МОУ «Николо –Поломская Средняя Общеобразовательная школа» Работу выполнила: Учинится 7-го класса Березина Елена. Работу выполнила: Учинится 7-го класса Березина Елена. Руководитель: Смирнова Ирина Николаевна.. Проект: Проект: «Кунсткамера как основа первого Русского музея» 2010 год год.
Гипотеза: Гипотеза: Музей был и остаётся местом, где человек может познавать окружающий мир, знакомиться с историей. Музей был и остаётся местом, где человек может познавать окружающий мир, знакомиться с историей. Цель: Цель: Углубится в Петровскую эпоху, расширить знания о данном историческом периоде. Углубится в Петровскую эпоху, расширить знания о данном историческом периоде. Задача: Задача: Через изучения вопросов культуры, музейного дела, изучить материалы связанные с Кунсткамерой,выстроить в логической последовательности собранные материалы. Через изучения вопросов культуры, музейного дела, изучить материалы связанные с Кунсткамерой,выстроить в логической последовательности собранные материалы. Актуальность: Актуальность: С компьютеризацией роль и значение музеев падает. Люди меньше ходят на выставки, экспозиции и необходимо вызвать интерес к музеям и наличию экспонатов,которые там находятся. С компьютеризацией роль и значение музеев падает. Люди меньше ходят на выставки, экспозиции и необходимо вызвать интерес к музеям и наличию экспонатов,которые там находятся. Работа над проектом Работа над проектом 1. Сбор материала и фотографий. 2. Классификация материала и составление плана работы. 3. Презентация.
Понятие Кунсткамеры: Кунсткамера – в прошлом название различный исторических, художественных, естественно научных и других коллекций редкостей и места их хранения. Под этим названием в Петербурге на базе личной коллекции Петра I был основан старейший русский музей (1714) в 1830.г. разделенный на ряд других. (Энциклопедический словарь - Терра,1998 год). Кунсткамера- музей, кабинет редкостей. (Толковый словарь Даля).
Основатель Кунсткамеры Пётр I I Пётр I во время « великого посольства» в годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. Пётра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры.
Легенда Кунсткамеры. Однажды, гуляя по заросшему деревьями берегу Невы, царь обратил внимание на необычную сосну. Одна из веток дерева взросла прямо в ствол, как бы образуя дужку большого амбарного замка. Изумлённый Пётр воскликнул: «Вот так дерево- монстр!». Сама природа словно, указывала царю местоположение музея. Он распорядился срубить готовый экспонат, а на этом месте построить здание Кунсткамеры. Однажды, гуляя по заросшему деревьями берегу Невы, царь обратил внимание на необычную сосну. Одна из веток дерева взросла прямо в ствол, как бы образуя дужку большого амбарного замка. Изумлённый Пётр воскликнул: «Вот так дерево- монстр!». Сама природа словно, указывала царю местоположение музея. Он распорядился срубить готовый экспонат, а на этом месте построить здание Кунсткамеры. Дерево – монстр.
Первые Экспонаты Кунсткамеры!
Готторпский глобус. Готторпский глобус- первый и некогда самый большой в мире глобус- планетарий, диаметром 3,1 метра; памятник науки и техники I категории. 20 марта 1717года глобус прибыл в Петербург, где впоследствии был установлен в здании Кунсткамеры. В 1747г. глобус пострадал от сильного пожара, восстановление утраченных фрагментов карты и внутренняя обстановка глобуса продолжалась до восемнадцатого века. В гг. для размещения глобуса по проекту архитектора И.Я.Шумахера было построено специальное здание - Глобусный домик - где глобус находился до 1901 г., когда был перемещён в «Адмиралтейство» Царского села.
Буржуа Пётр встретил на ярмарке в городе Каленье француза, ростом 2 метра 27 сантиметров, который там выступал. Звали великана Николай Буржуа. Пётр пригласил его в Россию, пожаловал жалованье, а когда тот согласился, сделал его своим гайдуком.чтобы ездил на запятках кареты. В 1724 году тосковавший в холодной России гайдук умер от пьянства. Пётр поцеловал труп в губы и повелел снять с покойного Буржуа маску, набить её соломой, выставив вместе со скелетом в Кунсткамере. Пётр встретил на ярмарке в городе Каленье француза, ростом 2 метра 27 сантиметров, который там выступал. Звали великана Николай Буржуа. Пётр пригласил его в Россию, пожаловал жалованье, а когда тот согласился, сделал его своим гайдуком.чтобы ездил на запятках кареты. В 1724 году тосковавший в холодной России гайдук умер от пьянства. Пётр поцеловал труп в губы и повелел снять с покойного Буржуа маску, набить её соломой, выставив вместе со скелетом в Кунсткамере.
Анатомические коллекции Рюйша Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекции голландского анатома Рюйша.Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти. Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались живыми.
Экспонаты Анатомической коллекции.
Уроды и циклопы.
Антропологические коллекции Антропологические коллекции Коллекции антропологического отдела одни из самых старых в Музее антропологии и этнографии. История формирования антропологических коллекций Кунсткамеры начинается с указа Петра I "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей" и покупки им во время путешествия в Голландию коллекции анатомических препаратов Ф. Рюйша. Так называемая "Русская анатомическая коллекция" (т.е. препараты собранные и изготовленные в России) и коллекция Рюйша отражают определенный этап развития знаний об анатомии человека и до настоящего времени привлекают пристальное внимание историков науки. Основные коллекции Отдела антропологии состоят из остеологических и краниологических материалов из археологических раскопок, представляющих древние (начиная с эпохи верхнего палеолита) и близкие к современности популяции России и некоторых других стран мира.
Скелет. ЧерепПечень.Стенд
Скелет животного.
Археологические коллекции. В отделе археологии Музея антропологии и этнографии хранятся уникальные коллекции: орудия труда, вооружения и предметы быта из кремня, сланца, кварца, рога, кости; изделия из меди, бронзы, железа, глины; предметы первобытного искусства из бивня мамонта, мергеля, кремня, серебра, золота (антропоморфные статуэтки, зооморфные фигурки, украшения, предметы культа). Всего свыше предметов
Идолы. Молитвенные дощечки. Ваза
Коллекция ножей. Идол.
Коллекции по культуре и быту народов Африки. Время первого поступления г., последнее датируется 1997 г. Коллекции насчитывают 12 тыс. экспонатов из всех районов Африки, треть из них - из Эфиопии. Коллекции формировались в основном в конце ХIХ - начале ХХ вв. такими собирателями, как В.В.Юнкер, Э.Голуб, А.Мансфельд, Г.Мейер, Л.Фробениус, Д.А.Ольдерогге, а также врачами русского санитарного отряда в Эфиопии (А.И.Кохановский, Н.Бровцын и др.). В.Р.Арсеньев пополнил коллекции в последнее время. Особую ценность представляет мемориальный кабинет Д.А.Ольдерогге с его библиотекой. Площадь экспозиции составляет кв. м. Состоит из Вводного раздела, в котором отражена история Африки и ее древней культуры.
Маски.
Музей Ломоносова. В фондах музея хранятся уникальные зарубежные и отечественные научные приборы ХШ - ХIХ вв. - глобусы (в том числе большой глобус Планетарий. астролябии, квадранты, солнечные часы, компасы, чертежные инструменты, телескопы и другие; костяные ларцы, шкатулки, барельефы холмогорских мастеров, кокосовые кубки, металлическая посуда из разных стран, осветительные приборы, мебель; атлас Н.Висхера и один из первых Российских атласов, редкие книги, в том числе рукописные; небольшая, но интересная коллекция гравюр, среди которых есть первые оттиски и редкие экземпляры; живописные портреты М.В.Ломоносова работы Миропольского и Скородумова. Основной фонд насчитывает 3785 предметов. Из них: личные вещи М.В.Ломоносова - 6 предметов, мозаики и смальты - 42 предмета, научные приборы предмета, предметы изобразительного искусства ед., декоративно-прикладного искусства ед., монеты и медали предмета, макеты и модели - 14 предметов, книги ед., фотографии и негативы ед.
Сосуд лепной. Предметы из музея Ломоносова. Глобус Скульптурный портрет Л.Эйлера.Ж.Д.Рашетт.
Музей народов Сибири. Сибирские фонды МАЭ часто называют золотым фондом этнографического сибиреведения. Коллекции по традиционной культуре и быту аборигенов Сибири стали поступать в Кунсткамеру еще в XVIII веке, однако до настоящего времени из них сохранились лишь единичные образцы. Самые ранние собрания по этнографии Сибири датируются первой половиной ХIХ века. К числу последних поступлений относятся экспедиционные сборы традиционной одежды долган Таймырского п-ова в 1996 году. Сибирская коллекция МАЭ в настоящее время насчитывает коллекционных номеров и иллюстрирует развитие традиционной культуры коренных народов Сибири на протяжении двух последних столетий.
Экспозиции.
Народы Кавказа. Предметные коллекции по народам Кавказа находятся в фондах Музея и насчитывают более 1000 предметов. К самым ранним относится коллекция одежды, приобретенная на Кавказе в 1842–1844 гг. специально для Кунсткамеры чешским ученым Ф.А. Коленати, а также мегрельский костюм, подаренный в 1837 г. Николаю I. Сбор коллекций, характеризующих традиционно-бытовую культуру населения всего Кавказского региона, производился на протяжении всего ХХ столетия. Каталог кавказских коллекций опубликован в сборнике МАЭ 34 (Л., 1978). Интерес и научную ценность представляют фото- иллюстративные коллекции Отдела. Среди них необходимо отметить особо «Альбом с рисунками жилищ, могильных памятников, одежды и украшений» (поступил в Музей в 1902 году от полковника Д.А. Вырубова, состоявшего в 1887–1892 годах начальником Владикавказского округа Терской области).
Коллекции масок. Сосуды. Техника прорезной эмали. Коллекции.
Экспозиция Япония На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Экспозиция одежда Японии.
Экспозиция Северная Америка Экспозиция Северная Америка В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континенте – эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения большого шамана, ритуальный танец вызова дождя и другие.
Коллекция тяжёлых деревянных шлёмов.
Экспозиция Китай и Монголия В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и одна из экспозиции посвящена народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывают жилище кочевника – юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
Экспозиция Монголия
Ваза Статуэтка. Предметы экспозиции Китай и Монголия.
Экспозиция Индия и Индонезия. Раздел музея, посвященный народам Южной Азии - один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы - крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Индийская кукла.
Идол.