Тема «Муниципальное управление» 1 Содержание понятия «муниципальное управление» 2. Содержание понятия «муниципальный менеджмент» 3. Предмет и метод теории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Advertisements

Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Государственная гражданская служба как система: содержание, характеристики элементов и подсистем ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ГРУППЫ 3104 КУГОТОВА ФАТИМАТ.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
1 ТЕМА 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Цель, задачи и структура службы занятости населения.
Финансы и кредит Тема 3. Сущность и функции финансов. Система финансов.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Исполнительная власть и государственное управление.
Транксрипт:

Тема «Муниципальное управление» 1 Содержание понятия «муниципальное управление» 2. Содержание понятия «муниципальный менеджмент» 3. Предмет и метод теории муниципального управления 4. Система местного самоуправления 5. Система муниципального управления. Элементы системы муниципального управления.

Вопрос 1 Содержание понятия «муниципальное управление» Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. Управление – это функция муниципального образования (как организованной системы), обеспечивающая достижение стоящих перед ним задач сохранения структуры и деятельности как самоуправляющейся территориальной целостности. Следовательно, управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие населения на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах местного самоуправления), так и через специально созданные структуры – органы муниципального управления. В виде схемы это можно представить следующим образом.

Содержание понятия «муниципальное управление»

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти. Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Из перечисленных характеристик следует, что муниципальное управление – это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.

Объекты муниципального управления

База муниципального управления В целом можно утверждать, что муниципальное управление – это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности. Схематично это может представить следующим образом.

Муниципальное управление входит в общую децентрализованную систему управления государством. Для муниципального управления, так же как и для местного самоуправления, в «чистом виде» характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., но в данном случае все это делается в рамках законодательной базы государства и общегосударственного устройства. При устранении в муниципальном управлении возможности самостоятельного целеполагания, выбора органов власти и управления и т.д. такое муниципальное управление преобразуется в элемент государственного управления в рамках конкретной территории.

2. Содержание понятия «муниципальный менеджмент» Сегодня стал широко использоваться модный термин «муниципальный менеджмент». Муниципальный менеджмент тождественен местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью. Особенно тесно связан муниципальный менеджмент с экономической географией и регионалистикой. Он дополняет и углубляет знания экономической географии и регионалистики. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками принято называть менеджментом. (Райзберг Б.А. Основы бизнеса) «Менеджмент обычно охватывает три сферы деятельности организации: производство, финансы и сбыт». (Терентьев М.В., Савруков Н.Т. Экономика фирмы) «Менеджмент (англ. в переводе – управление, заведование, организация) – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли». (Экономика. Справочник) Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению

Ранжирование понятий В большей степени «муниципальный менеджмент» может относиться к управлению муниципальными предприятиями или отдельным сферам общественной жизни, а не к муниципальному образованию в целом – схема «Ранжирование понятий». Следовательно, можно твердо утверждать, что муниципальный менеджмент – это только использование инструментов менеджмента в муниципальном управлении.

3. Предмет и метод теории муниципального управления Муниципальное управление представляет собой деятельность субъекта в управленческой сфере. Предмет теории муниципального управления – управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности, как особого вида взаимодействий и связей между людьми – субъектами этой деятельности, осуществляющими процесс муниципального управления. Имеется несколько основных направлений, которыми сегодня занимается теория муниципального управления (схема- Основные направления теории муниципального управления). Во-первых, это организации муниципального управления. Сюда относится разработка подхода к муниципальному образованию как социально-экономической системе, изучение субъекта управления, его структурно-функциональный анализ, изучение муниципального управления как целостной системы. Во-вторых, это сама технология муниципального управления. Здесь разрабатываются методы и порядок принятия решений, планирования и прогнозирования, методы муниципального управления в кризисных и конфликтных ситуациях, механизм взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, средствами массовой информации и населением, т.е. характер воздействия систем и механизмов управления на социальные процессы, социальные институты, социальные общности различных видов и уровней. В-третьих, это набор и переподготовка муниципальных кадров. Здесь исследуются вопросы оптимизации структуры штата, управление муниципальным персоналом, требования к менталитету и стилю работы муниципальных служащих, повышение их квалификации, борьба с бюрократизмом, вопросы лидерства.

Основные направления теории муниципального управления Теория муниципального управления является самостоятельным направлением в управленческих науках, как менеджмент и государственное управление. Опираясь на другие науки, она имеет свой собственный предмет, специфический объект исследования, свою проблематику, которая складывается в ходе изучения управления - существенного фактора жизнедеятельности муниципального образования как социально-экономической системы.

Методы теории муниципального управления Методология теории муниципального управления представляет собой органическую совокупность принципов, приемов и средств познания на основе собственных понятий и категорий. Основными методами познания являются анализ, синтез, аналогия, сравнение, наблюдение, эксперимент. Теория муниципального управления, формулируя общие принципы, обязательные требования, предъявляемые к деятельности субъектов муниципального управления в их взаимодействии с объектами управления, как бы отвлекается от конкретного содержания, по поводу которого осуществляются эти управленческие воздействия, что является предметом муниципального права

Место муниципального управления в системе местного самоуправления 4. Система местного самоуправления Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности они образуют единую систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения. Местное самоуправление образует систему, состоящую из различных форм.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно- властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольны государству. В соответствии с законом к органам местного самоуправления относятся: - представительные органы местного самоуправления; - иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления. Это проявляется также и в том, что все организационные формы системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно – правовая связь. Согласно закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципального образования является обязательным. Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов ТОС (территориальное общественное самоуправления).

5. Система муниципального управления. Элементы системы муниципального управления. Для муниципального управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, от того, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением. Система муниципального управления прямая связь (управляющее воздействие) обратная связь (информация об изменениях)

Подсистема управленческих элементов муниципального управления В результате в муниципальном управлении создается логическая последовательность, имеющая следующий вид Здесь законы, закономерности и принципы в отличие от других элементов муниципального управления олицетворяют определенные теоретические выводы и научные положения. Остальные элементы реализованы в самом муниципальном управлении

Муниципальное управление – это явление субъективное. Значить, проникая в объективное, стремясь способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести исходную информацию, знания и умения персонала, различные ресурсы, планы и их экспертизу, управленческие решения, определенные действия муниципальных служащих и других участников управленческого процесса, а также субъективные результаты управления, которые характеризуют не только объективное существование потребностей и интересов, но и их отражение в мыслях и чувствах людей. Все эти субъективные элементы проявляют себя в управлении в определенной логически последовательности, имеющей следующий вид: Подсистема субъективных элементов муниципального управления

В совокупности и во взаимосвязи система субъективно-объективных зависимостей, система управленческих элементов муниципального управления, система субъективных элементов муниципального управления в механизме формирования и реализации муниципального управления создают достаточно полное представление о системном строении муниципального управления. Одновременно эти подсистемы и механизмы служат методологической основой его анализа, использования возможностей для совершенствования муниципального управления.