Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований: -требований к результату образования, -требований к структуре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Advertisements

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФГОС ООО С 1 сентября 2013 года все образовательные учреждения Самарской области переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Ваш заголовок Подзаголовок Современные образовательные технологии в рамках реализации ФГОС Мякушин А.И. – учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Информация для родителей. Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный.
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. 373.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
ФГОС НОО как совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; любознательный, активно и заинтересованно познающий.
Что такое ФГОС НОО? Информация для родителей. ???????? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования МОУ «Авксентьевская основная общеобразовательная школа»
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
Зачем поменяли стандарт? Мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований: -требований к результату образования, -требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), -требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально- техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Совершенствуя дилижанс, можно создать совершенный дилижанс, но первоклассный автомобиль - едва ли. Эдвард де Боно

Язык Родной язык Неродной (второй) язык Бурятский Иностранный язык

В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам: -личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.), -метапредметные (умение учиться), -предметные умения.

Планируемые результаты личностные МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ предметные

Требования к личностным результатам целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии Российская гражданская идентичность умение сотрудничать отзывчи вость доброжела тельность ответствен ность актив ность самостоя- тельность толерант ность

Метапредметные результаты Универсальные учебные действия Межпредметные понятия

Универсальные учебные действия - способы действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса

Межпредметные понятия – понятия, которые используются в разных предметных областях, обозначаются одним термином, имеют хотя бы один общий существенный признак и могут обладать различными частными существенными признаками в зависимости от предметной области.

Предметные результаты Опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению Система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира

Расскажи мне – я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь! Китайская народная мудрость

Каковы возможные пути реализации новых целей образования, какие нормативные документы должны быть (или могут быть) подготовлены в связи с этим? Региональный образовательный стандарт образования - это нормативный правовой акт, который представляет собой конвенциальный договор, отражающий согласованные интересы семьи, общества и республики и призванный играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии. Одновременно стандарт сопровождается нормативными документами, способствующими его конкретизации и детализации, чтобы идеология стандарта нашла свое конкретное воплощение в образовательном процессе при освоении образовательными учреждениями положений стандарта.

Одним из таких сопроводительных документов рекомендательного характера являются примерные программы образования, цель которых - продемонстрировать вариант реализации содержания образования по конкретному предмету с учетом основных положений стандарта. Подчеркну: примерная программа конкретного предмета не является рабочей, учитель не может ее использовать в своей повседневной деятельности, так как материал программы представлен не по годам обучения. Этот документ предназначен для разработчиков авторских предметных программ, в качестве которых могут выступить и коллективы школ, и конкретные учителя.

Если сравнить содержание обучения по бурятскому языку стандарта 2009 года с содержанием, который будет представлен в примерной программе к стандартам второго поколения, то первое, что будет бросаться в глаза, - их тождественность. Можно ли ожидать изменения качества образования по бурятскому языку, если содержание останется таким, каким было?

Содержание, а именно объем тем (лексических), понятий (лингвистических, культурологических, литературоведческих), правил (грамматических) по бурятскому языку, не изменится: как обогащали речь лексикой на конкретные темы, как учили различать звуки и буквы, так и будем продолжать учить, как знакомили с частями слова, частями речи, членами предложения, так и продолжим знакомить.

Такой подход - кардинально не менять содержание образования обусловлен следующим. Во-первых, практика преподавания бурятского языка за десятилетия определила тот объем материала, с которым должны ознакомиться учащиеся. Причем не только определила, но и обосновала. Во-вторых, именно на основе единства содержания будет определяться преемственность между стандартами первого и второго поколения. Однако…

Хочу обратить внимание на то, что содержание по бурятскому языку в примерной программе стандарта второго поколения будет представлено, если можно так сказать, в деятельностных формулировках: не просто название темы, например «Минии бүлэ. Звуки и буквы» или «Мэдээсэл тарааха арганууд. Однородные члены предложения», но и указание на то, что при изучении данной темы должен делать ученик - находить, устанавливать, выявлять, различать и т. д. Например: Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа аба, баабай; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я. Логическим продолжением такой подачи материала в содержании является характеристика деятельности учащегося.

В чем принципиальная новизна подходов к обучению бурятскому языку, которые определяются стандартом второго поколения? Здесь я должен обратить внимание еще на один документ, который сопровождает стандарты, - планируемые результаты обучения. Он тоже является рекомендательным, но практическая ценность его в том, что он показывает те изменения, которые должны произойти в содержании образования, чтобы выполнить требования стандарта. Принципиально новым, причем не только для бурятского языка, но и для всех предметов, является формулирование планируемых результатов освоения образовательной программы по конкретному предмету, то есть сначала формулируется то, что в результате изучения конкретного предмета мы хотим получить, и только затем разрабатывается содержание предмета. Чтобы быть более конкретным, скажу так: и примерные, и авторские программы должны в первую очередь ориентироваться на планируемые результаты образования.

Что значит «формулируется то, что в результате изучения конкретного предмета мы хотим получить? Это значит, что в планируемых результатах зафиксировано то, чему при изучении данного предмета выпускник школы научится, и то, чему получит возможность научиться. Иными словами, в части планируемых результатов «ученик научится» фиксируется обязательность освоения учащимися на каждой ступени образования. А в части «ученик получит возможность научиться» формулируются умения, которые ученик может освоить, ориентированные согласно учению Л.С.Выготского на зону ближайшего развития ученика. И школа должна предоставить каждому школьнику эту возможность, что зафиксировано в (федеральном) региональном образовательном стандарте как «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения».

Как можно проконтролировать то, чему выпускник начальной, средней школы научился? Действительно, если мы что-то планируем и фиксируем как «планируемые результаты», необходимо иметь четкие критерии оценки их достижения. Именно с этой целью будет разработана система оценки достижения планируемых результатов. Эта система предлагает набор заданий и итоговых контрольных работ, которые позволяют ответить на вопрос, достигнуты ли планируемые результаты освоения программы. Более того, и задания, и созданные на их основе контрольные работы представляют возможность оценки достижения планируемых результатов по двум критериям - «выполнено на базовом уровне» и «выполнено на повышенном уровне». Таким образом, учитель получает в руки четкий инструмент контрольно- оценочной деятельности, так как любое задание и любая контрольная работа не только имеют собственную спецификацию (описание того, какие задания и с какой целью вводятся), но и четкую критериальную базу оценки выполнения того или иного задания.

Согласитесь, такого инструмента до сих пор не было у учителя. Теперь же он сможет, опираясь на систему заданий и контрольных работ, представленных в «Оценке достижения планируемых результатов», сопровождающих стандарт второго поколения, четко отслеживать, на каком уровне освоена образовательная программа по тому или иному предмету, в частности, по бурятскому языку. В то же время важно осознавать, что сам контроль выполняет в первую очередь констатирующую функцию, определяя, на каком уровне - базовом или повышенном - достигнуты планируемые результаты освоения образовательной программы по конкретному предмету. А прогнозирующую функцию - ту, которая корректирует подходы, методы обучения и формы организации деятельности конкретного ученика, - реализует диагностика обучения.

В стандарте в качестве обязательных будет выделены программа формирования универсальных учебных действий и программа работы с информацией. Как свяжется примерная программа по бурятскому языку с названными программами? При изучении того или иного предмета, в том числе бурятского языка, учителю важно ответить на вопрос, с какой целью он преподает его ученикам. Только ли для того, чтобы учащиеся получили сугубо предметные знания или в процессе изучения, например, бурятского языка, смогли овладеть еще какими- то действиями, необходимыми для формирования умения учиться? Видимо, ответ «изучаем бурятский язык (математику, биологиюи т. д.) только ради предметных знаний» выглядит для современной системы образования неубедительно. Опираясь на идеологию стандарта второго поколения, необходимо рассуждать так: предмет, предметные умения, предметные действия - это не самоцель, это, скорее, основа для того, чтобы было сформировано на их основе что-то еще.

Что же именно, какие еще действия, кроме предметных, должны быть сформированы в процессе обучения в школе? На этот вопрос отвечает программа формирования универсальных учебных действий: кроме предметных действий, у ученика должны быть сформированы личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Причем еще раз подчеркну и предупрежу очередной вопрос: эти универсальные учебные действия должны формироваться не на дополнительных уроках или во время внеурочных занятий, а в первую очередь в процессе изучения конкретного предмета, точнее, на каждом уроке. Еще более категорично можно высказаться так: при изучении конкретного предмета в рамках урока учитель должен ставить перед собой задачу научить не только предмету, но, используя его содержание, сформировать учебную деятельность учащегося, мотивировать его интерес к продолжению обучения, к добыванию знаний вообще, а не только по конкретному предмету.

Иными словами (и вот она, подводная часть айсберга, о которой мы говорили в аспекте содержания курса), каждый предмет, точнее, разработанная для изучения предмета методика, система заданий, организация деятельности ученика на уроке, должен формировать учебную деятельность, то есть умение учиться, овладевать теми универсальными действиями, которые послужат основой для продолжения обучения, для получения знаний не только в процессе изучения школьного предмета, но и в любых жизненных ситуациях.

Каким же образом эти цели стандарта второго поколения найдут реализацию в программах, учебниках по бурятскому языку, в конкретной деятельности учителя? Если поставлена задача формировать универсальные учебные действия, то необходимо так организовать учебный процесс на уроке, чтобы при изучении конкретной темы, при формировании конкретного предметного действия у ученика формировались и личностные, и метапредметные универсальные учебные действия.

Приведу пример. На уроках бурятского языка изучается тема «Мэргэжэл. Суффикс». На сегодняшний день большинство учителей полагают, что суффикс изучается ради того, чтобы ученики могли выделить эту часть в слове, или для того, чтобы ученики правильно писали суффиксы (замечу, что выделять суффикс как единицу языка и решать орфографическую задачу, связанную с правильным написанием суффикса, - это совершенно различные задачи, каждая из которых требует отбора определенных, часто не пересекающихся методов). Такой ответ вполне допустим, но он не является исчерпывающим для всей системы обучения в школе. Сугубо предметное ограничение целей изучения той или иной темы - в данном случае «суффикс ради суффикса» - обусловливает, к сожалению, очень узкий отбор методов обучения, неэффективную организацию форм проведения урока и в конечном счете противоречит идеологии стандарта второго поколения.

Важно, чтобы при изучении той или иной темы были предусмотрены такие задания, такие упражнения, такие формы организации деятельности учеников на уроке, чтобы в процессе овладения собственно предметными действиями у учеников одновременно формировались универсальные учебные действия. Например, обсуждая проблемный вопрос по конкретной предметной теме (например, есть ли такой-то суффикс в слове), ученики учились ведению дискуссии: задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника, - а это и есть метапредметные универсальные учебные действия. Именно эти действия впоследствии пригодятся ученику как члену общества: ему придется участвовать в обсуждениях, учитывать различные точки зрения и проявлять к ним уважение даже в том случае, если позиция собеседника расходится с его собственной.

Если же говорить об учителях, которым предстоит перестроить свою деятельность, то могу только надеяться на то, что учителя проанализируют федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, соотнесут положения стандарта с теми программами и учебниками, по которым они работают, проанализируют свою деятельность, определятся с тем, в каком объеме, по каким вопросам или предметам им необходимо повысить собственную квалификацию, и фактически сами, на собственном примере, продемонстрируют реализацию задач стандарта второго поколения.

Каким я вижу современный урок бурятского языка в школе, точнее, урок, соответствующий образовательным стандартам второго поколения?

В самом общем виде, не вдаваясь в проблемы лингвистики, психологии и методики, я бы ответил так: современный урок бурятского языка - это, во-первых, не один урок, а система уроков. Даже самый прекрасный, зрелищный открытый урок, который продемонстрировал учитель, все равно не позволяет оценить место этого урока в системе работы по изучению конкретного предмета в конкретном классе, подчеркиваю - в конкретном классе. А если это система уроков, то их последовательность должна быть обусловлена четкой научной логикой, чтобы не по желанию учителя, завуча или методиста изучалась та или иная тема, отбирались те или иные методы или формы организации урока, а эти темы, методы и формы были предусмотрены логикой самого курса, авторской логикой в первую очередь.

Во-вторых, современный урок бурятского языка ни в коем случае нельзя представить себе как урок, на котором ученики работают только фронтально: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (сами формируем) усредненного, безинициативного, пассивного ученика, работающего только по командам учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь» и т. д. Для реализации заявленных целей, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по бурятскому языку обязательны индивидуальная, парная, групповая работа. Именно эти формы организации урока должны превалировать над фронтальной работой (хотя отмечу, что фронтальная работа, безусловно, необходима, но не более чем в сорока процентах учебных занятий в течение учебного года).

В-третьих, обязательной составляющей современного урока бурятского языка является внимание к индивидуальным особенностям учащегося - уровню его развития, темпу работы, особенностям памяти и т. п. Только учитывая все психологические особенности ученика, учитель может отобрать и адресно направить конкретному ученику задание, упражнение или предложить такую форму их выполнения (индивидуальную, парную, групповую), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.

В-четвертых, современный урок бурятского языка в школе - это и обязательное знакомство с темами, которые не предполагают отработки, то есть темами, расширяющими кругозор ученика, формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленные на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения бурятского языка на каждом последующем этапе.

В-пятых, это формирование интереса к изучению языка. Причем у разных детей этот интерес может быть сформирован на разных основаниях: одному интересно, какой частью речи является то или иное слово, другому - почему мы пишем так, а не иначе, третьему - какова история происхождения слова, четвертому - как составить текст, чтобы быть максимально точно понятым, и т. д. Следовательно, программа, учебник, по которому работает учитель, должны учитывать все перечисленные аспекты.

Однако позволю себе подняться на еще более высокую ступень обобщения, точнее, на предполагаемую мотивацию к изучению бурятского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика при изучении бурятского языка: «Я изучаю бурятский язык, потому что это язык моего народа, язык, на котором говорят мои родители и друзья» (для бурята) «Я изучаю бурятский язык, потому что это язык на котором говорит мой друг бурят, я живу на земле бурятской» (не для бурята). Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой (далее для всех).

Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек.

Я хочу узнать культуру бурят, менталитет дружественного мне народа. Я хочу научиться петь песни на бурятском языке, говорить үреэлы, загадывать загадки. Я хочу научиться использовать в своей речи мудрые изречения на бурятском языке. Я хочу знать бурятских писателей, читать их произведения. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками

Думаю, что, если хотя бы какая-то часть подобной мотивации (а в идеале вся) в процессе изучения бурятского языка будет сформирована у учеников, можно утверждать, что реализованы цели, сформулированные стандартом второго поколения.

Стандарт второго поколения в филологической подготовке школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции обучения языку, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач в жизни вообще.