Курсовой проект на тему:«Модель Программы внеурочной деятельности для обучающихся основной школы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тверской областной институт усовершенствования учителей Выполнили: Дорош Т.В.,МБОУ СОШ 2 ЗАТО Озерный Кострюкова З.А.,МБОУ «Княжегорская СОШ» Тверь 2013
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ( Письмо Министерства образования и науки РФ от г «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального стандарта общего образования» ). Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников в разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для: -творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивно преобразующей отношения к окружающей действительности; -социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; -профессионального самоопределения учащихся, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования 2. Снизить учебную нагрузку обучающихся 3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе 4. Улучшить условия для развития ребенка 5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Модель Программы внеурочной деятельности для обучающихся основной ступени МБОУ СОШ 2 ЗАТО Озерный Тверской области
Пояснительная записка Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.
Такая возможность образовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельнос ти детей являестя неотъемлемой частью воспита- тельного процесса в школе, а воспитание рассматри- вается как ценностно- ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятель- ности на уроке), в которых возможно и целесообраз- но решение задач воспитания и социализации детей
Закон РФ «Об образовании» ФГОС начального общего образования с изменениями(от 26 ноября 2010г 1241) СанПиН к учреждениям дополнительного образования(от 3 апреля 2003г 27) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.
территориальное расположение образовательного учреждения: МБОУ СОШ 2 располагается в ЗАТО Озерный, вблизи которой расположены дополнительные образовательные учреждения - Детская школа искусств, куда входят музыкальная и художественная школы, ДЮСШ, Центр развития творчества детей и юношества, Дворец Культуры, муниципальная библиотека. -уровень развития дополнительного образования в школе; -программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей; -кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе психолога, социального педагога, педагога-организатора, вожатого и др.), -материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.
предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Преимущества этой модели: -обучающемуся предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения; -во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования; -создаётся широкое поле для реализации культурных практик, приобретение учащимися социального знания, положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнерских отношений. Учреждение дополнительного образования может предоставить школе свою материально-техническую базу для занятий или направить в школу своих педагогов.
Создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности Основная идея программы Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций Цель внеурочной деятельности
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Нормативно- правовое обеспечение внеурочной деятельности. Устав школы. Правила внутреннего распорядка. Договор школы с родителями (законными представителями) обучающихся. Положение о внеурочной деятельности. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. Должностные инструкции работников образовательного учреждения. Положение о рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей). Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей). Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. Положение об учебном кабинете. Положение о медиатеке школы.
За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы. При организации внеурочной деятельности будут использованы ресурсы: учителя школы, педагоги учреждений дополнительного образования, библиотекарь, вожатая, воспитатели кадетских классов, педагог –организатор, педагог- психолог. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: · взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; · организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; · организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации. Программа ориентирована на детей 5-6 классов, срок реализации -2 года( гг) Для реализации внеурочной деятельности педагоги образовательного учреждения могут использовать Примерные программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников. Серия «Стандарты второго поколения» Кроме этого, можно использовать программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и педагогами учреждений дополнительного образования, получившие положительную экспертную оценку различного уровня: -школьного методического объединения учителей-предметников; -педагогического совета школы.
Занятия проводят ся в одну смену Кабинеты классов столовая Медицинский кабинет Кабинет здоровья Спортивный зал Тренажерный зал библотека автопарк Кабинеты, оборудованные комьютерной техникой Сеть Интернет
Внеурочная деятельность Дополнительное образование ОУ Дополнительное образование учреждений культуры и спорта Деятельность педагога- психолога, педагога- организатора, зав.кабинетом здоровья Деятельность классных руководителей Группы культурно- досуговой деятельности
Внеурочная деятельность Основные направления Спортивно-оздоровительноеобщекультурноеобщеинтеллектуальноесоциальноеДуховно-нравственное Виды деятельности -игровая -познавательная -проблемно-ценностная -досуговое общение -художественное творчество -трудовая -спортивно-оздоровительная-туристическо-краеведческая
Формы работы исследованиясоревнования олимпиады диспуты конференции Круглые столы секциикружки Научные общества экскурсии
Объём часов на организацию внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов
Ожидаемые результаты Приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия. Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей эффективность внеурочной деятельности. Объектом мониторинга является: · Личность самого воспитанника · Детский коллектив · Удовлетворенность родителей жизнью школы · Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность · Результативность участия во внеурочной деятельности
Приложение 1 Методика «Что мы ценим в людях» Приложение 2 Методика социометрии Приложение 3 Методика удовлетворённост и родителей работой школы Приложение 4 Программа кружка «Веселые нотки» Приложение 5 Программа кружка «Занимательна я Математика»