Педагогический совет «Мотивация учения – основное условие успешного обучения в условиях реализации ФКГОС и внедрения ФГОС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Мотивация учения в реализации ФГОС» Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенска г.
Advertisements

Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного освоения ФГОС. Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г. Миллерово Черновол А. И.
Выполнила: ученица 8 класса МКОУ «Романовская основная школа» Воропаева Евгения Руководитель: Лобанова Е.Д. педагог- психолог МКОУ «Романовская основная.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Методический семинар « Требования к современному уроку » Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика. Внешняя и внутренняя мотивация.
"Мотивация учения - основное условие успешного обучения" педсовет Устьянского образовательного округа.
Подготовили: Героева О.Г., Шульгина Г.В., Исакова А.В.
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.
Окунева Н. А. Руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ БСОШ 1.
У ЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МОЕГО РЕБЕНКА. У ЧЕНИЕ, ЛИШЕННОЕ ВСЯКОГО ИНТЕРЕСА И ВЗЯТОЕ ТОЛЬКО СИЛОЙ ПРИНУЖДЕНИЯ, УБИВАЕТ В УЧЕНИКЕ ОХОТУ К ОВЛАДЕНИЮ ЗНАНИЯМИ.
Спроси себя: «Зачем я учусь?». В.А. Сухомлинский.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой Тебе нравится в школе? не очень нравится не нравится Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда.
{ Мотивационная готовность детей к школе Презентация Презентация педагога-психолога ГБОУ педагога-психолога ГБОУ детского сада 1166 ЮАО детского сада.
Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
Мотивация Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.) Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Проблемы адаптации учащихся первых классов к обучению в школе.
1 «Адаптация первоклассников». 2 непосредственно связано с понятием.
«Формирование положительной мотивации в образовательном процессе»
Транксрипт:

Педагогический совет «Мотивация учения – основное условие успешного обучения в условиях реализации ФКГОС и внедрения ФГОС»

Цель : анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся ; выявление необходимых психолого - педагогических условий для активного стимулирования образовательной деятельности

Задачи : 1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о понятиях : « мотив », « мотивация », « мотивационная сфера », « мотивация учения ». 2. Определить эффективные методы и приёмы создания и поддержки мотивации учения, используя практический опыт педагогов. 3. Разработать рекомендации « Формирование и развитие учебной мотивации обучающихся ».

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Интересы

Мотив ( от латинского приводить в движение, толкать ) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность ; - процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности

Основа мотива Основа мотива интерес потребностьстремлениеэмоцииидеалубеждениевлеченияинстинкты установки

Уровни мотивов социальные мотивы ( долг, ответственность, понимание социальной значимости учения ); стремление личности через учение утвердить свой социальный статус ; стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд ; мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими ; познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов ; учебно - познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов ; мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.

Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний и опыта деятельности, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Мотивы учения внешние ( мотивы обучения ) внутренние ( мотивы учения ) осознанные ( умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию ) неосознанные ( существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях ) реальные ( осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения ) мнимые ( которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах )

Условия, влияющие на внутреннюю учебную мотивацию СнижаютУсиливают Переход причин, вызвавших мотивацию, от внутренних к внешним Рост уверенности учащегося в своих силах Чрезмерное внимание и игнорирование, неискренние похвалы, жесткие наказания, принижающая критика, неоправданно завышенные и заниженные оценки, материальное поощрение или лишение Расширение жизненного опыта и углубление внутреннего мира учащегося Механизмы формирования мотивации «снизу вверх»: сложившиеся или специально созданные условия учебной деятельности актуализируют мотивационные состояния (ситуативные побуждения), которые при систематической актуализации постепенно переходят в мотивационные свойства (устойчивые образования психики).

Доминирующие мотивы деятельности На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов. На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность. На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику. На этапах подготовки к активной учебно - педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний. На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность.

Начало урока должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. На завершающей стадии необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий : 1). создание учебно - проблемной ситуации ; 2). формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации ; 3). рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Содержание учебного материала Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого - либо значения, не побуждает к учебной деятельности. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Система развития мотивации учения Система развития мотивации учения РАНЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ТЕПЕРЬ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКУ КАК ? СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ СИСТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе ( взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Алгоритм формирования и развития учебной мотивации определение и уточнение целей обучения выявление возрастных возможностей мотивации изучение исходного уровня мотивации ( чтобы судить об изменениях ) изучение превалирующих мотивов ( ведущие в учебной деятельности ) изучение индивидуальных особенностей мотивации анализ причин изменения мотивации ( недостаточный уровень развития мотивационной сферы, низкая обученность, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость ) формирование должных мотивов ( в ходе учебно - воспитательного процесса в контексте решения всех других задач ) оценка достижений и планирование дальнейших действий

Особенности формирования учебной мотивации Учет возрастных особенностей развития мотивации: В 1-2 классах мотивы учения тесно связаны с любознательностью В 3-4 классах начинают выделяться внешние мотивы: «престижные» (учеба ради отметки и признания) «принудительные» (угроза наказания). Проявляется избирательное отношение к предметам. Познавательные интересы эпизодические.

Особенности формирования учебной мотивации Учет возрастных особенностей развития мотивации: В 5-8 классах мотивы учения связаны с потребностями в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении. Возникает стойкий интерес к определенному предмету. Появляются противоречивые оценки и суждения. В 9-11 классах мотивы обучения связаны с социально-значимыми потребностями (личные и профессиональные интересы, расширение кругозора).

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов : самой образовательной системой, образовательной организацией, где осуществляется учебная деятельность ; организацией образовательного процесса, характером и уровнем познавательной деятельности ; субъектными особенностями обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу ; спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации : Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. ( У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. ( Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. ( Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. ( Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение : они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Ступени отношения обучающихся к учению отрицательное : бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям ; безразличное : наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов ; положительное : устойчивость мотивов, умение ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, поиск нестандартных приемов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.

Причины спада школьной мотивации : У подростков наблюдается « гормональный взрыв » и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

« Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения » И. Павлов

Развитие мотивов учения В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями : Через усвоение учащимися общественного смысла учения. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем - то заинтересовать его.

- Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности? - Методика формирования мотивации учения?

Выводы Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.