НОВЫЕ ИНТРУМЕНТЫ ПК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОГРАММА КОУЧИНГА И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Тоболкина И.Н., к.п.н., Панова Е.В., к.п.н.
2 Коучинг – технология для раскрытия потенциала личности, для максимизации собственной производительности и эффективности. Современный коучинг – специфическое направление в консалтинге, которое активно используется в менеджменте: для развития лидерских качеств сотрудников, разрешения конфликтов, поддержания корпоративной культуры учреждения, повышения качества производственной деятельности и т.д. Коуч – специалист, помогающий «клиенту» реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения, осуществляющий профессиональную адаптацию «клиента» к корпоративной культуре учреждения, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению специалиста за данным производством. Клиент – личность (в контексте программы - специалист), нуждающаяся в наставничестве, тьюторстве по ускоренной передаче социального и профессионального опыта; особенностей культуры производства непосредственно на рабочем месте с целью формирования необходимых компетентностей.
3 Актуальность программы коучинга встроенность производственной сферы в общие тенденции подходов к развитию профессионализма и проактивных качеств специалистов; новые концептуальные подходы к профессиональной компетентности учителей; приток молодых специалистов, но уже готовых к решению государственных задач в производственной сфере; изменение процессов обучения через самообучение, самоактуализацию, через формирование нового отношения к жизни, профессии, государству…
4 Цели программы коучинга профессиональное содействие специалисту (человеку) в определении и достижении его личностных и профессиональных целей за минимальное время и с минимальными усилиями; развитие уникального творческого поля деятельности специалиста через приобретенные новые профессиональные навыки и умения; сохранение устойчивого контингента профессиональных педагогов в ОУ; понимание задач КПМО и создании условий их реализации на региональном уровне.
5 Задачи программы коучинга Стимулирование клиента к самообучению. Полное раскрытие потенциала клиента. Повышение мотивации производственной деятельности клиента. Получение позитивного результата деятельности через внешнюю профессиональную экспертизу. Получение (измеримого, оцифрованного) результата поставленной изначально цели.
6 Мотивация достижения цели через мониторинги, выявляющие психолого-профессиональные барьеры Структура программы коучинга КОУЧКЛИЕНТ Цель Личные ценности Ценности ОУ Результат Совместные действия 2К (клиент, коуч) новое поле деятельности через «пробы» на основе определенного временного периода 1-6 месяцев Пассивные действия 2КАктивные действия 2К
7 Формы реализации программы коучинга: Индивидуальный коучинг – коуч-обучение с отдельно взятым клиентом по специальным технологиям и методикам, помогающим добиться эффективности в работе. Корпоративный коучинг – работа с группой сотрудников, как в рамках конкретного ОУ, так и нескольких, объединенных в достижении конкретной цели посредством применения специфических технологий и методик под руководством одного коуча или группы.
8 Коуч должен знать: философию и фундаментальные принципы коуча; базовые предположения о клиенте; правила коучинговой коммуникации; вести учет возможных ошибок коуча и способы и преодоления; организовывать коуч-сессии с использованием заданных модулей и индивидуальных консультаций; осуществлять стратегическое планирование изменений клиента; организовывать практические упражнения (пробы, тренинги) по закреплению навыков работы клиента; владеть технологиями и методиками развития команды; знать типы команд, признаки высокоэффективных команд.
9 Клиент должен: сфокусироваться на цели заказа коучу; уметь выстраивать цепочку рефлексивных вопросов; быть способным к коммуникации и продуктивным действиям совместно с коучем; посетить все консультации коуч-сессии; создать образ границ личностной программы коучинга, формат конечного результата; стремиться к позиционированию приобретенных навыков; максимально возможно выполнять рекоментации коуча; осуществлять диагностику личных компетенций, успехов и неудач; построить персональную карьерограмму; уметь инвестировать в собственное развитие и успех; уметь формировать лидерские способности; уметь создавать личностный бренд посредством коучинг- подхода.
10 Типы клиентов: управленческий корпус (руководители МО, заведующие кафедрами, руководители отделов, творческих групп; заместители директора различных направлений); учительский состав (выпускники вузов, «специалисты», не имеющие стажа работы 5 лет, учителя-профессионалы); родительская общественность, задействованная в различных структурах государственно-общественного управления.
11 Принципы построения модуля: общие положения; название модуля; цель, задачи; средства, способы и методы организации модуля; основное содержание; тематическое планирование; ожидаемый результат; список литературы по модулю, приложения.
12 Наименование модулей: Вхождение в систему деятельностной педагогики. Родительский менеджмент. Теория и практика работы с одаренными детьми: педагогика одаренности
13 Модуль «Родительский менеджмент «Управляем вместе» (36 часов). Цель модуля: Обеспечение качественных условий образовательной среды через эффективное, грамотное участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением. Задачи: освоить программу адаптации родителей по осмыслению системных требований к образовательно-воспитательному процессу; определение направлений и содержания общественного управления; освоение технологий государственно-общественного управления через Со–трудничество; моделирование структур и функций общественных объединений родителей; представление действенных моделей общественного управления.
14 Модуль «Родительский менеджмент «Управляем вместе» (36 часов). Ожидаемый результат: сформированная позиция социальной ответственности родителей; представителей общественных организаций; повышение эффективности общественного участия в управлении ОУ со стороны родительской общественности в целом; разработанные модели со-управления – апробированные подходы, создан банк данных активно работающих советов; вовлечение общественности города в со-трудничество с отраслью образования; создание сети управляющих советов ОУ, взаимообогащающих подходы к государственно-общественному управлению ОУ.
15 Структурные подразделения Совета лицея Нормативно-правовые основы управления качеством в ОУ Управляющий Совет – Совет лицея Долгосрочная программа « Менеджмент качества образования в период гг. » Комиссии Комиссия по распределению стимулирующих выплат Комиссия по внешнему (социальному) партнерству Комиссия по обеспечению здоровья обучающихся Отдел лицейского стандарта качества Отдел информационного обеспечения качества образования, воспитания, пропаганды Отдел лицейского тестирования компетентностей Отдел мониторинговых исследований качества образования и воспитания СОКОВ Служба обеспечения качества обучения и воспитания
16 Модуль «Вхождение в систему деятельностной педагогики» (36 часов) Цель: осуществление профессиональной адаптации молодого педагога к учебно- воспитательной среде в условиях КПМО. Задачи: Освоить процедуры и операции вхождения в реализацию педагогом основных положений КПМО. Выстроить план индивидуальной коуч-программы (коуч-клиент). Разработать индивидуальный план учителя по организации личной предметной деятельности в рамках подходов к пониманию Стандартов II поколения на необходимой ступени обучения. Научить выстраивать личную карьерограмму (личные жизненные результаты, метапредметные результаты и умения, предметы и результаты, позитивные изменения своего «ЭГО»). Владеть организацией, аналитикой, мониторингом собственных образовательных результатов.
Спасибо за внимание!