Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г.Оренбурга «Суламифь»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЛОМОН ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ Романтическая легенда о любви А.КУПРИН СУЛАМИФЬ.
Advertisements

Презентация на тему: Трагедия любви в произведении А.И.Куприна «Суламифь» Подготовила ученица 10 « Ч » класса Мусина Эльмира.
Тема любви в творчестве А.И.Куприна …мы целями поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. А.И.Куприн.
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Природа не просто фон повествования. Она способствует особому состоянию духа. Зимнее торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
1.В мире цветов Кроссворд 1.В мире цветов Кроссворд Р А С Т Е Н И Я
Портрет Какие жанры живописи изображены на картинах?
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
Конспект урока по Изо в 5 классе. Формирование представлений об эмоциональной выразительности цвета и его воздействии на человека. Значение колорита в.
М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна.
Беседа о художнике Пластове и его картинах. Аркадий Александрович Пластов.
Урок литературного чтения в 4 классе. Скибина Н.А. учитель начальных классов МОУ Елань-Коленовской СОШ
Николай Михайлович Карамзин ( ). жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести,… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца.
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Портрет Какие жанры живописи изображены на картинах?
ГЕРБЫ И ЭМБЛЕМЫ Изобразительное искусство 5 класс.
Цель урока: 1. Научить писать сочинение- описание на материале непосредственных наблюдений. 2. Научиться правильно и последовательно излагать мысли, обобщать.
Удивительный мир книг Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет Это книга. Да здравствует книга! Неустанных.
Транксрипт:

Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г.Оренбурга «Суламифь»

Положи мя, яко печать, на сердце твоём, яко печать на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревнива: стрелы её – стрелы огненные. Песнь Песней.

Осенью 1906 года А.И.Куприн пишет одну из самых прекраснейших своих повестей «Суламифь», навеянную бессмертной библейской «Песню Песней». Он посвящает ее своей возлюбленной Лизоньке – «темноволосой птичке, тихой, но с характером тверже стали»!

А.И.Куприн, работая над рассказом, всецело был увлечён необыкновенной силой библейского текста, сам переживал за своих героев. Не случайно во время создания «Суламифи» автор признавался своим друзьям: «…сцены в ней таковы, что я должен часто выбегать на улицу раздевшись и глотать снег для охлаждения и приведения себя в нормальное состояние».

Сюжет легенды – история любви Соломона и Суламифи – основан на ветхозаветной «Книге Песни Песней» Соломона. Историко- культурный фон развития действия сформирован благодаря сведениям из «Третьей книги Царств», «Книги притчей», «Екклезиаста», а также из Корана и легенд о Соломоне, мифов о языческих богах. Сведения, почерпнутые из Библии, приобретают особенное звучание и значение в тексте благодаря: а) своего рода «обрамлению» художественным вымыслом; б) определенному стилистическому контексту; в) заимствованиям из Корана и легенд, придающих особенный восточный колорит повествованию.

Привлек внимание писателя и мотив перстня Соломона, популярный в мусульманских преданиях: «На указательном пальце левой руки носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета. Много сотен лет было этому кольцу, и на оборотной стороне его камня вырезана была надпись на языке древнего, исчезнувшего народа: "Все проходит ». В легендах говорится, что перстень придает Соломону (Суйламану) власть и силу. Благодаря своему магическому кольцу Соломон стал повелителем духов.

Рассказ о пристрастии царя Соломона к драгоценным камням («он, находивший веселие сердца в сверкающих переливах драгоценных камней»), которое в легенде Куприна выливается в пространный монолог царя о свойствах и красоте драгоценных камней (глава VIII), - также придает повествованию своеобразный восточный колорит.

Композиционно-сюжетная структура легенды легендарно-историческое повествование философско - «познавательное» интимно-личное.

В легендарно-исторических главах все направлено на то, чтобы создать у читателя ощущение исторической перспективы. Рассказ о царствовании Соломона носит итогово- обобщающий характер: речь идет о том, что сотворил Соломон за время своего царствования (построил храм Господень, царский дворец, построил "капище" Изиде - главы I, II, Х). Вторая глава завершается фразой: «Так живописал царя Соломона Иосафат, сын Ахилуда, историк его дней», - фиксирующей дистанцию во времени: расстояние между эпохой Соломона и временем читателя.

В философско-«познавательных» главах не только описан Соломон как мудрец, постигший "составление мира и действие стихий, начало, конец и середину времени" и т.д. В них царь показан в конкретных поступках и высказываниях, свидетельствующих о его мудрости (глава V - суд Соломона) и познаниях (глава VIII - о драгоценных камнях). Здесь время не конкретизировано: появляется чувство вечности, так как мудрость Соломона, запечатленная в слове («Три тысячи притчей сочинил Соломон и тысячу и пять песней»), донесла его имя до потомков.

Интимно-любовный план повествования соединяет временную конкретику и вечность. С одной стороны, это семь дней и ночей любви Соломона и Суламифи, вместившие все этапы развития чувства и трагический финал любви. С другой стороны, «нежная и пламенная, преданная и прекрасная любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти», - то, что дает жизнь человечеству, то, что не подвластно времени, то, что связывает отдельного человека с вечной жизнью человечества.

Куприн нашел еще один художественный прием. Это особая структура портретов главных героев, благодаря которой герой с его чувствами и мыслями воспринимается не только и не столько конкретным и неповторимым индивидом, а как образ человека, облик и характер которого дошли до потомков в «культурном преломлении», через призму изобразительного искусства, исторического повествования, легендарного сказания.

« поистине был прекрасен царь, как лилия Саронской долины! Бледно было его лицо, губы - точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них - украшение мудрости - блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрона; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.

В стилизованном описании внешности Соломона соединены разные эстетические традиции, зафиксированы ориентации на различные культурные пласты. Это и создает в данном случае чувство «эпического времени», ощущение исторической дистанции, в начале которой - эпоха царя Соломона, в конце - время современного читателя.

Портрет героини в легенде выполнен тонко и достаточно искусно. Куприн сочетает «звуковое» и живописное описания, комментарий повествователя и высказывания героев. Сначала царь Соломон слышит «милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро». Затем возникает общая картина: «Девушка в легком голубом платье ходит между рядами лоз Рыжие волосы ее горят на солнце. Так поет она ».

Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо. Тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывают ее плечи, и разбегаются по спине, и пламенеют, пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два раза ее темную, высокую, тонкую шею». И далее: «Она стыдливо опускает глаза и сама краснеет, но под ее длинными ресницами и в углах губ дрожит тайная улыбка»; «Она поднимает кверху маленькие темные руки, и широкие рукава легко скользят вниз, к плечам, обнажая ее локти, у которых такой тонкий и круглый девический рисунок». Образ героини воспринимается в ореоле мифологических и литературных ассоциаций, что бесконечно обогащает его содержание. Прежде всего, однако, важно то, что образ Суламифи благодаря художественному - скрытому - сравнению с богиней Афродитой, «златой», «вечно юной, прекраснейшей из богинь», воспринимается читателем как символ любви.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр, но очень весел: он радует глаз, как говорят. Думается, что в данном случае купринская стилизация оказалась необычайно органичной: писатель как будто наследует традицию древнего эпического повествования, когда художник- эпик запечатлевал в слове свое бесконечное любование внешним миром, свое видение мира солнечным, светлым и красочным.

Описания любви Соломона и Суламифи сопровождаются также определенной цветовой гаммой. Постоянен красный цвет - цвет любви. Серебряный цвет в этом контексте важен потому, что означает чистоту, невинность, непорочность, радость. Символом тепла, жизни, света, деятельности и энергии является образ огня, возникающий в портретных зарисовках Суламифи с ее «огненными кудрями» и «рыжими волосами». Не случаен, конечно, зеленый цвет в пейзажах и в высказываниях героев: зеленый цвет символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье. И, конечно, белый, голубой и розовый цвета вызывают у читателя вполне определенные ассоциации, наполняются метафорическими смыслами: нежна и прекрасна, чиста и возвышенна любовь героев.

Цветы, упоминаемые в легендарном повествовании, также имеют символику, помогающую автору раскрыть смысл легенды. Лилия - символ чистоты и невинности (заметим, что метафорика лилии культивировалась в искусстве романтизма). Нарцисс - символ юношеской смерти, кроме того, Нарцисс - древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы: в мифе о похищении Персефоны упоминается цветок нарцисс. Виноград - символ плодородия, изобилия, жизненной силы и жизнерадостности.

Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами..., как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. В повести «Суламифь» писатель показал чистое и нежное чувство: «Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, царица, потому что любовь прекрасна!»