Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 1. Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся выявлять проблему Занятие 1. Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические.
Advertisements

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Связующее звено между проблемой и авторской позицией.
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме: проблема текста.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Практикум 1. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. Определите, какие положительные или.
Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Рекомендации к экзамену по русскому языку. 12 класс.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение ( согласие / несогласие с позицией автора.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ. Композиция сочинения Вступление Проблема Комментарий к проблеме Позиция автора Собственное мнение Аргументация собственного мнения Вывод.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Осенью льет холодный дождь. Был конец ноября - самое грустное время в деревне. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Несколько дней.
Что такое образование? Зачем нужна литература в школе? Почему важен вопрос экологии? Что такое талант? Важно ли помнить прошлое? В тексте, предложенном.
Транксрипт:

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 1. Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста 0

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов!

Проблема – это предмет обсуждения, вопрос, над которым размышляет автор. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и другими сведениями увидеть общий вопрос, который рассматривается автором. Что такое проблема?

a) Смысл жизни человека b) Познание и самопознание c) Свобода и ответственность d) Человек и история e) Человек и культура

a) Социальная справедливость/несправедливость b) Создание правового государства c) Соблюдение прав человека d) Прогресс и общество e) Наука и общество

a) Политика в жизни общества b) Гражданское общество c) Демократия d) Международные конфликты e) Разоружение f) Терроризм g) Национализм h) шовинизм

a) Эгоизм и гуманизм b) Доброта и жестокость c) Духовность и бездуховность d) Честь и бесчестье e) Интеллигентность и хамство f) Дружба и предательство g) Любовь и ревность h) Конфликт поколений (отцы и дети)

a) Взаимосвязь человека и природы b) Глобальная экологическая катастрофа c) Потребительское отношение к природе d) Экология культуры e) Экология языка

a) Восприятие искусства b) Воспитание эстетического вкуса c) Духовность в искусстве d) Чтение, роль книги в жизни человека e) Массовая культура. Телевидение. Интернет.

Проблема в публицистическом тексте Автор публицистического текста стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем в публицистическом тексте не вызывает затруднений.

Сформулируйте проблему Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя ветры и воды своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что природа дорога нам, мы часть ее; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение: льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, – можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. ( По В. Распутину) В данном тексте автор Валентин Распутин размышляет о том, какова роль природы в формировании человека, его характера.

Проблема в художественном тексте Выявление проблематики художественного текста представляет особенную трудность. Писатель идёт от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественным образам. Мы видим героев, совершающих различные поступки, строящих свои взаимоотношения и т.д., и должны понять, какие мысли хочет передать нам автор, над какими проблемами призывает задуматься. Поэтому, выявляя проблему художественного текста, нужно проанализировать поступки героев.

1.Проанализировать поступки героев, отношения, речь 2.Определить, какие отрицательные или положительные качества проявляются в поступках 3.Определить, какие абстрактные существительные называют соответствующие качества человека (долг, честь, совесть, благородство – эгоизм, чёрствость, равнодушие и т.д.) 4.Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова

1. Прочитать текст и выявить основную мысль текста. 2. Записать ее в виде законченного предложения. 3. Определить, на какой вопрос отвечает это предложение. 4. Записать этот вопрос, который и является проблемой текста

Способы формулировки проблемы Проблему можно Сформулировать своими словами Процитировать Указать номера предложений из текста

Способы формулировки проблемы Если можно сформулировать своими словами 1) Для краткой формулировки подойдёт конструкция «проблема + сущ. в Род. п.» a) Автор поднимает проблему совести b) В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека c) Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей» 2) Более сложную проблему можно сформулировать с помощью вопросительных предложений a) Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. b) В чём опасность распространения жаргонных слов? Именно об этом размышляет…, которого беспокоит судьба родного языка. Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы Сложная Трудная Важная Серьёзная Глубокая Основная Главная Актуальная Злободневная Острая Назревшая и т.д.

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы Воспитания Образования Патриотизма Героизма Благородства Милосердия Смысла жизни Отцов и детей Сохранения родного языка и т.д.

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы Автор размышляет над проблемой... Автор текста затрагивает проблему... В центре внимания автора проблема... В тексте (имя и фамилия автора в род.п.) поднимается проблема... Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме... Текст (имя и фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой... (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой... Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора. Запомните: Проблема (чего?) смысла жизни Вопрос (о чём?) о смысле жизни

Типичные ошибки при формулировании проблемы. 1. Непонимание проблемы 2. Неумение сформулировать проблему 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы 4. Подмена проблемы авторской позицией 5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором. У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени… (По Ю. Полякову) 1. Проблема отношения человека к своей Родине. 2. Проблема исторической памяти. 3. Проблема взаимоотношений между государствами. 4. Проблема патриотизма.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития. (По Д. Лихачёву) 1. Как научиться хорошей речи? 2. Употребление жаргонных слов. 3. Проблема богатства и бедности речи человека. 4. Как проявляется интеллигентность в речи человека? Прочитайте текст Д.С. Лихачёва. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблематика текста.

Прочитайте текст Ю.Лотмана, сформулируйте проблему, которая ставится в тексте

Я старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Отредактируйте предложения, устранив речевые и грамматические недочеты 1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. 2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман 3. В тексте поднимается проблема национализма народов. 4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. 5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Проверим себя 1. Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов. 2. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой размышляет Ю. Лотман 3. В тексте поднимается проблема межнациональной вражды. 4. Ю. Лотман предлагает читателю задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. 5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста и позицию автора. Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий - человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят… Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю - я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу - «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?.. (Ю. Лотман) Проблема: проблема культуры (в чём проявляется культура человека?) Позиция автора: показателем культуры человека может служить его отношение к непонятному. Непонятное пробуждает в культурном человеке здоровое любопытство, желание познать новое, а в некультурном - страх и подозрительность

Источники: 1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку. – Москва: ФИПИ, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку. – Москва: ФИПИ, Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку. – Москва: ФИПИ, Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.- Ростов-на-Дону: «Легион», 2011.