П РОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. П РОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ П РОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ РЕШЕНИЯ О ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональное самоопределение. начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.
Advertisements

Макаркина Ирина Николаевна – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9 «А» класса МОУ СОШ 13 с УИОП г. Егорьевска.
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Педагог-психолог МОУ «Красногвардейская гимназия» Прокопенко И.В..
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Проблема профессионального выбора в юношеском возрасте Выполнили: Киселева Ольга Смирнова Мария.
Роль семьи в профессиональном определении подростка Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Соотношение понятий профессии и специальности Специальность – конкретная область трудовой деятельности в рамках.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Жизненное и профессиональное самоопределение. Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт утверждения собственной позиции личности.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
Транксрипт:

П РОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

П РОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ П РОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ РЕШЕНИЯ О ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КЕМ СТАТЬ, К КАКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ, И С КЕМ РАБОТАТЬ. К РОМЕ ТОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА. О НО СВЯЗАНО НЕ ТОЛЬКО С ПРОШЛЫМ ОПЫТОМ ЛИЧНОСТИ, НО И ПРОСТИРАЕТСЯ ДАЛЕКО В БУДУЩЕЕ, УЧАСТВУЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА «Я», ПРЕДОПРЕДЕЛЯЯ, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, МНОГИЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ. Начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.

Д ОШКОЛЬНИК В ОЗРАСТ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно- ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

М ЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК Младший школьник это начало общественного бытия че­ловека как субъекта учебной деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего го­товностью к ней. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной деятельности. Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры-драматизации. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

П ОДРОСТОК Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ – НАДО. Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания. МОГУ – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. И, наконец, НАДО – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии. Если подросток сумеет совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным. В трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое. Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте?

Р АННЯЯ ЮНОСТЬ Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Юношеский максимализм связан со становлением мировоззрения.

С АМООПРЕДЕЛЕНИЕ - ЭТО НОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА, ПРИНЯТИЕ СВОЕГО МЕСТА В НЕМ : А ) ПРОИСХОДИТ ОСОЗНАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ : «Я» ОХВАТЫВАЕТ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ ЕМУ ПРОШЛОЕ И УСТРЕМЛЯЕТСЯ В БУДУЩЕЕ ( ПОСТЕПЕННО УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ « МНОЙ КАК РЕБЕНКОМ » И « ТЕМ ВЗРОСЛЫМ, КОТОРЫМ Я СТАНУ »), ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО, ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ; Б ) ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ : ЭТО ТЕСНО СВЯЗАНО С ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКОЙ СТАРШЕКЛАССНИКА, С УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ, С ФОРМИРОВАНИЕМ ПОЗИТИВНОЙ «Я - КОНЦЕПЦИИ »; в) формирование мировоззрения (системы ясных, устойчивых убеждений) как основа стабилизации личности, т.е. кризис юности, состоит в выработке собственных убеждений. Типичные вопросы, относящиеся к кризису юности: «Что я значу в этом мире?», «Какой я?». Ответы молодой человек ищет четкие и определенные, поэтому часто категоричен в оценках, негибок – в этом проявляется максимализм (крайность в каких либо требованиях, взглядах). г) изменение учебной мотивации: ведущая деятельность – учебно- профессиональная – становится необходимой базой, предпосылкой будущей профессиональной деятельности. Поэтому одним предметам уделяется большее внимание, другими пренебрегают. Именно в этот период появляется сознательное отношение к учению.

Ю НОСТЬ В возрасте лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентирован­ными мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно- профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознавае­ мый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение буду­щей социально-профессиональной роли способствует конструированию себя как представителя определен­ного профессионального сообщества.

М ОЛОДОСТЬ Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом. Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуали­зируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции». Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них: совершенствование и повышение профессиональной квалификации; инициирование повышения в должности и смена работы; выбор смежной специальности или новой профессии. Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.

Н А САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯЮТ : Социальное положение семьи Материальное благополучие семьи Уровень образования родителей Случайные факторы подросткового и юношеского увлечений Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.

Р АННЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЫЧНО СВЯЗАНО : с неблагополучными семейными условиями; с низкой успеваемостью в школе; с недостаточно осознанным выбором специальности

Профессиональное самоопределение: это взросление; это устойчивый образ «Я»; это самовыражение и т. д. Профессиональное самоопределение это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.

О ЧЕНЬ СИЛЬНО НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ ОПТАНТОМ ВЛИЯЕТ СЕМЬЯ. Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих детей: домашние разговоры о проблемах на работе; посещение рабочего места родителей; внешние атрибуты профессий, инструмент; сама окружающая атмосфера.

Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии. А.П. Чернявская выделяет пять параметров: 1.Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии: своих целей, инициативы и активности; знаний и навыков в области профессий; ориентации на успех; опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел своего времени и т. д.); умения прогнозировать профессиональный рост; умения принимать компромиссные решения меж­ду своими желаниями и возможностями. 2.Информированность о мире профессий (в целом и, в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями. 3.Умение принимать решения. 4.Умение планировать свою профессиональную жизнь. 5.Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.

М ОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. В настоящее время основными мотивами выбора профессии являются: Материальный Родительские установки Интерес к профессии

П СИХОЛОГИ УСЛОВНО РАЗДЕЛИЛИ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ : 2. Время игры. 3. Время действий. 1.Время фантазий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выбор профессии - важное и ответственное дело. Прежде чем Вы сделаете окончательный выбор профессионального будущего, прислушайтесь к этим простым рекомендациям: 1)выбирайте профессию сознательно, обязательно учитывая свои индивидуально- психологические возможности (склонности, способности, интересы); 2)составьте список подходящих профессий и основные требования к ним; 3)уясните конъюнктуру рынка труда, то есть насколько и где востребованы данные профессии; 4)ни в коем случае не следует выбирать профессию или учебное заведение за компанию; 5)сделайте осознанный выбор и обсудите его дома, в классе, с врачом, представителями данной профессии; 6)не следует делить профессии на "легкие" и "сложные", "хорошие" и "плохие". Все эти понятия субъективны: кому-то не тяжело отремонтировать автомобиль, в то время для другого эта задача не выполнима; 7)рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

8)постарайтесь обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение; 9)не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайтесь узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Рекомендации для родителей выпускников: 1)не старайтесь следовать династической традиции профессий вашей семьи. Хотя дети во многом и похожи на своих родителей, но жизнь у них своя и время, в которое они живут, другое; 2)дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии, не давите на ребёнка, т.к. дети в последствие могут просто не захотеть работать по полученной специальности. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним. При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. 3)если ребенок не может выбрать профессию сам: попытайтесь понять, с чем связаны трудности в определении планов на жизнь (с личными особенностями, страхами, неуверенностью в себе, незнанием профессий и пр.); 4)помогите ребенку определиться с его интересами, желаниями, способностями и возможностями; 5)помогите разработать критерии выбора профессии (принципиальные требования к будущей деятельности и необходимые условия труда), делитесь своим опытом.

6)если ребенок выбирает профессию, которая Вас не устраивает: обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Не навязывайте свою точку зрения; 7)не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор; 8)помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути; 9) если ребенок уже выбрал профессию: психологически поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. Напоминайте ему о его успехах; демонстрируйте свою уверенность в его силах. помогите ему превратить мечту в цель, предложите ребенку разработать план действий для достижения поставленной цели с указанием сроков и промежуточных результатов на пути. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы подростка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!