, перевернув её рисунком. Продолжает далее. Если все примеры решены верно, то получится картина.
Игра «Математическое домино» 11 – –70 10–5 2 4 –9 –1 3 +(–2) –32 (6 – 8) –70 Лицевая сторона карточки ГРАФИК Обратная сторона карточки Играть могут 2 ученика на парте или 1. Ученику выдается конверт с маленькими Карточками. Он начинает с карточки, на которой с обратной стороны нарисована звездочка, решает пример и ищет ответ на других карточках, написанные красным цветом, подставляет ответ с правой стороны и решает следующий пример на второй карточке и так далее. Ответ, написанный на 1 карточке, является ответом на последнюю карточку. Карточки ставятся справа налево в линейку. Если ученик сосчитал все правильно, то перевернув карточки должно получиться слово. Начинается слово с конца. Ответ: слово «График»
Игра «Математический турнир» Систематизация знаний и умений по теме «Комбинаторика». Игра «Математический турнир». Весь класс делится на 2 команды. Каждой команде выдаются карточки с задачами. Учащиеся решают задач и затем представители команд объясняют решение задач у доски. I командаII команда 1. Решить задачу с помощью кругов Эйлера. Вася ходит раз в неделю в шахматную секцию и раз в неделю в шашечную. В шахматной секции, считая Васю, занимаются 8 чел., а в шашечной – 10 чел. С тремя из них он встречается на занятиях секций дважды в неделю. Сколько всего ребят занимается с Васей в обеих секциях? Решение: =14 чел. Ответ: 14 чел. На двух соревнованиях по бегу на коньках выступали 37 спортсменов. Из них на дистанции 500 м бежали 23 конькобежцев. Сколько спортсменов бежало на обеих дистанциях? Решение: =6 спортсм. Ответ: 5 спортсменов
I командаII команда 2. Решить задачу с помощью правила произведения. В магазине продают береты 5-ти размеров и для каждого размера есть 4 варианта цветов. Сколько видов беретов продается в магазине? Решение: 4 вида х 5 размеров = 20 видов Ответ: 20 видов беретов. В меню столовой для второго блюда имеются котлеты, сосиски и отварная курица, а на гарнир макароны, капуста, жареный картофель, рис, гречневая каша. Сколько получается вариантов выбора второго блюда с гарниром? Решение: 3 мясн. х 5 гарниров = 15 блюд Ответ: 15 вариантов 2-го блюда
I командаII команда 3. Решить задачу с помощью дерева возможных вариантов: Мальчик выбрал в библиотеке 5 книг. По правилу библиотеки одновременно можно взять только 2 книги. Сколько у мальчика вариантов выбора 2-х книг из пяти? Решение: * Ответ: 10 вариантов Из 4-х ребят надо выделить двоих для дежурства по классу. Сколькими способами это можно сделать? Решение: * 1 деж деж Ответ: 6 способов За каждую задачу по 5 баллов и каждая команда имеет 3 «жизни»: если представители команд, которые защищают честь команды у доски, не могут справиться с заданием, то они могут попросить помощи либо у команды, либо у учителя, но при этом 1 «жизнь» сгорает. Далее к доске вызываются капитаны команд.
Конкурс капитанов Задание для капитанов: Сколько анаграмм можно составить из слов: Задание для капитана 1 команды: СЛОН, 2 команды: СТОГ СЛОН Решение: * С Л О Н Л О Н С О Н С Л НС Л О О Н Л Н Л О О Н С Н С О Л Н С Н С Л Л О С О С Л О Н Н Л О Л Н Л Н С О С Н Л Н С Л С О Л О С Л С Ответ: 24 анаграммы.
Подведение итогов урока. Учитель: Эту же задачу можно решить проще! Если обозначить буквы цифрами, т.е. числом перестановки. С, Л, О, Н – 1, 2, 3, 4, тогда число перестановок можно найти: 1х2х3х4=24 перестановки. Число перестановок из n элементов равно произведению первых натуральных чисел – n! – «эн факториал». n!= …… Слово «факториал» происходит от английского слова «factor» или «множитель». Подводятся итоги математического турнира 1 и 2 команд. Задание на дом: составить генеалогическое древо своей семьи с помощью дерева возможных вариантов
Фронтальный опрос «Учитель – ученик». Учащиеся работают в парах и делятся на «Учеников» (1 вариант) и «Учителей» (2 вариант). «Учителя» задают по 5 вопросов «Ученикам», оценивают их ответ, занося оценку в зачётную карточку. ДатаВид работыВыполнение заданийОценка г.1) устный счет1)+ 2)- 3)+ 4)+ 5)+ 4 2) Фронтальный опрос.1)+ 2)+ 3)+ 4)+ 5)+ 5 2) «Молчанка»1)+ 2)+ 3)- 4)- 5)+ 3 3) эстафета1)+ 2)- 3)+ 4)+ 5)+ 6)+ 7)+ 8)- 4 4) лото1)+ 2)+ 3)+ 4)+ 5)+ 6)+ 7)+ 8)+ 9)+ 5 5) тест «Проверь себя сам» 1)+ 2)+ 3)+ 4)+ 5)- 6)+ 7)- 8)+ 9)+ 10)- 4 Итоговая оценка за урок4
Формы дидактического материала
По горизонтали: А) Площадь квадрата, периметр которого равен 36 см. В) Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры различны. Д) Наибольшее двухзначное число. Е) часа, выраженные в минутах. По вертикали: А) Число (а) по горизонтали, уменьшенное на единицу. Б) Дюжина. В) Делимое при известном неполном частном 16, делителе 12, остаток 6. Г) Корень уравнения 9408:х=
По горизонтали: А) Сумма чисел XCVI и CXLIV, записанная в арабской нумерации. Б) Число страниц в книге, если три четвертых ее составляют 618 страниц. Г) Площадь прямоугольного участка, ширина которого 18 м, а длина на 26 м больше ширины. По вертикали: А) Корень уравнения (3х+2):16=41. В) Третье число, если известно что сумма трех чисел равна 804, причем первое число составляет 14% суммы, второе – 36%.
Тестирование с кодированным ответом Код: ЗАПОВЕДНИК
Блок-схемы 1 признак равенства треугольников 3 признак равенства треугольников
Нетрадиционные формы уроков
Урок – эстафета.
Адаптированная программа расширенного обучения геометрии.
5 класс 1 час в неделю всего 34 ч. ТЕМАчасыТЕМАчасы четверть Линии. Разнообразный мир линии Прямая, луч, отрезок Ломанная Окружность Задачи на построение Зачет на тему: «Основные понятия геометрии» Контрольная работа Многоугольники. Угол, виды углов Измерение углов, сравнение углов 2 четверть Биссектриса угла. Задачи на построение Ломанные и многоугольники Задачи на построение Контрольная работа Треугольники. Треугольник, их виды Задачи на построение треугольников по трем элементам Зачет на тему «Треугольники» Контрольная работа 9 часов 1ч 1ч 7 часов 1ч 1ч 1ч 1ч четверть Четырехугольники. Виды четырехугольников Свойства четырехугольников Равенство фигур Задачи на построение четырехугольников Зачет на тему «Виды четырехугольников» Площади четырехугольников Единицы площади Контрольная работа 4 четверть Многогранники. Геометрические тела и их изображение Параллелепипед, куб Объемы параллелепипеда и куба Пирамиды Развертки многогранников Модели многогранников Зачет на тему «Многогранники» Контрольная работа Задачи на построение 9 часов 1ч 2ч 1ч 9 часов 1ч
ТЕМАчасыТЕМАчасы четверть Смежные и вертикальные углы. Смежные углы Вертикальные углы Перпендикулярные прямые Задачи на построение биссектрисы угла, середины отрезка, угла равного данному, перпендикуляра от данной точки Зачет на тему: «Смежные и вертикальные углы» Контрольная работа Решение задач 2 четверть Прямая и окружность. Углы, образованные двумя пересекающимися прямыми Параллельность прямых Свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей Зачет на тему «Параллельность прямых» Взаимное расположение прямой и окружности Две окружности на плоскости Контрольная работа 9 часов 1ч 3ч 1ч 7 часов 1ч 1ч четверть Окружность и круг. Круг и окружность Шар и сфера Длина окружности и площадь круга Круговой сектор и дуга окружности Зачет на тему «Окружность и круг» Решение задач Контрольная работа 4 четверть Симметрия. Осевая симметрия Ось симметрии фигуры Центральная симметрия Зеркальная симметрия Зачет на тему «Симметрия» Решение задач Контрольная работа 9 часов 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 9 часов 2ч 1ч 2ч 1ч 6 класс 1 час в неделю. Всего 34 ч. за год
Спасибо за внимание!