ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Основные положения Стратегии социально- экономического развития Ярославской области в части развития человеческого капитала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
О плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на годы 10 сентября 2013 года.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Семинар-совещание «О состоянии и перспективах развития социальной сферы. Эффективное управление отраслями социальной сферы» г.Ухта мая 2011 года.
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Августовский педсовет г. МБОУ « Зеленгинская СОШ» Анализ и планирование деятельности школы в условиях модернизации системы образования. Позитивные.
Предложения по программе развития ДОУ. Управление качеством дошкольного образования Содержательные характеристики: Создание системы интегративного образования,
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Методические рекомендации для разработки проекта «Школа будущего» Криволапова Н.А., первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Условия эффективности сопровождения талантливых (одаренных) детей Т.Н. Резепина, директор Костромского областного центра дополнительного образования «Одаренные.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Транксрипт:

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Основные положения Стратегии социально- экономического развития Ярославской области в части развития человеческого капитала через образование и культуру 2013 Бекетова Наталья Евстафьевна Со-модератор стратегической целевой команды «Человеческий и социальный капитал», заместитель директора по внеучебной работе, доцент кафедры менеджмента, к.п.н., доцент Ярославского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Правительство Ярославской области 2 Главные цели развития Ярославской области до 2025 г. Целевой образ ЯО к 2025 г. Главная цель развития ЯО до 2025 г. Топ-10 среди регионов России по качеству жизни населения Один из крупнейших туристических центров России Регион с качественными услугами здравоохранения и образования Регион с конкурентоспособ- ной экономикой ВРП (номинальный)1 124 млрд. руб. (2) ВРП на душу населения885 тыс. руб. Численность населения1 270 тыс. чел. Ожидаемая продолжительность жизни 74 года (1) (1)– цифра скорректирована с учетом данных прогноза Росстата ожидаемой продолжительности жизни населения до 2030 г. и целевых установок из указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. (2)– реальный среднегодовой рост ВРП (без учета инфляции) – 5,6%, что примерно в 1,3 раза больше среднего по РФ Топ-20 среди регионов России по среднедушевому ВРП

Правительство Ярославской области Человеческий капитал Человеческий капитал в широком определении это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. Кратко: Человеческий капитал это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд, качество жизни, географическая мобильность, возможность поиска и получения информации. 3

Правительство Ярославской области 4 Региональные условия

Правительство Ярославской области Великое наследие 5

Правительство Ярославской области Основные проблемы созданная образовательная и культурная инфраструктура не обеспечивает формирования гражданской идентичности у каждого жителя региона; материально-техническая база учреждений образования и культуры недостаточно соответствует современным стандартам и потребностям инновационной экономики; недостаточная согласованность действий систем высшего и среднего профессионального образования с бизнесом региона; отсутствие высококвалифицированных кадров для развития экономики региона; разрыв научных исследований с целями и задачами регионального развития, особенно, в промышленности и производстве; дошкольное образование: количество (!!) и формы; дополнительное образование: разнообразие форм, видов и услуг; утечка талантливых детей и молодежи; отсутствие эффективной, совместной, нравственно ориентированной системы работы «образование – культура – СМИ»; недостаточная вовлеченность жителей региона в процессы образовательного и культурного характера. 6

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 1 Сократить разрыв между потребностями экономики, бизнеса региона и результатами (качество выпускников) высшей и средней профессиональной школы Задачи: 7.1. Обеспечение согласования обеими сторонами целей и задач образования Формирование заказа со стороны работодателей к организациям ВПО и СПО Формирование активной позиции руководителей предприятий и организаций, поддерживающих молодых бакалавров, магистров, специалистов Обеспечение соответствия заработной платы преподавателей, мастеров производственного обучения, профессорско-преподавательского состава вузов требованиям государственной политики. Механизмы: включить бизнес в образовательный процесс в рамках образовательных стандартов и нового закона об образовании; возобновить системы наставничества с выделением на это финансовых ресурсов внутри организации и предприятия; увеличить удельный вес численности обучающихся по ФГОСТ прикладного бакалавриата; контролировать уровень заработной платы на соответствие средней заработной плате по региону ( российские показатели) 7

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 2 Развивать кадровый потенциал и преодолевать разрыв в науке, образовании и культуре Задачи: Обеспечение координации и взаимодействия органов власти, местного самоуправления, общественных организаций в развитии кадрового потенциала региона Использование вариативных форм, уровней и содержания обучения Развитие преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации политики в области развития кадрового потенциала Обеспечение достойной заработной платы Развитие современных, адекватных изменениям в обществе управленческих навыков Формирование экспертного сообщества в регионе в областях «образование» и « культура» Создание общественного совета по управлению образованием на муниципальном уровне. Механизмы: обеспечение соответствия профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров текущим и перспективным целям развития образования, культуры и региона в целом; формирование общей и профессиональной культуры специалистов как фундамента их профессиональной деятельности; эффективная региональная система повышения квалификации; обучение руководителей образовательных организаций по программе «Современный менеджмент» 8

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 3 Координировать фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствии с социально-экономическим развитием региона. Определить управленческий ресурс для обеспечения планирования, организации, анализа и контроля эффективного взаимодействия систем ВПО и СПО с бизнесом региона Задачи 8.1. Создание межвузовского Совета по координации фундаментальных и прикладных исследований Обеспечение сетевого эффективного взаимодействия по отраслям науки. 8.3.Организация взаимодействия Совета с органами власти, бизнеса, общества Разработка программы развития региональной науки в соответствии со Стратегией и российскими требованиями. Механизмы: организовать постояннодействующую дискуссионную панель ученых и представителей бизнеса по обсуждению ключевых вопросов развития науки в регионе; сформировать точки роста в сфере региональной науки через создание современной инфраструктуры научных исследований и через заказы, потребности бизнеса, общества и власти 9

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 4 Обеспечить доступность дошкольного образования Задачи: 3.1. Создание условий для возникновения государственно – частного партнерства 3.2. Создание условия для инициативы граждан (грамотных менеджеров) по развитию спектра дошкольных образовательных услуг Развитие сетевых сообществ семей, имеющих детей дошкольного возраста. Механизмы: разработать «щадящую» налоговую политику для частных детских садов, групп дневного пребывания детей; проводить мониторинг качества предоставления услуг дошкольного образования; разработать (усовершенствовать) систему льгот оплаты родителям в соответствии с семейным бюджетом; обеспечить включенность власти, экспертов - профессионалов в сетевые сообщества с целью оказания помощи и консультирования; внедрять новые организационные формы дошкольного образования 10

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 5 Обеспечить соответствие образования предпочтениям, способностям и жизненным планам школьников и их семей, перспективным задачам развития региона, страны Задачи: 4.1 Создание благоприятных условий для развития лучших школ региона Обеспечение эффективной включенности родителей в образовательный процесс Поддержание высокого имиджа учителя. 4.4 Обеспечение высокой заработной платы учителей. Механизмы проводить ежегодные конкурсы инновационных школ; выявлять и распространять лучшие практики поддержки образовательных организаций и учителей, работающих в сложных социальных условиях; обеспечить возможность обучаться учащимся старших классов по индивидуальным образовательным траекториям; участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PISA,PIRLS,TIMSS) 11

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 6 Развивать инклюзивное образование с целью включения детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательно-культурное пространство региона Задачи: 5.1. Формирование активной позиции управленческих и педагогических кадров в аспекте инклюзивного образования 5.2. Выполнение необходимых финансовых расчетов (два учителя в классе) 5.3. Планирование деятельности всех учреждений образования и культуры с учетом задач инклюзивного образования, детей сирот и детей с ограниченными возможностями. Механизмы: развивать систему подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих в этом процессе; контролировать деятельность учреждений с точки зрения обеспечения инклюзивного образования; увеличить долю образовательных учреждений всех уровней и учреждений культуры, здания которых приспособлены для обучения и проведения досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья; поддерживать деятельность школ, обеспечивающих дистанционное обучение на дому детей - инвалидов; сформировать электронный банк учебных курсов по программам профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями 12

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 7 Совершенствовать механизмы выявления и сопровождения талантливых и одаренных во всех своих проявлениях школьников, студентов и рабочей молодежи с целью удержания их в регионе Задачи: 6.1.Разработка системы мониторинга мобильности талантливых школьников и молодежи (например, куда уезжают учиться и возвращаются ли выпускники 33 математической школы, или талантливые выпускники вузов). 6.3 Использование СМИ как источника позитивной информации о созданных в регионе условиях для развития таланта Поддержка высокопрофессиональных педагогов, способных «выращивать талант». 6.5 Использование российского и международного «аутсорсинга» преподавателей для особо одаренных детей Обеспечение включенности талантливого субъекта в экономику региона Поддержка со стороны власти мотивации молодежи к занятиям наукой. Постоянное информирование населения о достижениях молодых ученых. 13

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 8 Увеличить количество семей, взявших детей - сирот Задачи: 9.1. Развитие общественного мнения Освещение в СМИ примеров положительного опыта Обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Механизмы: увеличить число детей-сирот, устроенных в ярославские семьи; продолжить педагогическую, психологическую и юридическую подготовку и поддержку будущих родителей детей – сирот; обеспечить постоянный мониторинг жизни детей в приемной семье 14

Правительство Ярославской области Цели и задачи развития по направлению Цель 9 Обеспечить информационную открытость региональной системы образования Задачи: Определение приоритетов обеспечения информационной открытости региональной системы образования Организация ежегодного публичного обсуждения результатов образования Обеспечение дифференцированного подхода к информационной открытости. Механизмы: формирование инициативной группы, отвечающей за реализацию цели; создание портала «Ярославское образование» с конкретной Концепцией информационного и кадрового обеспечения; размещение в Сети публичных докладов образовательных учреждений всех уровней; определение конкретных механизмов для обеспечения информационной открытости региональной системы образования для разных категорий жителей. 15

Правительство Ярославской области Основные стратегические проекты «Институт семьи» (создание центра семейных и социальных технологий) «Культура – в массы» (расширение спектра и качества услуг и повышение клиентоориентированности учреждений культуры ) «Детский сад нового типа» (детский сад в условиях кризиса мест: модель государственного – частного партнерства) «Здоровые школьники» (профилактика возникновения заболеваний у детей в период обучения в образовательных учреждениях, улучшение состояния здоровья детей) «Молодежь Ярославии» (создание модели условий для талантливой молодежи в регионе) «Образование через всю жизнь » (создание просветительского пространства в регионе для получения жителем любого возраста образовательной услуги в течении всей жизни) 16

Правительство Ярославской области Спасибо за внимание! 17

Правительство Ярославской области SWOT - Анализ ситуации. Угрозы 1.Недооценка властными структурами роли образования и культуры в развитии человеческого потенциала и региона в целом. 2.Непрофессиональный менеджмент учреждений образования и культуры. 3.Низкое качество образовательных услуг, потеря доверия со стороны родителей к преподавательскому составу. 4.Несовершенство правовой, налоговой базы и недостаток финансовых ресурсов для инициатив граждан (общественных организаций) участвовать в развитии человеческого потенциала посредством образования и культуры (например, открытие частных детских садов). 5.Недофинансирование подсистемы образования и культуры. 18

Правительство Ярославской области SWOT - Анализ ситуации. Сильные стороны 1.Собственная система высшего, среднего и профессионального образования. 2.Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров учреждений образования и культуры. 3.Структурированная сеть учреждений образования и культуры. 4.Многолетний опыт экспериментальной и инновационной деятельности в области образования и дополнительного образования детей. 5.Система работы с талантливыми детьми 6.Система специализированных образовательных учреждений, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями. 7.Система мониторинга качества образовательных услуг (ДОУ, СОШ и СПО). 8.Уникальное наследие, сосредоточенное в библиотечно-информационных, музейных и творческих ресурсах учреждений культуры региона, в памятниках культовой и гражданской архитектуры. 9.Инфраструктура и система непрерывного художественного образования, концентрация базовых ресурсов в центральных (межпоселенческих) учреждениях культуры. 10.Государственной поддержки социально значимых проектов в сфере культуры в виде грантов и премий. 11.Наличие централизованных библиотечных систем, координирующ их деятельность библиотек территорий с использованием справочно-поисковых систем и баз данных. 12.Опыт реализации инвестиционных программных проектов в отрасли «Культура» в предыдущие периоды. 19

Правительство Ярославской области SWOT - Анализ ситуации. Слабые стороны 1.Отсутствие современных инструментов прогнозирования и расчетов развития подсистемы 2.«Старение» педагогических кадров, низкая мотивация молодых специалистов работать 3.Необоснованные амбиции молодых кадров на фоне недостатка профкомпетенций. 4.Недостаточное количество высокопрофессиональных педагогических кадров, способных внедрять информационные, развивающиеся технологии в методику преподавания. 5.Значительная дифференциация городских и сельских школ по уровню качества образования. 6.Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. 7.Неравномерность территориального распределения в регионе учреждений высшего и среднего профессионального образования. 8.Отрыв прикладных научных исследований в регионе от бизнеса и развития региона. 9.Низкая вовлеченность бизнеса в образовательный процесс. 10.Функции учреждений культуры из просветительских и развивающих все больше становятся шоу- развлекательными. 11.Отсутствие в регионе целенаправленной политики по сохранению историко-культурного наследия и развитию культуры. 12.Упрощение художественного вкуса молодежи. Усиление позиций массовой культуры. 13.Несовершенство нормативно-правового регулирования сферы культуры. 14.Несоответствие кадрового потенциала, в том числе менеджеров, современному уровню. 15.Слаборазвитая инновационная и экспериментальная деятельность. 16.Недостаточные темпы развития культурной инфраструктуры и коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог, доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве. 17.Недостаточная развитость инфраструктуры культурного туризма. 20

Правительство Ярославской области SWOT - Анализ ситуации. Возможности 1.Стратегия региона требует высокопрофессиональных кадров. 2.Повышение престижа высшего и среднего профессионального образования. 3.Формирование потребности у родителей развивать будущий человеческий капитал ребенка, используя многообразный спектр услуг. 4.Создание культурно-образовательной среды, дружественной современным потребностям семьи. 5.СМИ региона «повернутся в сторону» образования и культуры как ценностей человеческой жизни, а не как объектов постоянной критики. 21