Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
Advertisements

Сухость, покраснение, воспаление, раздражение и усталость глаз, головные боли все это является следствием постоянно возрастающих требований к зрению и.
Комплексы упражнений при работе за компьютером Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2012 г.
Вариант 1 (длительность 3-5 минут). Исходное положение – сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, (1 – 3 мин ) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического.
Наиболее простой способ снятия усталости – это движение.
1. Гимнастика для глаз Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
« З д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и е технологии на уроках м а т е м а т и к и »
Здоровье – залог успешного воспитания и обучения.
Назовите тему нашей встречи? Тема занятия: « Королевская осанка»
« З д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и й п од х о д в о б у ч е н и и м а т е м а т и к е ». Учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа 21»
Отдых: Пальминг Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же.
Родительское собрание «Школа – территория здоровья»
Антистрессовая_пятиминутка_СЕМЁРКА_СОШ 4 Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам. Лев Толстой.
1. Гимнастика для глаз Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
УРА! Физкультминутка! «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания,
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Щербинина М.В.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Правильная рабочая поза.. При работе необходимо: Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе.
Транксрипт:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В.А.Сухомлинский

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Основные вопросы, возникающие при работе по здоровьесберегающим направлениям: 1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. 2. Игровые оздоровительные технологии. 3. Веселые физминутки на уроках. 4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках. 5. Игровой массаж. 6. Формирование навыков здорового образа жизни. 7. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Урок - это основа учебного процесса. В соответствии со здоровьесберегающими технологиями к организации урока предъявляются следующие требования 1. Плотность урока. Должна быть от 60% до 70% 2. Чередование видов учебной деятельности от 4 до Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов: на уроке должно быть 2 физ.паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторами. Физ. паузы должны быть обоснованными: - если писали – для глаз и пальцев - если слушали - для снятия напряжения, смены позы. 4. Наличие эмоциональных разрядок: шутки, улыбки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок. 5. Виды учебной деятельности должны чередоваться 4-7 раз за урок и не продолжаться более 10 минут каждая. 6. Поза учащихся и её чередование 7. Наличие в содержательной части урока вопросов, задач связанных со здоровьем и здоровым образом жизни 8. Гигиенические условия в кабинете во время урока: температура, свежесть воздуха, освещённость и др.. 9. Темп окончания урока. На заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, что бы дети успели записать, понять домашнее задание и задать вопросы. Недопустимо затягивать урок на перемене. 10.Место и длительность применения ТСО: нельзя, чтобы дети все 40 минут смотрели кино или на экран. Статистика: при несоблюдении гигиенических норм при использовании ТСО, здоровье ухудшается в 2,5 раза.

Организация урока Подготовительная (1-3 минуты) - что бы создать благоприятный настрой необходимо сказать несколько добрых слов классу; - чтобы успокоить перевозбужденный класс можно провести упражнения на «выдох»: «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони» - чтобы «разбудить» вялый класс провести упражнения на «вдох»: «Нюхать что – то приятное» и т.д. - если ребята приходят уставшие, после предыдущих уроков, можно провести гимнастику для снятия усталости: поднимите плечи, разверните и отпустите их. Сделайте так несколько раз. - чтобы взбодриться сделаем следующие упражнения: * сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек). * раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит зрение и активизирует работу головного мозга.

Основная (30-35 минут) - На уроках полезно использовать задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни, которые смогли бы заинтересовать учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье; - Исходя из динамики работоспособности на уроке, нужно выбрать правильное время для физ. пауз и провести упражнения; - Исследованиями установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка. Для разминок и упражнений глаз можно использовать игровые элементы урока, включающие двигательную активность. Например : * карточки с заданиями и возможными вариантами ответов расклеиваются в разных точках класса, дети должны найти их и использовать в своей работе; * при решении задачи ученики должны «собрать» условие, которое по частям находится вокруг них, совершая повороты головы, туловища, что повышает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно- познавательного процесса; * смена динамических поз: в течении урока менять позу детей (сидя-стоя), т.е. при устном счете, при устном повторении или обобщении материала, дети встают на 2–3 минуты и работают на уроке стоя, при этом сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма. - Помогая ребёнку, подходите к нему сбоку и не садитесь за последнюю парту во время самостоятельной работы.

- Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. - Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. - Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом); использовать на уроке наглядный материал – формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы на стенах. - Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. - Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. - Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

- Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры. *игровая ситуация создается в процессе выполнения практических заданий; *игровые ситуации с использованием задач-рисунков; *игровая ситуация при нахождении замаскированной ошибки; *игровая ситуация, содержащая жизненные факты; *использование занимательных задач; *использование буквенных кодов при проверке результатов решения задач и примеров.

- У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. - У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. - О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Заключительная (2- 3 минуты) Подведение итогов, объяснение домашнего задания, ответы на вопросы - урок надо завершить спокойно. Учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы, учитель прокомментировать задание, учитель и учащиеся попрощаться друг с другом.

Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции: 1. Они снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться. 2. Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма. 3. Они создают в группе обстановку доверия и доброжелательности. С позиций здоровьесбережения польза от выполнения нескольких физических упражнений будет наибольшей, если учитывать следующие условия: 1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока ( в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.) 2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне. 3. Учителю желательно выработать для каждого класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Движение глазами Это упражнение придаст глазам больше силы: Вы должны двигать только глазами. Держите голову прямо, поднимите глаза максимально вверх, попытайтесь даже смотреть над головой. Потом опустите взгляд как можно ниже, как будто вы хотите рассмотреть свой подбородок. Сделайте так пару раз. Теперь быстро посмотрите вправо, Попытайтесь увидеть пространство за своим правым ухом, потом также быстро переведите взгляд влево и попытайтесь заглянуть за левое ухо. Сделайте так пару раз, двигая глазами довольно быстро. Теперь вы должны сделать круговые движения глазами. Сделайте так три раза. Дайте глазам отдых – закройте их и пару раз глубоко вдохните. Затем вы должны снова двигать глазами по кругу, но в другую сторону. Снова дайте глазам отдохнуть, закройте их и трижды глубоко вдохните. И под конец представьте себе, что вы видите перед собой лежащую восьмерку.

Расслабление глаз Это упражнение ослабляет напряжение, расслабляет глазные нервы, а в некоторой степени успокаивает ум: Разогреваем руки, потерев одну ладонь о другую. Делаем это до тех пор, пока руки не станут теплыми. Теперь нужно облокотиться на стол перед собой, сложить пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикрыть ими глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Можно усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе наполняются не только легкие, но и глаза свежим кислородом, что делает их более свежими и сильными.

Раскрашивание Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Подобные упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Расслабление челюсти Это упражнение хорошо действует на мускулатуру челюсти. Расслабляет мышцы лица. Таким образом, активизируется большая часть головного мозга, т.к. 50% моторного и сенсорного отделов коры головного мозга больших полушарий руководят нашей челюстью и ртом. Это упражнение прекрасно подходит для всех учебных процессов, в которых задействован вербальный интеллект. Быстро двигаем нижней челюстью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают в этом. Затем наберите в рот воздуха и раздуйте щеки, дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом переднюю часть рта.

Стимуляция ушей Это упражнение улучшает слух, кроме того, после него начинает отчетливей восприниматься собственный голос. В некоторых случаях подобный массаж ушей даже вызывает из памяти информацию, которую мы перед этим напрасно пытались вспомнить. Это упражнение должно повторяться как можно чаще. Возьмите обеими руками внешнюю часть уха, и потяните туда-сюда очень бережно. Массируйте край уха и немного выверните его наружу, начните с верха уха, а потом, медленно массируя, перемещайтесь вниз. Теперь сложите средним и указательным пальцами руки букву V. Приложите оба пальца к голове, так ухо оказалось в середине. Начните двигать пальцами вверх-вниз, прижимая их к голове. А затем сделайте из пальцев другой руки полушарие и прикройте им ухо. Потом кончиками пальцев другой руки пару раз постучите по этому куполу. Почувствуйте хлопки в костях черепа, таким образом, вы возбуждаете не только нервы уха, но и мозг. Повторите то же самое с другим ухом.

Звезды с небес Это упражнение расслабляет руки, плечи и позвоночник и, кроме того, улучшает дыхание. Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала можно свою правую руку сделать совсем длиной, как если бы хотелось достать с неба звездочку. Потом позволить правой стороне расслабиться и вытянуть вверх левую руку. При этом представьте себе, что хотите схватить с неба звездочку «одной левой». Почувствуйте, как удлиняется верхняя часть тела, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко дышите.

Сильные руки Эти простые упражнения снимают напряжения рук и спины. Кисти рук сжали в кулачки, покрутили запястья, разжали. Повторите это упражнение несколько раз. Обхватите руками край стула, на котором сидите, обопритесь на него и теперь как можно сильнее потяните на себя стул так, как если бы вам хотелось приподняться от пола вместе со стулом. Затем расслабленно опустите руки вдоль тела. При этом сделайте глубокий вдох и мысленный выдох. Отдохните мгновенье и повторите все еще два раза.

Источник энергии Это классическое упражнение. Оно расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счет чего улучшается еще и слух и зрение. Положите руки на стол перед собой. Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз. Почувствуйте, мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи. Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох. Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется, что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом. Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь. Подарите себе три таких особенных освежающих вдоха.

Расслабление ног Это упражнение активизирует кровообращение ног. Сядьте поудобнее, облокотитесь на спинку стула, вытяните перед собой ноги, вытяните на себя стопы. Почувствуйте, как растягиваются икроножные мышцы. Теперь покрутите стопами сначала в одну сторону, затем в другую.

Быстрое дыхание Для здоровых и крепких участников это упражнение безопасно. За такой короткий промежуток времени организм автоматически выравнивает уровень кислорода в крови. Участникам же с повышенным кровяным давлением это упражнение не рекомендуется. Если вам хочется взбодриться и иметь ясную голову, можете сделать следующее: Сядьте поудобнее и начните в течение 10 секунд в быстром темпе вдыхать и выдыхать через нос с закрытым ртом. Обратите внимание на то, как вы себя при этом чувствуете. Теперь еще раз подышите таким быстрым способом в течение 15 секунд. Может быть те ощущения, которые возникают, уже знакомы вам по занятиям спортом, танцами или йогой. При этом прибывают свежие силы. Эту дыхательную технику вы можете всегда выполнять в те минуты, когда надо быть сосредоточенным и полностью сконцентрированным.

Психическое расслабление через воображение и мысли образы Представьте себе, как вы мысленно купаетесь в солнечных лучах, вдыхаете свежий воздух. Вспомните приятные или смешные случаи и т.д. В случае даже незначительных успехов целесообразно похвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Надо находить возможность хвалить себя в течение дня не менее 3-5 раз.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия, учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильное утверждение, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильное – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Вместо поднятия рук можно выполнять наклоны, повороты и т.д.. На уроках геометрии полезно предлагать учащимся представлять изучаемые фигуры, тела, мысленно (можно с закрытыми глазами) или в воздухе их рисовать, поворачивать, рассматривать со всех сторон, стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут. А так же: после введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.