ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ ? Подготовила Гора С. А., учитель - логопед ГОАУ специальной ( коррекционной ) школы - интерната 12 Консультация для педагогов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Advertisements

«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Дислексия Педагогический подход: дислексия частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ГОУ гимназия 622 Трудности формирования.
Дислексия Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия -
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса.
Транксрипт:

ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ ? Подготовила Гора С. А., учитель - логопед ГОАУ специальной ( коррекционной ) школы - интерната 12 Консультация для педагогов.

Организация мозговой деятельности ( А. Р. Лурия ) Основой для всей деятельности человека является функционирование центральной нервной системы. Ведущим отделом центральной нервной системы является кора больших полушарий, которая управляет наиболее сложными функциями в жизнедеятельности человека психическими процессами : сознание, мышление, память, речь и др. 1 блок. Блок приема и переработки сенсорной информации ( составляют анализаторы или сенсорные системы ) 2 блок. Блок модуляции, активации нервной системы ( регулирует тонус коры и подкорковых образований, обусловливает адекватный выбор поведения ) 3 блок. Блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов ( организация активной сознательной психической деятельности ). Основные функциональные блоки мозга

Письмо и чтение - это процессы поздно формирующиеся в онтогенезе, осложненные тем, что используют знаки. Различение этих знаков является отдельной большой работой для нервной системы и требует слаженной работы многих зон мозга. В процессах чтения и письма участвует, практически, весь мозг в целом.

Психофизиологическая структура Процесса письма Процесса чтения Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней речи. анализ звукового состава слова, подлежащего записи - определение последовательности звуков в слове, уточнение звуков ; перевод фонем ( слышимых звуков ) в графемы ( зрительные схемы букв ); « перешифровка » зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи ( графемы переводятся в кинемы ). зрительное восприятие графически представленной информации ; перевод букв в звуки ; произношение ( чтение ) в заданной последовательности. Ступени формирования навыка чтения : 1- овладение звуко - буквенными обозначениями 2- послоговое чтение 3- становление синтетических приёмов чтения 4- синтетическое чтение

Латерализация головного мозга. В проблеме нарушений письменной речи играет существенную роль понимание значения пространства и времени. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им « схемы тела ». Возникающая в ходе развития работы головного мозга функциональная ассиметрия в работе анализаторных систем – показатель нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга ( латерализация головного мозга ). Латерализация головного мозга указывает на функциональную асимметрию двух полушарий головного мозга. То есть, хотя две половины головного мозга и работают в согласованном единстве, в осуществлении многих функций одно из полушарий принимает большее участие, чем другое. Наиболее заметным проявлением асимметрии, связанной с работой головного мозга, является преимущественное пользование правой или левой рукой, которое часто соотносят с латерализацией других функций. У правшей управление речевыми функциями осуществляется почти всегда преимущественно левым полушарием. Хотя это правило выполняется и для большинства левшей, у последних чаще, чем у правшей, управление речевыми функциями либо осуществляется преимущественно правым полушарием, либо распределено между обоими полушариями. У левшей, по - видимому, наблюдается меньшая функциональная асимметрия, чем у правшей. Повреждение, нанесенное левому полушарию, часто становятся причиной затруднений в собственной устной и письменной речи, наименовании объектов или понимании чужой речи. Функции, чаще всего находящиеся под контролем преимущественно правого полушария, включают в себя визуально - пространственное мышление и память, тактильное и зрительное распознавание форм, музыкальные способности, а также копирование и изображение геометрических фигур.

Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении, обусловленное несформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения, при сохранном слухе, зрении и регулярном обучении ( педагогическое определение ). Дислексия - это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения ( определение Международной ассоциации дислексии ). Дисграфия - это специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при письме, обусловленное несформированностью ( нарушением ) тех психических функций, которые обеспечивают процесс письма, при сохранном слухе, зрении и регулярном обучении. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании. Дислексия входит в МКБ 10 шифр F81.0 Специфическое расстройство чтения. F81.1 Специфическое расстройство спеллингования ( нарушения письма, связанные с нарушением высших психических функций ). F80.82 Задержка речевого развития, сочетающиеся с задержкой интеллектуального развития и специфическими расстройствами учебных навыков. Нарушения процессов письма и чтения.

Алексия – нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии. Аграфия- потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Дизорфография – особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. «Правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Начинает развиваться примерно с 3 класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.

Причины и предпосылки возникновения нарушений письма и чтения. Задержка в развитии психических функций, важных для освоения письменной речи : зрительного, слухового и кинестетического восприятия, внимания и памяти. Нейробиологические причины. Определённые зоны мозга у таких людей функционально менее активны, чем в норме. Структура мозговой ткани тоже имеет отличия от нормы. Наследственная предрасположенность ( передаётся незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи ). Неблагоприятные факторы во время родов ( затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, родовая травма ). Внутриутробное кислородное голодание ребенка. Инфекционные заболевания беременной. Неслаженная работа правого и левого полушарий мозга, трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок латералита свидетельствует о том, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга – затруднен корковый контроль за многими видами деятельности, несформированность пространственных представлений и ориентировок.

Ребенка слишком рано поставили на ноги, пропуск фазы ползания ( важный этап в развитии головного мозга – формирование координированной работы полушарий ). ММД, СДН ( гипертонус, гипотонус ), ДЦП. Проявление системного ( общего ) недоразвития речи, отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. Умственная отсталость.

Условия гармоничного формирования процессов чтения и письма. Сформированность зрительного анализа и синтеза, мнезиса. Сформированность фонематического восприятия и анализа. Сформированность связной устной речи. Эмоциональная развитость ребенка. Хорошо развитая мелкая и крупная моторика, двигательная сфера, произвольные движения. Сформированность абстрактных способов деятельности. Сформированные функции самоконтроля и регуляции. Социальная востребованность

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии и дисграфии, относятся : 1) Леворукие дети, скрытые левши и амбидекстры. 2)Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. 3) Дети с задержкой развития устной речи. 4) Если ребенок : - плохо различает и воспроизводит звуки ; - с трудом учит стихи ; - путается в порядке следования времён года и дней недели ; - не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три ; - не может правильно повторить серии ударов по столу ( карандашом ) с длинными и короткими интервалами ; - плохо ориентируется в понятиях право - лево ; - никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки ; - затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Речевая симптоматика дисграфии ( классификация сотрудников кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена ) Ошибки на уровне буквы и слога Пропускблка (белка), снки (санки)Трудности формирования фонетического (звукового) анализа: пишущий не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов. Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза Перестановкачунал (чулан)Нарушение операции звукового анализа: ученик не определяет последовательность звуков в слове. Вставки букв (гласных) девочика (девочка)При медленном проговаривании слова в ходе письма появляется призвук. Персеверация (застревание) Слабость дифференцировочного торможения в речевых зонах коры Антиципация (предвосхищение) на девевьях (на деревьях)

Смешение букв: лабиализованных гласных о-у, ё-ю согласных (парные звонкие и глухие, свистящие и шипящие): д-т з-с б-п ж-ш г-к в-ф к-г-х р-л й-ль с-ш з-ж сь-щ ч-щ рочей ( ручей), самолют (самолёт) медёт вьюга (метёт вьюга) кослик (козлик) попеда (победа) шдёт (ждёт) долко ( долго) вавли (вафли) черёмука (черёмуха), за голмом (за холмом) смерый (смелый) солька (сойка) (шапка) жажгли (зажгли) нещёт (несёт) стущал (стучал) Трудности фонематического восприятия: нарушена дифференциация фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство. Нарушение произношения (пишет так, как говорит) Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия

ч-ц ч-ть ц-т ц-с Неправильное обозначение мягкости согласных на письме. сквореч (скворец) утитель (учитель) пцицы (птицы) рельцы (рельсы) писмо (письмо) лубит (любит) Трудности фонематического восприятия. Нарушение произношения (пишет так, как говорит). Нарушена дифференциация твёрдых и мягких согласных. Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Несформированность кинетической и динамической стороны двигательного акта. Оптическая дисграфия Смешение букв по кинетическому сходству. б – д, п – т, E – З, а – о, и – у а-и

Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова : -приставка, начальная буква или слог напоминает предлог, союз, местоимение ; - при стечении согласных и дут (идут), на чалось (началось), б рат (брат), п чёлы (пчёлы ) Пишущий не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Подчинение правилу о раздельном написании служебных частей речи. Разрыв слов происходит из - за меньшей артикуляторной слитности согласных. Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза Слитное написание служебных слов с последующим или предыдущим словом кдому ( к дому), надерево (на дерево) Нарушение звукового анализа. Смещение границ слов удедмо Рза ( у Дед Мороза) Искажения морфологической структуры слова, изменения падежных окончаний, нарушение синтаксического оформления речи. лёд- лёдик мёд- мёдик, рука- рукища Недоразвитие грамматического строя речи : морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисграфия

Ошибки на уровне предложения Отсутствие обозначения границ предложений : заглавных букв и точек Гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету. Несформированность умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации. Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза Аграмматизмы ( нарушение связи слов : согласования и управления ) большая белая пятно, ворона перезимовало, уже зеленеет всходы. Недостаточный уровень языковых обобщений. Сужение объёма оперативной памяти. Аграмматическая дисграфия

Симптоматика дисграфии по Садовниковой И. Н. Дисграфия, связанная с нарушениями устной речи. Дисграфия, вызванная трудностями пространственной ориентировки. Смешанная форма. Эволюционная или ложная дисграфия. Примеры диктантов

Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков ( звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, лабиализованных гласных, свистящих и шипящих ). Искажения состава слова ( пропуск буквы, пропуск слога или его части, вставка, перестановка ) Персеверация, антиципация. Функциональная незрелость ( недостаточно тонкая и дифференцированная работа ) центрального отдела речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации звуков речи, трудностям фонематического анализа и синтеза. Фонематическая дислексия Смешения графически сходных букв ( в печатном шрифте ). ( х - ж, п - н, з - а, т - п и др.). « Зеркальное » чтение. ( НО вместо ОН ) Соскальзывание с одной строчки на другую. Недостаточно тонкая дифференцированная работа центрального отдела зрительного анализатора, что обуславливает задержку в формировании зрительно - пространственных представлений. Переученные или скрытые « левши ». Оптическая дислексия Трудности усвоения букв, недифференцированные замены. Нарушены процессы установления связей между звуком и буквой, нарушение речевой памяти. Мнести ческая дислекс ия Речевая симптоматика дислексии ( по Лалаевой Р. И.)

Аграмматизмы при чтении ( нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.) « Много зеркалов », « стадо оленев ». Несформированность до начала обучения грамоте грамматических обобщений ( проявляется и в наличие аграмматизмов в устной речи ). Аграмматическая дислексия Нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения и текста, при этом техническая сторона чтения не страдает ( механическое чтение ). 1. Недостаточная сформированность функций слогового синтеза ( прочитав слово по буквам, слогам, не может его узнать и назвать ). 2. Бедность словарного запаса, непонимание грамматических связей между словами. Семантическая дислексия Долго сохраняющееся побуквенное, послоговое чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно. Очень медленный темп чтения. Догадки ( необоснованные ). Ошибки в постановке ударения.

Неречевая симптоматика дисграфии и дислексии Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико - пространственных представлений, которая проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, пространственных направлениях, поздняя литерализация или ее нарушение. Нарушение координации движений. Синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью. Повышенный или сниженный тонус руки, повышенная утомляемость.

Особенности нарушений чтения и письма у обучающихся VIII вида. Овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Вследствие недоразвития фонематического восприятия, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза усвоение букв представляет большую трудность. Вследствие сниженной способности звуко - слогового синтеза происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. В связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. Слабые способности к выразительному чтению. Нарушение мыслительных операций ограничивает возможности в овладении навыком сознательного чтения.

Дисграфия сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений. Симптоматика дисграфии и дислексии характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок и сложностью их механизмов. Дисграфия и дислексия проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм, что обуславливается недоразвитие познавательной деятельности, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением аналитико - синтетической деятельности.

Технология преодоления дисграфии и дислексии. I. Создание предпосылок ( базы ) для коррекционного обучения непосредственно на речевом уровне. Развитие пространственных представлений ( процесса латерализации ) как внутренних ориентиров для любой деятельности человека. Осознание схемы тела. Определение направлений в пространстве. Уточнение пространственных взаимоотношений. Схема тела стоящего напротив. Линейная последовательность предметного, затем числового ряда ( начало, конец, перед, за, под, над ). Графическое воспроизведение направлений. Уточнение временных представлений. Развитие зрительного узнавания и восприятия предметов ( зрительного гнозиса ) Восприятие цвета, формы, размера, величины предмета. Развитие буквенного гнозиса. Восприятие цвета, формы, величины, расположения элементов букв.

II. Направления работы ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ предложений и синтез слов в предложении. Развитие навыка слогового анализа и слогового синтеза. Развитие навыка фонематического анализа и фонематического синтеза. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И АРТИКУЛЯТОРНО - АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Уточнение каждого из смешиваемых звуков. Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Уточнение и усложнение структуры предложения. Развитие функции словоизменения. Формирование навыков словообразования. Развитие умений морфологического анализа слова. Работа над однокоренными словами. Закрепление грамматических форм письменной речи. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Уточнение и расширение объема зрительной памяти Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений. Развитие зрительного анализа и синтеза. Формирование речевых обозначений зрительно - пространственных отношений. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в тексте.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯУточнение, обогащение, систематизация словаря. Развитие звукослогового анализа и синтеза. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯУстановление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, развитие речевой памяти.

Основные приёмы и методы работы. Кинезиологические упражнения. Стимулирующий самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико - речевые упражнения. Зеркально - симметричное рисование обеими руками. Зрительные диктанты И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов по 6 предложений : первое ( Тает снег ) содержит всего два слова из букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. + побуквенное называние предложения ( ежедневно по 1-3 предл. в день ) Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Использование чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок для улучшения работы артикуляционного аппарата, особое внимание обращать на проговаривание окончаний. Распределительные диктанты. Интеллектуально - развивающие словесные игры : анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова - матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов " Фотоглаз « ( за отведенное время ученик должен сфотографировать столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово ). Метод " озвученного " чтения. Работа со специальными слоговыми таблицами ( модифицированные таблицы Шульте ) Словарная работа, объяснение всех незнакомых слов. Подход « больше читать и писать » успеха не принесет ! Лучше меньше, но качественнее.

Верь в свои силы и всё получится !

Знаменитые дислексики и дисграфики Джордж БушКороль Швеции Карл ГуставЛеонардо да Винчи Ханс Кристиан Андерсен Линдон Джонсон

Пётр I Томас Алва Эдисон Альберт Эйнштейн Майкл Фарадей Владимир МаяковскийНельсон Рокфеллер

Вуди Голберг Мерилин Монро Билл Гейтс Уолтер Дисней Уинстон Черчилль

Кве́нтин Джеро́м Таранти́но Том Круз Джастин Хоффман

Полезные ссылки. Список литературы. 1. Методика Д. Дейвиса, основателя Центра исследования проблем чтения при Центре коррекции дислексии ( Калифорния, США ) по устранению дислексии « Три шага к лёгкому чтению » Центр коррекции дислексии Исследование письма и чтения ( А. Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга ) Городилова В. И. Чтение и письмо : Обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта ; М. : Аквариум, Елецкая О. В. Развитие и коррекция грамотности : Алфавит ; Глас. и соглас. буквы ; Заглав. буква : Логопед. тетр. / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Шк. Пресса, Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - М.: Союз, 2002 Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития.- СПб.: « ДЕТСТВО - ПРЕСС »,2004. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция письменной речи. – Ростов - на – Дону : Феникс, Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления.- М.: Парадигма,2012. Токарь И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – М., 2005