Региональные программы развития профессионального образования: проблемы и перспективы Е.Князев А.Клюев О.Карасев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.В. Перегудова, министр образования Иркутской области министр образования Иркутской области Государственная образовательная политика в сфере профессионального.
Advertisements

РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Целевая программа Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012 – 2016 г.г. Постановление Правительства Калининградской области.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СЦК 1 «Экономическое развитие и бизнес-среда» Докладчик: Придатко Юрий Михайлович, кандидат технических наук, доцент,
Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
5 марта Красноярск, 28 февраля Москва, 2011 Сибирский федеральный университет Институт управления бизнес-процессами и экономики Проблемы.
Формирование кадрового потенциала экономики Санкт-Петербурга в современных условиях Дмитрий Семёнович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Регулирование взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей региона Регулирование взаимодействия.
Транксрипт:

Региональные программы развития профессионального образования: проблемы и перспективы Е.Князев А.Клюев О.Карасев

Профессиональное образование: вызовы Вызовы глобализации рынков и усиления конкуренции в условиях формирования экономики знаний, смены формата и технологий производства. Вызовы, обусловленные ухудшением демографической ситуации, старением населения, ростом мобильности трудовых ресурсов, создающие новую ситуацию на рынке труда и новые запросы к системе профессионального образования. Вызовы глобализации образования и революционного обновления технологий доставки знаний и формирования компетенций. Вызовы сложившейся разобщенности и неэффективности связей с работодателями организаций системы профобразования. Вызовы трансформации ключевых социальных ценностей в трудовой деятельности и образовании.

Профессиональное образование: разрывы между структурой контингента и выпускников по уровням профобразования и текущими и будущими запросами экономики региона; между структурой подготовки по специальностям и текущими и будущими запросами экономики; между структурой формируемых и структурой необходимых навыков; между психологическими и социальными ожиданиями обучающихся от профессии и фактическим благополучием; между реально существующим сегодня уровнем взаимодействия образовательных организаций с работодателями и потребностями радикального совершенствования механизмов управления и обратной связи;

Профессиональное образование: разрывы Между повышающимися требованиями к профессиональным и личностным качествам персонала системы профобразования и снижением социального статуса, неконкурентоспособным как в рамках системы образования, так и в рамках региона и отраслей уровнем оплаты труда. Между состоянием материальной базы учебного процесса и состоянием материальной базы реальных производств в условиях перманентного обновления технологий и совершенствования производственных процессов. Между нарастанием в образовательной среде роли и значения глобальных образовательных сетей и ресурсов и слабой включенностью системы профообразования региона в эти процессы. Между традиционной ориентацией системы профобразования региона на запросы и потребности в обучении выпускников школ и молодежи и задачами экономики по обучению различных категорий населения на протяжении всей жизни.

Программы развития профобразования как инструмент модернизации Преобладание среднесрочных (до 5 лет) программ Как правило, подпрограммы или разделы региональной программы развития образования Недостаточный уровень аналитического обоснования стратегических целей и задач Преобладание типовых формулировок целей и задач программ Трудности «оцифровки» целей задач и мероприятий программ и т.д.

Региональная программа развития профобразования: направления совершенствования практик Опора на лучшие практики Отраслевой стандарт разработки программ развития Обучение разработчиков Качественные прогнозы и форсайты для регионов и отраслей Точки лучшего опыта

Сценарный анализ в системе прогнозирования потребности региона в квалифицированных кадрах Государственный региональный заказ на подготовку рабочих кадров и специалистов… формируется на основе: долгосрочных стратегических направлений социально-экономического развития региона; среднесрочных прогнозов социально- экономического развития Брянской области… Постановление Администрации Брянской области от 3 марта 2008 г. 185 Управление по труду правительства Еврейской автономной области… разрабатывает прогноз региональной потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах по востребованным профессиям и специальностям в территориальном, отраслевом и профессиональном аспектах на ближайшие 5 лет… Постановление правительства Еврейской автономной области от 16 октября 2012 г. 547-ПП Рекомендовать работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Калужской области… представлять в срок до 1 декабря текущего года в отраслевые исполнительные органы государственной власти Калужской области информацию о «потребности» в кадрах на среднесрочную перспективу (5 лет)… Распоряжение Губернатора Калужской области от 1 июля 2013 г. 65-р Прогноз потребности в кадрах осуществляется ежегодно на основании анализа ситуации на рынке труда, перспективных планов развития экономики… Основой для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на прогнозируемый период являются: …г) данные прогноза социально- экономического развития Краснодарского края на среднесрочную перспективу. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 августа 2012 г. 703-р Формирование государственного задания осуществляется… на основании Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года… с учетом баланса трудовых ресурсов Новосибирской области, прогноза численности выпускников образовательных учреждений общего образования, спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Постановление Правительства Новосибирской области от п Министерству труда и занятости Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан обеспечить ежегодное определение объемов и профилей республиканской потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, исходя из перспектив развития отраслей экономики Республики Татарстан и ситуации на рынке труда республики Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 1999 г. 887 При формировании Прогноза учитываются: прогноз социально-экономического развития Республики Карелия Приказ Министерства труда и занятости Республики Карелия от 17 апреля 2009г. 74-П Прогноз кадров должен быть увязан со сценариями социально- экономического развития

Этапы построения сценариев: Определение центрального вопроса Выявление основных трендов и факторов влияния, ранжирование по важности и неопределенности Построение сценарной матрицы Конкретизация сценариев, определение ключевых показателей Проверка wild cards Элементы сценарного анализа Инструмент, работающий в условиях высокой неопределенности будущего на средне- и долгосрочную перспективу, позволяющий анализировать варианты развития событий: возможные, вероятные, наиболее предпочтительные Метод позволяет: Создать общее видение будущего всех ключевых стейкхолдеров и определить, какое место в этом будущем организация хочет занимать Совершать выбор сегодня с пониманием того, какие последствия он будет иметь в ближайшем и отдаленном будущем Представить последствия различных решений при различных вариантах развития событий Сценарий 1 Критический фактор A Критический фактор Б Сценарий 2 Сценарий 3Сценарий 4 Реалистичность Дифференциация Внутренняя непротиворечивость Учет альтернатив Потенциал для принятия решений Критерии качества

Пример : факторы, определяющие развитие сферы профессионального образования 1. Общая динамика развития экономики: а) Ориентация на отрасли традиционной специализации региона. Технологическое обновление традиционных отраслей региональной экономики, высвобождение части занятого в них персонала, рост требований к новым компетенциям кадров б) Приоритетное развитие новых, перспективных отраслей региональной экономики. Приоритет развития секторов нового технологического уклада (фармацевтика, информационные технологии, технологии на основе композиционных материалов, агробиотехнологии…). Прорывы в традиционных секторах (нефтегазопереработка и нефтегазохимия, транспорт и транспортная инфраструктура, машиностроение, производство минеральных удобрений, сфера услуг, сельское хозяйство…) 2. Степень вовлеченности работодателей в формирование и реализацию региональной политики в сфере профессионального образования: а) Активное участие и заинтересованность работодателей в формировании и реализации образовательной политики б) Инертное потребительское отношение работодателей к сфере профессионального образования Источник: результаты экспертной сессии

Ориентация профессионального образования на отрасли традиционной специализации региона Ориентация профессионального образования на новые, перспективные отрасли Инертное потребительское отношение работодателей к сфере профессионального образования Активное участие и заинтересованность работодателей в формировании и реализации региональной политики в сфере профессионального образования Общая динамика развития экономики Вовлеченность работодателей в формирование и реализацию региональной образовательной политики Результаты сценарного анализа * При отсутствии специальных мер политики Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Кадры для традиционной экономики Кадры для инновационной экономики Доминирующая роль государства в подготовке кадров для инновационных отраслей Инерционное развитие

Ориентация профессионального образования на отрасли традиционной специализации региона Ориентация профессионального образования на новые, перспективные отрасли Инертное потребительское отношение работодателей к сфере профессионального образования Активное участие и заинтересованность работодателей в формировании и реализации региональной политики в сфере профессионального образования Общая динамика развития экономики Вовлеченность работодателей в формирование и реализацию региональной образовательной политики * При отсутствии специальных мер политики Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Кадры для традиционной экономики Кадры для инновационной экономики Доминирующая роль государства в подготовке кадров для инновационных отраслей Инерционное развитие Рекомендации по опережающим мерам политики Поддержание относительной стабильности региональной системы профессионального образования Воспроизводство сложившихся практик, как положительных и отрицательных Постепенное нарастание недовольства качеством предлагаемых образовательных услуг Сжатие системы уменьшение числа учреждений, оказывающих образовательные услуги Активное недовольство результатами деятельности региональной образовательной системы Отток абитуриентов из учебных заведений Разрушение сложившихся трудовых коллективов в учреждениях профессионального образования Переход к жесткой государственной политике в образовательной сфере Принятие радикальных решений о переходе к другому, более предпочтительному сценарию развития (и реализации соответствующих мер) При отсутствии решений о переходе к сценарию банкротство региональной системы профессионального образования Краткосрочный периодСреднесрочный периодДолгосрочный период Негативный вариант развития событий

Ориентация профессионального образования на отрасли традиционной специализации региона Ориентация профессионального образования на новые, перспективные отрасли Инертное потребительское отношение работодателей к сфере профессионального образования Активное участие и заинтересованность работодателей в формировании и реализации региональной политики в сфере профессионального образования Общая динамика развития экономики Вовлеченность работодателей в формирование и реализацию региональной образовательной политики * При отсутствии специальных мер политики Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Предпочтительность Вероятность* Кадры для традиционной экономики Доминирующая роль государства в подготовке кадров для инновационных отраслей Инерционное развитие Позитивный вариант развития событий Кадры для инновационной экономики Создание «ядра» нормативной базы разработка и принятие ключевых нормативных актов, определяющих основы эффективного функционирования системы профессионального образования Обновление и диверсификация образовательных программ, появление новых программ, более высокий приоритет краткосрочных программ Реструктуризация сети образовательных организаций Организационная нестабильность системы, связанная с началом ее реформирования Возникновение опыта неудачных решений и инициатив, его анализ и систематизация, разработка мер по преодолению негативных эффектов Утрата актуальности ряда неперспективных образовательных программ Более активное участие работодателей как традиционных, так и новых в управлении государственными образовательными учреждениями, их вхождение в наблюдательные советы этих организаций Выработка концептуальных основ институционализации неформального образования в системе профессионального образования Пилотная апробация новых образовательных моделей, получение первых эффектов, обратная связь Признание системы неформального образования Диверсификация ресурсных источников Формирование и апробация механизмов взаимодействия с новыми заказчиками Появление новых форм участия стейкхолдеров в управлении образованием Распространение и закрепление положительных практик Реализация механизмов взаимодействия с новыми заказчиками, оценка достигнутых результатов Достижение ресурсной устойчивости системы профессионального образования Устойчивая модель участия стейкхолдеров в управлении системой профессионального образования Способы реализации возможностей Краткосрочный период Среднесрочный период Долгосрочный период

Спасибо за внимание!