ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 1. Понятие о физическом воспитании 2. Значимость и проблемы современного физического воспитания 3. Основные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания.
Advertisements

Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе образовательной деятельности физическими упражнениями.
педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Поект Проект «Я расту здоровым и счастливым». На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Воспитание культуры здорового образа жизни Выполнил студент Группы 80201с Салимьянов Роман.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
{ Физическая культура. Физи́ческая культу́ра часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Воспитание как педагогический процесс.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Методы и приемы формирования у школьников здорового образа жизни Колесникова З.П.
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Транксрипт:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 1. Понятие о физическом воспитании 2. Значимость и проблемы современного физического воспитания 3. Основные направления совершенствования физического воспитания 4 Ресурсное обеспечение реализации процесса совершенствования современного физического воспитания 5. Программно-нормативные основы физического воспитания

Как известно, основным каналом приобщения каждого к физи­ческой культуре и одним из важнейших слагаемых системы воспи­тания человека в обществе служит физическое воспитание. Как известно, основным каналом приобщения каждого к физи­ческой культуре и одним из важнейших слагаемых системы воспи­тания человека в обществе служит физическое воспитание.

Физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, харак­теризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога- специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно- образовательного характера, построение системы за­нятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагоги­ ческими принципами и т. д.). Физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, харак­теризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога- специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно- образовательного характера, построение системы за­нятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагоги­ ческими принципами и т. д.).

Вместе с тем физическое воспита­ние отличается своими специфическими особенностями. Вместе с тем физическое воспита­ние отличается своими специфическими особенностями.

В норме физическое воспитание многолетний процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды онто­генеза (индивидуального развития) индивида. Содержание и формы этого процесса в различные периоды, естественно, изменяются в зависимости от закономерностей возрастного развития воспитываемых, динамики условий жизни и деятельности, а также логики развертывания самого процесса. В норме физическое воспитание многолетний процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды онто­генеза (индивидуального развития) индивида. Содержание и формы этого процесса в различные периоды, естественно, изменяются в зависимости от закономерностей возрастного развития воспитываемых, динамики условий жизни и деятельности, а также логики развертывания самого процесса.

В первой многолетней стадии это в основе своей общий базовый курс физического воспитания подрастающего поколения, проводимый в дошкольных учреждениях и школах, в семье, физкультурно-спортивных и других организациях. В следующих многолетних стадиях процесс физического воспитания существенно видоизменяется, дифференцируется и все более приобретает характер самовоспитания, особенно у людей зрелого и старшего возраста. В первой многолетней стадии это в основе своей общий базовый курс физического воспитания подрастающего поколения, проводимый в дошкольных учреждениях и школах, в семье, физкультурно-спортивных и других организациях. В следующих многолетних стадиях процесс физического воспитания существенно видоизменяется, дифференцируется и все более приобретает характер самовоспитания, особенно у людей зрелого и старшего возраста.

Однако и в этих стадиях физическое воспитание не должно терять определенных черт педагогически направленного процесса в том смысле, что деятельность по физическому воспитанию, в том числе и самовоспитанию, всегда должна быть нацелена на реализацию задач, значимых с образовательно- воспитательных позиций, и строиться в соответствии с педагогическими принципами, правилами, положениями. Однако и в этих стадиях физическое воспитание не должно терять определенных черт педагогически направленного процесса в том смысле, что деятельность по физическому воспитанию, в том числе и самовоспитанию, всегда должна быть нацелена на реализацию задач, значимых с образовательно- воспитательных позиций, и строиться в соответствии с педагогическими принципами, правилами, положениями.

Особенности физического воспитания, отличающие его от других видов воспитания, заключаются главным образом в том, что это есть процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Особенности физического воспитания, отличающие его от других видов воспитания, заключаются главным образом в том, что это есть процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Иначе говоря, физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей. Этим не ограничивается все содержание физиче­ского воспитания, но это более всего характеризует его специфику. Иначе говоря, физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей. Этим не ограничивается все содержание физиче­ского воспитания, но это более всего характеризует его специфику.

Для уяснения сути дела принципиально важно ясно представлять соотношение физического воспитания и физического развития индивида. Для уяснения сути дела принципиально важно ясно представлять соотношение физического воспитания и физического развития индивида.

Физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить (закономерности возрастной последовательности и неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др.). Физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить (закономерности возрастной последовательности и неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др.).

В силу этих зако­номерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых формы и функции организма претерпевают существенные изменения (в частности, к зрелому возрасту длина и объемы тела увеличиваются в несколько раз, а масса тела, величины проявляемой мышцами силы, минутного объ­ема крови и ряд других параметров, характеризующих морфофункциональные свойства организма, его физические качества и функциональные возможности, многократно, некоторые даже в раз и более). В силу этих зако­номерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых формы и функции организма претерпевают существенные изменения (в частности, к зрелому возрасту длина и объемы тела увеличиваются в несколько раз, а масса тела, величины проявляемой мышцами силы, минутного объ­ема крови и ряд других параметров, характеризующих морфофункциональные свойства организма, его физические качества и функциональные возможности, многократно, некоторые даже в раз и более).

Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием. Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий физического развития оно может иметь различный характер быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, чтобы при­дать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увеличение функциональных возможностей организма, повышение общего уровня работоспособности, необходимой для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности; можно также, по всей вероятности, существенно отодвинуть сроки возрастной инволюции (регрессивных изменений) физических кондиций организма, естественно наступающей по мере старения. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физического развития оно может иметь различный характер быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, чтобы при­дать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увеличение функциональных возможностей организма, повышение общего уровня работоспособности, необходимой для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности; можно также, по всей вероятности, существенно отодвинуть сроки возрастной инволюции (регрессивных изменений) физических кондиций организма, естественно наступающей по мере старения.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенство­вания индивида, и реализуется при определенных условиях в физи­ческом воспитании. Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенство­вания индивида, и реализуется при определенных условиях в физи­ческом воспитании.

Таким образом, физическое развитие человека и его физическое воспитание тесно связанные процессы. Вместе с тем они различны по своей природе, и без понимания реального соотношения их нельзя понять самою суть физического воспитания. Физическое воспитание по отношению к физическому развитию инди­вида выступает как своего рода управляющее начало источник целесообразно направляющих воздействий. Таким образом, физическое развитие человека и его физическое воспитание тесно связанные процессы. Вместе с тем они различны по своей природе, и без понимания реального соотношения их нельзя понять самою суть физического воспитания. Физическое воспитание по отношению к физическому развитию инди­вида выступает как своего рода управляющее начало источник целесообразно направляющих воздействий.

Правда, говорить тут об управлении правомерно лишь в условном смысле (имея в виду объективно существующие ограничения), поскольку физическое развитие зависит не только от физического воспитания, но и от целой совокупности различных факторов и условий, общественных и естественных, в том числе генетических. Тем не менее, в комплексе социальных факторов, направляющих в той или иной мере развитие человека, физическому воспитанию принадлежит особая роль как виду воспитания, специально ориентированному на оптимизацию физического развития. Правда, говорить тут об управлении правомерно лишь в условном смысле (имея в виду объективно существующие ограничения), поскольку физическое развитие зависит не только от физического воспитания, но и от целой совокупности различных факторов и условий, общественных и естественных, в том числе генетических. Тем не менее, в комплексе социальных факторов, направляющих в той или иной мере развитие человека, физическому воспитанию принадлежит особая роль как виду воспитания, специально ориентированному на оптимизацию физического развития.

В общей системе воспитания именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в улучшение по качественным и количественным критериям физического развития индивида, придавать тем самым индивидуальному физическому развитию черты целесообразно направленного процесса. В общей системе воспитания именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в улучшение по качественным и количественным критериям физического развития индивида, придавать тем самым индивидуальному физическому развитию черты целесообразно направленного процесса.

Основным фактором практического воздействия в процессе физического воспитания на функциональные свойства организма, а через них и на его структурно- телесные свойства служит активная двигательная деятельность воспитываемого (либо воспитывающегося самостоятельно), упорядоченная так, чтобы обеспечить формирование рациональных способов выполнения двигательных действий, умений и навыков, а вместе с тем и активизиро­вать развитие физических качеств, двигательных и связанных с ними способностей индивида. Основным фактором практического воздействия в процессе физического воспитания на функциональные свойства организма, а через них и на его структурно- телесные свойства служит активная двигательная деятельность воспитываемого (либо воспитывающегося самостоятельно), упорядоченная так, чтобы обеспечить формирование рациональных способов выполнения двигательных действий, умений и навыков, а вместе с тем и активизиро­вать развитие физических качеств, двигательных и связанных с ними способностей индивида.

Естественной по природным истокам и механизмам двигательной активности придается в процессе физического воспитания культурно-преобразованный характер. Это значит, что она осуществляется не спонтанно, а осмысленно- целенаправленно, не «как кому вздумается», а по принципам, правилам и нормам, установившимся в сфере физической культуры, не в любых формах, а в формах, типичных для этой сферы (физических упражнений строго регламентированного характера, физкультурно-игровых и спортивных разновидностей двигательной деятельности), соответствующих сути физического воспитания и способствующих его эффективности. Естественной по природным истокам и механизмам двигательной активности придается в процессе физического воспитания культурно-преобразованный характер. Это значит, что она осуществляется не спонтанно, а осмысленно- целенаправленно, не «как кому вздумается», а по принципам, правилам и нормам, установившимся в сфере физической культуры, не в любых формах, а в формах, типичных для этой сферы (физических упражнений строго регламентированного характера, физкультурно-игровых и спортивных разновидностей двигательной деятельности), соответствующих сути физического воспитания и способствующих его эффективности.

Все сказанное подводит к уяснению специфики тех задач, на решение которых направлено физическое воспитание. Вместе с тем очень важно, что в процессе физического воспитания, как и в любом целостном педагогическом процессе, решаются не только за­дачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспи­ тания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом. Все сказанное подводит к уяснению специфики тех задач, на решение которых направлено физическое воспитание. Вместе с тем очень важно, что в процессе физического воспитания, как и в любом целостном педагогическом процессе, решаются не только за­дачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспи­ тания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом.

Единство физического и духовного развития человека, выражающееся, кроме прочего, в том, что нормальное развитие личности невозможно без двигательной деятельности и что она приобретает значение одного из действеннейших факторов подлинно человеческого развития лишь при условии одухотворенности, объективно предопределяет взаимосвязь всех видов воспитания, в том числе физического, умственного, нравственного, эстетического. Строго говоря, рассматривать их как отдельные виды воспитания допустимо лишь в абстракции, в жизни же они тесно взаимосвязаны как единые стороны целого Единство физического и духовного развития человека, выражающееся, кроме прочего, в том, что нормальное развитие личности невозможно без двигательной деятельности и что она приобретает значение одного из действеннейших факторов подлинно человеческого развития лишь при условии одухотворенности, объективно предопределяет взаимосвязь всех видов воспитания, в том числе физического, умственного, нравственного, эстетического. Строго говоря, рассматривать их как отдельные виды воспитания допустимо лишь в абстракции, в жизни же они тесно взаимосвязаны как единые стороны целого

2. Значимость и проблемы современного физического воспитания

Физическое воспитание традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения к жизни. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советской системы физического воспитания. Теоретико- методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. В настоящее время эти условия изменились. Они предъявили новые требования к физическому воспитанию. Физическое воспитание традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения к жизни. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советской системы физического воспитания. Теоретико- методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. В настоящее время эти условия изменились. Они предъявили новые требования к физическому воспитанию.

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности. Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.

Основной формой физического воспитания в общем среднем, среднем специальном и высшем образовании являются обязательные учебные занятия. В процессе таких занятий изучается учебная дисциплина. Физическое воспита­ние осуществляется также в процессе семейного, внеклассного, внешкольного и в процессе самовоспитания. Основной формой физического воспитания в общем среднем, среднем специальном и высшем образовании являются обязательные учебные занятия. В процессе таких занятий изучается учебная дисциплина. Физическое воспита­ние осуществляется также в процессе семейного, внеклассного, внешкольного и в процессе самовоспитания.

Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и рекреация. Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и рекреация.

Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично.

Физическая подготовленность – только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физ­культурным образованием. Физическая подготовленность – только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физ­культурным образованием.

В настоящее время образовательные задачи физического воспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося узко утилитарного «нормативного» подхода к физическому воспитанию, как средству физической подготовки занимающихся. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, являлся основным критерием эффективности физического воспитания. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но занимающиеся не получают его в достаточном объеме. В настоящее время образовательные задачи физического воспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося узко утилитарного «нормативного» подхода к физическому воспитанию, как средству физической подготовки занимающихся. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, являлся основным критерием эффективности физического воспитания. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но занимающиеся не получают его в достаточном объеме.

В результате они оказываются неподготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного сознания и нравственного поведения. «Физическая культура и здоровье», «Физическая культура» как учебные дисциплины «выпадают» из образовательного и воспитательного пространства школы, колледжа и вуза. Все это позволяет рассматривать проблему общего для всех физкультурного образования как одну из наиболее актуальных, а ориентацию физического воспитания на общее физкультурное образование как приоритетную. В результате они оказываются неподготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного сознания и нравственного поведения. «Физическая культура и здоровье», «Физическая культура» как учебные дисциплины «выпадают» из образовательного и воспитательного пространства школы, колледжа и вуза. Все это позволяет рассматривать проблему общего для всех физкультурного образования как одну из наиболее актуальных, а ориентацию физического воспитания на общее физкультурное образование как приоритетную.

Одной из проблем, требующих последовательного решения, является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе, средних профессиональных, специальных и высших учебных заведениях. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, имеющей единую предметную основу. Одной из проблем, требующих последовательного решения, является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе, средних профессиональных, специальных и высших учебных заведениях. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, имеющей единую предметную основу.

Воспитание ребенка в семье является важным фактором его физического, психического, интеллектуального развития и укрепления здоровья. Эффективность физического воспитания детей в семье зависит от подготовленности к нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. В то же время в подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и студентов к физическому воспитанию в семье. Воспитание ребенка в семье является важным фактором его физического, психического, интеллектуального развития и укрепления здоровья. Эффективность физического воспитания детей в семье зависит от подготовленности к нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. В то же время в подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и студентов к физическому воспитанию в семье.

Одной из главных проблем, которую призвано решать физическое воспитание, является проблема укрепления здоровья дошкольников, учащихся и студентов. В настоящее время она решается недостаточно эффективно. Одной из главных проблем, которую призвано решать физическое воспитание, является проблема укрепления здоровья дошкольников, учащихся и студентов. В настоящее время она решается недостаточно эффективно.

На здоровье более полумиллиона учащихся и студентов, проживающих в неблагоприятных экологических условиях и особенно, на территориях, загрязненных радионуклидами, все в большей мере сказываются разрушительные генетические последствия этих условий. Они приводят к росту числа учащихся и студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема дифференцированного учебно- методического комплекса физического воспитания, разработанного с учетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни, является одной из проблем, требующих решения. На здоровье более полумиллиона учащихся и студентов, проживающих в неблагоприятных экологических условиях и особенно, на территориях, загрязненных радионуклидами, все в большей мере сказываются разрушительные генетические последствия этих условий. Они приводят к росту числа учащихся и студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема дифференцированного учебно- методического комплекса физического воспитания, разработанного с учетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни, является одной из проблем, требующих решения.

Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся и студентов неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания. Особую важность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку детский организм еще не сформирован. Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся и студентов неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания. Особую важность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку детский организм еще не сформирован.

Реализацию перечисленных проблем существенно осложняют недостатки кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания Реализацию перечисленных проблем существенно осложняют недостатки кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания

3 Основные направления совершенствования физического воспитания 3 Основные направления совершенствования физического воспитания

Одним из приоритетных направлений совершенствования физического воспитания занимающихся является следование традиционным гуманистическим принципам отечественной системы физического воспитания, не потерявшим актуальность в наше время. К ним относятся принципы всестороннего гармонического развития личности, оздоровительной направленности, прикладности физического воспитания. Но они должны быть наполнены современным содержанием. Одновременно необходимо формировать направления, принципы физического воспитания и требования к нему, учитывающие современную социокультурную ситуацию. Одним из приоритетных направлений совершенствования физического воспитания занимающихся является следование традиционным гуманистическим принципам отечественной системы физического воспитания, не потерявшим актуальность в наше время. К ним относятся принципы всестороннего гармонического развития личности, оздоровительной направленности, прикладности физического воспитания. Но они должны быть наполнены современным содержанием. Одновременно необходимо формировать направления, принципы физического воспитания и требования к нему, учитывающие современную социокультурную ситуацию.

Надежной гарантией поддержания своего физического состояния, укрепления здоровья средствами физической культуры, продления творческого долголетия является способность человека делать это самостоятельно. Поэтому центральным направлением совершенствования физического воспитания, не умаляя значимости других, является его ориентация на физкультурное образование. Надежной гарантией поддержания своего физического состояния, укрепления здоровья средствами физической культуры, продления творческого долголетия является способность человека делать это самостоятельно. Поэтому центральным направлением совершенствования физического воспитания, не умаляя значимости других, является его ориентация на физкультурное образование.

Она достигается расширением и углублением знаний олимпийского движения, личной гигиены, значения физической культуры в современных условиях, ее влияния на телосложение, умственную и физическую работоспособность, жизнеспособность человека, обеспечивающих самостоятельное грамотное использование средств физической культуры в режиме учебного и рабочего дня, в процессе самостоятельных занятий. Она достигается расширением и углублением знаний олимпийского движения, личной гигиены, значения физической культуры в современных условиях, ее влияния на телосложение, умственную и физическую работоспособность, жизнеспособность человека, обеспечивающих самостоятельное грамотное использование средств физической культуры в режиме учебного и рабочего дня, в процессе самостоятельных занятий.

На уровне творческой сформированности физической культуры личности необходимы знания, позволяющие оперировать общими понятиями, ставить перед собой и самостоятельно решать задачи физического воспитания и самовоспитания. Наряду со знаниями в процессе физкультурного образования должны формироваться методические умения и навыки, необходимые для их практического применения. На уровне творческой сформированности физической культуры личности необходимы знания, позволяющие оперировать общими понятиями, ставить перед собой и самостоятельно решать задачи физического воспитания и самовоспитания. Наряду со знаниями в процессе физкультурного образования должны формироваться методические умения и навыки, необходимые для их практического применения.

Важным направлением совершенствования физического воспитания является формирование физкультурных и спортивных интересов личности. Для этого физическое воспитание должно быть эмоционально насыщенным, приносить полезные для занимающегося результаты, возбуждать и удовлетворять потребность в самопознании, вызывать чувство естественного удовлетворения от двигательной деятельности. Важным направлением совершенствования физического воспитания является формирование физкультурных и спортивных интересов личности. Для этого физическое воспитание должно быть эмоционально насыщенным, приносить полезные для занимающегося результаты, возбуждать и удовлетворять потребность в самопознании, вызывать чувство естественного удовлетворения от двигательной деятельности.

Совершенствование физического воспитания предполагает соблюдение требований принципа соответствия возрастно-половым особенностям занимающихся. Совершенствование физического воспитания предполагает соблюдение требований принципа соответствия возрастно-половым особенностям занимающихся. Одним из ключевых для практики направлений совершенствования физического воспитания является выделение в физическом воспитании базового и вариативного компонентов. Базовый компонент включает знания, умения, навыки, уровни развития двигательных возможностей, обеспечивающие психофизическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни. Он разрабатывается с учетом содержания традиционной национальной системы физического воспитания, которой соответствует формировавшееся многие десятилетия ресурсное обеспечение, и современных требований к физическому воспитанию. Одним из ключевых для практики направлений совершенствования физического воспитания является выделение в физическом воспитании базового и вариативного компонентов. Базовый компонент включает знания, умения, навыки, уровни развития двигательных возможностей, обеспечивающие психофизическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни. Он разрабатывается с учетом содержания традиционной национальной системы физического воспитания, которой соответствует формировавшееся многие десятилетия ресурсное обеспечение, и современных требований к физическому воспитанию.

Содержание вариативного компонента формируется с учетом того, что один и тот же результат физического воспитания может быть достигнут на основе использования различных его средств, что обусловлено переносом тренированности. Содержание вариативного компонента формируется с учетом того, что один и тот же результат физического воспитания может быть достигнут на основе использования различных его средств, что обусловлено переносом тренированности.

Учет неблагоприятных экологических условий следующее направление совершенствования физического воспитания. Под влиянием неблагоприятных экологических условий наступают состояния, рассматриваемые как граничные между нормой и патологией. Это значительно повышает требования к отбору содержания, индивидуализации физического воспитания и уровню врачебно-педагогического контроля за ним. Учет неблагоприятных экологических условий следующее направление совершенствования физического воспитания. Под влиянием неблагоприятных экологических условий наступают состояния, рассматриваемые как граничные между нормой и патологией. Это значительно повышает требования к отбору содержания, индивидуализации физического воспитания и уровню врачебно-педагогического контроля за ним.

Физическое воспитание должно обеспечивать связь с национальной культурой. Система образования является социальным институтом, транслирующим на личность и общество ценности мировой и национальной культуры. Физическое воспитание, являясь элементом системы образования, также должно сохранять, передавать и умножать эти ценности, используя свои специфические средства, уходящие корнями в национальную культуру. К ним относятся прежде всего народные танцы и подвижные игры. Физическое воспитание должно обеспечивать связь с национальной культурой. Система образования является социальным институтом, транслирующим на личность и общество ценности мировой и национальной культуры. Физическое воспитание, являясь элементом системы образования, также должно сохранять, передавать и умножать эти ценности, используя свои специфические средства, уходящие корнями в национальную культуру. К ним относятся прежде всего народные танцы и подвижные игры.

Наряду с рассмотренными важными направлениями совершенствования физического воспитания являются его интеллектуализация и усиление оздоровительной направленности. Предпочтение должно отдаваться современным привлекательным формам движений, отличающимся двигательной экспрессией, художественной выразительностью, допускающим творческую импровизацию. В процессе физического воспитания наряду с традиционным его атлетическим содержанием и формированием координационных способностей больше внимания необходимо уделять танцу, подвижным, спортивным играм и другим эмоциональ­но насыщенным движениям Наряду с рассмотренными важными направлениями совершенствования физического воспитания являются его интеллектуализация и усиление оздоровительной направленности. Предпочтение должно отдаваться современным привлекательным формам движений, отличающимся двигательной экспрессией, художественной выразительностью, допускающим творческую импровизацию. В процессе физического воспитания наряду с традиционным его атлетическим содержанием и формированием координационных способностей больше внимания необходимо уделять танцу, подвижным, спортивным играм и другим эмоциональ­но насыщенным движениям

4 Ресурсное обеспечение реализации процесса совершенствования современного физического воспитания 4 Ресурсное обеспечение реализации процесса совершенствования современного физического воспитания

1. Совершенствование кадрового, материально-технического, научного, методического обеспечения, врачебно- педагогического контроля, управления физическим воспитанием. 2. Координация деятельности заинтересованных в решении его проблем. 3. Современная материально- техническая база физического воспитания.

4. Научное и методическое обеспечение физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов 5. Активно создавать специализированные научные лаборатории в вузах 6. Компьютеризации физического воспитания 7. Постоянный врачебный контроль в ходе физического воспитания. вести врачебно- педагогические наблюдения, организовывать диспансеризацию учащихся. 8. Внедрение новых технологи автоматизации информационных потоков, создания банков статистической отчетности, данных физического развития и физической подготовленности, другой педагогической и социологической информации.