ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Advertisements

Активизация мыслительной деятельности учащихся с задержкой психического развития.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Дети с ОВЗ в образовательной организации. И.А. Поволоцкая, педагог-психолог, первой категории МКОУ «Стародраченинская С.О.Ш.» 2014 г.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Транксрипт:

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки

Дети с ОВЗ – дети, имеющие физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий

Нарушения врожденные и приобретенные первичные и вторичные Проявления нарушений время неблагоприятного воздействия длительность наследственная структура организма социальные условия

Причины возникновения нарушений развития наследственная патология (хромосомные и генные болезни) неблагоприятные факторы окружающей среды пренатальная патология натальная патология постнатальная патология

Неблагоприятные факторы окружающей среды иммунологическая несовместимость инфекционные заболевания скрытые хронические инфекции внутриутробные интоксикации физические факторы нейроинфекции черепно-мозговые травмы соматические заболевания функциональные причины

Статистика по РК нарушения слуха – 0,4% нарушения зрения – 1,5% нарушения речи – 34% нарушения опорно-двигательного аппарата – 2,7% ЗПР – 32,4% нарушения интеллекта – 5,5% проблемы соматического здоровья и эмоционально-волевой сферы – 11,1%

Общие рекомендации Беседа с родителями ребенка Консультация специалистов: врача-специалиста учителя-дефектолога психолога логопеда Изучение особенностей данной категории детей Знакомство с программой специального (коррекционного) учреждения, рекомендованной ребенку Составление индивидуального учебного плана, индивидуальной программы сопровождения Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика

Нарушения интеллекта Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга Олигофрения – раннее поражение мозга Деменция – поражение после 3 лет

Особенности УО детей Тотальность и иерархичность поражения Дошкольники: неумение играть однообразное манипулирование игрушками отсутствие восприятия куклы и игрушек, изображающих животных как заменителей живого объекта постоянные попытки попробовать игрушку «на вкус» (отгрызть кусочек, облизать) процессуальные действия (беспрерывное повторение одного и того же игрового процесса неадекватные действия быстрая насыщаемость игрушками несформированность сюжетно-ролевой игры

Особенности УО детей Школьники: нелюбознательность замедленность, затрудненность восприимчивости к новому плохая обучаемость нарушение мышления (слабая способность к обобщению, классификации, сравнению, анализу; понимание скрытого, переносного смысла совсем или почти недоступно) ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей склонность к стереотипам

Рекомендации Формирование процесса игры Деление учебного материала на маленькие порции Использование наглядных методов обучения Большое количество тренировочных упражнений Многократное повторение усвоенного на разнообразном материале Учет склонности детей к стереотипам Практическая направленность обучения

Задержка психического развития ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы

Классификация ЗПР Конституционального происхождения Соматогенного происхождения Психогенного происхождения Церебрально-органического происхождения

Особенности детей с ЗПР недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений незрелость мышления, преобладание игровых интересов низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке замедленная включаемость в работу неумение подчиняться правилам дисциплины

замедленное развитие активных форм деятельности неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность полное отсутствие чувства долга и ответственности неспособность к волевому усилию и труду жестокость, стремление к разрушительству, неспособность сопереживать неадекватность выхода из конфликтных ситуаций

Условия эффективности обучения детей с ЗПР подбор кадров ликвидация пробелов в знаниях формирование желания учиться соблюдение требований к наглядности избегание стрессовых ситуаций стимулирование постоянная деятельность учащихся оценка по критерию относительной успешности

Специфичность урока медленный темп четкое деление на этапы, логическая связь этапов подача материала небольшими дозами постоянное повторение в различных вариантах учет особенностей эмоционально-волевой сферы детей наличие коррекционных и динамических пауз, чередование видов работы

Нарушения слуха Глухие дети глухие без речи – ранооглохшие глухие, сохранившие речь – позднооглохшие Слабослышащие дети слабослышащие дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием

Уровень речевого развития ребенка Степень нарушения слуха Время возникновения слухового дефекта Педагогические условия развития ребенка Индивидуальные особенности

Особенности психического развития дефекты речи задержка словесно-логического мышления при сохранности конкретных форм мышления психический инфантилизм церебрастенические и психоорганические симптомы

Рекомендации место ребенка в классе не оставлять без внимания включать в работу, контролировать консультации сурдопедагога

Нарушения речи Условия окружающей среды: среда с ограниченным или дефектным речевым окружением отсутствие эмоционально положительного окружения или шумное окружение подражание различные психические травмы

Критические периоды развития речи 1-2 года – формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие 3 года – развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной 6-7 лет – начало развития письменной речи

Особенности психического развития бедный запас сведений об окружающем замедленное формирование понятий о форме и величине предметов замедленное формирование счетных операций неспособность к пересказу прочитанного инертность психических процессов конкретно-образный тип мышления незрелость поведения

Рекомендации систематическая помощь логопеда специальный Букварь облегченный режим обучения четкая речь педагога доступные для понимания инструкции оценка письменных работ особый подход к ребенку с заиканием

Нарушения зрения Основные зрительные функции: центральное зрение периферическое зрение цветоощущение светоощущение бинокулярное зрение

Дети с нарушениями зрения слепые (0 – 0,04) тотально (абсолютно) слепые (0) частично слепых (0,04 – 0,05) слабовидящие – острота зрения от 0,05 до 0,4

Особенности психического развития нарушение восприятия особенности представлений фрагментарность схематизм генерализованность вербализм особенности мышления трудности ориентировки в пространстве специфика учебной деятельности

Рекомендации Место в классе Поверхность стола Освещенность рабочего места ( лк) Дозирование зрительной нагрузки Наглядность - контрастность контуров предъявляемых объектов - предварительная проработка некоторых картин и рисунков - толщина контура объекта - цветовая гамма Речь учителя Специальные учебники, тетради Цвет чернил Особый подход при письме, чтении Предварительная подготовка основы для понимания материала Постоянные консультации тифлопедагога

Нарушения опорно-двигательного аппарата Заболевания нервной системы Врожденная патология опорно- двигательного аппарата Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

ДЦП (89%) – группа патологических синдромов, возникающих вследствие органических поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений Частота – в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны)

Особенности психического развития интеллектуальный дефект расстройства эмоционально-волевой сферы нарушения поведения особенности структуры личности речевые нарушения трудности ориентировки в пространстве специфика учебной деятельности

Рекомендации Формирование готовности руки к письму Место ребенка в классе Достаточное пространство на столе Удобная поза для работы Варьирование объема и формы выполнения письменных работ Оценка работ с учетом особенностей ребенка

Сложная структура нарушения ССН – такие отклонения в развитии, при которых имеются два или более первичных нарушения и каждое существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию

Особенности психического развития особая отягощенность условий раннего развития ребенка уменьшение доступных каналов компенсации дефекта депривация позднее начало коррекционной помощи отсутствие специалистов

Рекомендации Определение цели педагогического воздействия Индивидуальная программа обучения Подбор педагога Лечебные и профилактические мероприятия Динамическое наблюдение