Выявление дошкольников, имеющих проблемы в развитии речи Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая диагностика как средство развития младших школьников Валентина Максимовна Дурмашева, методист Берёзовского ИМЦ Берёзовка, октябрь, 2010.
Advertisements

«Дневник индивидуального сопровождения учащегося» как средство осуществления комплексного сопровождения и создания индивидуальной траектории развития каждого.
Алгоритм проведения психологического обследования.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Подготовка документов к ПМПК. Задачи ПМПК: Достоверная диагностика отклонений в развитии Достоверная диагностика отклонений в развитии Определение специальных.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Е. Ю. Семенушкина, Е. Ю. Семенушкина, учитель начальных классов учитель начальных классов.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Психолого- педагогическое сопровождение учащихся ККО МОУ СОШ 17 г.Белая Калитва.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система работы с детьми «группы риска» Три существенных признака, составляющих содержание понятия «дети группы риска». Первым признаком является - наличие.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Психолого-педагогическое сопровождение при переходе из детского сада в школу педагог-психолог: МБДОУ 15, МБОУ «СОШ 7» Спасибко Н.Н.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
Транксрипт:

Выявление дошкольников, имеющих проблемы в развитии речи Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки

Проявления речевых нарушений Недостаточный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слов; Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, перестановки звуков; Нарушение слоговой структуры слова; Неправильное грамматическое оформление высказывания; Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания…); Бедный запас сведений об окружающем; Замедленное формирование представлений о форме и величине предметов, Замедленное формирование счетных операций; Сниженная способность к пересказу прослушанного текста; Истощаемость при интеллектуальной, особенно вербальной (словесной) нагрузке; Замедленный темп мыслительной деятельности; Бедность выразительных средств устной речи; Нарушение общения.

Анкета Возраст: 1-2 года. 1.Показывает ли ребенок по просьбе части тела? 2.Выполняет ли простые команды «Кати мяч», «Обними куклу», «Найди ботинки»? 3.Слушает ли простые стихи, сказки, песенки? 4.Показывает ли по просьбе изображение на картинках? 5.Начинает ли ребенок задавать вопросы: «Где кошка?» 6.Появляются ли простые предложения, например: «Дай пить, хочу еще?» 7.Появляются ли в речи новые звуки? 8.Говорит ли он больше с каждым месяцем?

Если на все вопросы можно ответить «да», речевое развитие и восприятие соответствует возрасту. Если в ответах встречается одно-два «нет», есть основание для беспокойства. Если в ответах три и больше «нет» – ребенку необходима помощь специалистов.

Выявление школьников, нуждающихся в специальных условиях обучения, воспитания и развития

В приведенной ниже таблице указано, что необходимо проанализировать (раздел «Показатели»), что необходимо сделать («Методы») и на какие моменты обратить внимание («Критерии»). ПоказателиМетодыКритерии Состояние здоровья Изучение медицинской документации При наличии отклонений в состоянии здоровья проконсультироваться с медицинским работником школы о том, как это может повлиять на успешность в обучении При наличии серьезных нарушений проконсультироваться со специалистами ПМПК о необходимости создания специальных условий для обучения ребенка, совместно с медицинским работником направить ребенка на консультацию к врачу-специалисту (невропатологу, окулисту, сурдологу, хирургу-ортопеду) для решения вопроса о коррекционном обучении Заключение педиатра (наличие хронических, частых простудных заболеваний). Диагнозы врачей специалистов (невропатолог, окулист, лор, хирург, ортопед). Нарушения слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, отклонения со стороны нервной системы См. «Рекомендации по определению контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном обучении»

ПоказателиМетодыКритерии Слабая успеваемость, неуспеваемость. Наблюдение за ребенком Анализ трудностей в обучении Повышенная утомляемость Плохая память, внимание Нежелание учиться Низкая работоспособность Очень медленный темп работы Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире Нарушения устной речи (неправильное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, неумение выражать свои мысли, составлять рассказ, недостаточное понимание речи окружающих) Плохое оформление письменных работ (почерк, неряшливое письмо, несоблюдение правил оформления, несоблюдение строк и клеток) Наличие специфических ошибок при чтении и письме Слабое усвоение или неусвоение программного материала

ПараметрыПоказатели Состояние физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды, психомоторное развитие. Состояние анализаторов. Наличие хронических заболеваний. Частые простудные заболевания. Физическое состояние. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние основных психических процессов и функций. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем. Работоспособность. Мышление: умение анализировать, обобщать, делать выводы и заключения. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь. Анализ состояния ребенка

ПараметрыПоказатели Семья.Состав семьи. Условия проживания и воспитания. Взаимоотношения в семье. Отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи. Учебная деятельность. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально- волевая сфера. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма, агрессивности. Особенности личности. Интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка. Анализ состояния ребенка

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» «ГРУППЫ РИСКА»

Дети «группы риска» - дети, которые не обнаруживают классических форм нарушения развития, но, в силу различных причин биологического и (или) социально-психологического свойства, испытывают или будут испытывать трудности в обучении, взаимоотношениях с окружающими, индивидуально-личностном развитии

Факторы риска МедицинскиеПсихологическиеПедагогическиеСоциальные Наследственная и генетическая патология. Вредные привычки родителей. Родовые травмы. Пренатальная и постнатальная патология. Клиническая смерть новорожденных. Инфекционные заболевания и травмы у детей. Хронические заболевания различных органов и систем. Хронические инфекции и аллергические состояния. Шизофрения. Эпилепсия. Нарушения личности родителей. Нарушения стиля воспитания в семье. Нарушения поведения ребенка. Эмоционально-волевые нарушения. Проблемы психического развития. Воспитание в условиях депривации. Воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением. Непосещение дошкольных образовательных учреждений. Неусвоение программы дошкольных образовательных учреждений. Плохие жилищные условия. Безработица родителей. Асоциальное поведение родителей. Различные виды зависимости членов семьи (алкогольная, наркотическая и др.) Наличие в семье: инвалида, хронически больных лиц, нуждающихся в постоянном уходе. лиц, отбывших уголовное наказание. Нахождение ребенка в интернатном учреждении. Воспитание ребенка в семье: малообеспеченной, неполной, многодетной, опекунской, патронатной, усыновителей, беженцев или вынужденных переселенцев.

Последовательность действий специалистов по сопровождению детей «группы риска» Медицинские факторы риска Медицинский работник Медицинская коррекция Психолого-педагогическая коррекция

Психологические факторы риска Психолог Психологическое обследование Психологическая коррекция

Педагогические факторы риска Педагогическое обследование Психолог, логопед ПМПК Психолого-педагогическая коррекция

Социальные факторы риска Социальное обследование Работа с семьей Социальная помощь Психологическая помощь Административные меры

Карта учета п/п Ф.И.О. ребенка, дата рождения Домашний адрес Дата постано вки на учет Проблема (категория «группы риска») Предпринятые действия РезультатАктуальная проблема