Личность Маркса и условия, в которых возникла новая философия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия марксизма.Основное в нём. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Advertisements

Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Карл Маркс
Общественно- политические течения XIX века. Консерватизм учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка.
СОЦИАЛИЗМ социологический проект. ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОГО СОЦИАЛИЗМА СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Либералы, консерваторы и социалисты.. Причины появления новых идейно- политических течений: Развитие индустриального общества; Старые проблемы и новые,
Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Маркс и марксизм. Карл Маркс ( г.г.) «Философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Философия марксизма ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАРКСИЗМА.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Философия Людвига Фейербаха ( ) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006.
МАРКСИСТКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ВЛАСТИ КЕНДЕРОВ Р
Основные понятия: ценность; высшие моральные ценности; фатализм; волюнтаризм; нравственная свобода; «свобода от…»; «свобода для…»; ситуация нравственного.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
«всеохватывающая атмосфера любви, где дети получают пример заботы о других» «система в которой мы любим и разделяем любовь, где установлены определённые.
Транксрипт:

Личность Маркса и условия, в которых возникла новая философия

Факторы, определяющие развитие новой философии: дух философа;дух философа; психологическиепсихологические особенности; особенности; характерхарактер Социальные условия и окружение СубъектОбъект

Социальные условия и окружение Подъем либерализма и его подавление Подъем либерализма и его подавление Революции в Испании, Португалии, Италии (1820), Греции (1821), России (1825), Франции, Бельгии, Польше (1830) Революции в Испании, Португалии, Италии (1820), Греции (1821), России (1825), Франции, Бельгии, Польше (1830) Индустриальная революция и развитие капитализма Индустриальная революция и развитие капитализма Жестокая эксплуатация Жестокая эксплуатация Социальная несправедливость Социальная несправедливость Бессилие христианства Бессилие христианства

Психологические факторы

Психологические трудности в юности Рожден 5 мая 1818г. В Трире Рожден 5 мая 1818г. В Трире Рожден в семье, которую презирали Рожден в семье, которую презирали Немцы за еврейскую национальность Немцы за еврейскую национальность Иудеи за предательство своей религии Иудеи за предательство своей религии Чувство унижения, обиды, одиночества воинственность, мстительность Чувство унижения, обиды, одиночества воинственность, мстительность

Верующий юноша Поэтому единство с Христом дарует внутренний восторг, утешение в страданиях, невозмутимую твердость, и сердце, открытое любви ко всему человечеству, ко всему благородному и великому, не по причине амбиций или жажды славы, а лишь благодаря Христу. Таким образом, единство с Христом дарует радость, которую эпикуреец безнадежно стремится извлечь из своей фривольной философии, а интеллектуал из сокрытых глубин знаний, радость, известную лишь простодушному человеку, чья детская душа связана с Христом, а посредством Него с Богом, радость, делающая жизнь возвышеннее и прекраснее. Поэтому единство с Христом дарует внутренний восторг, утешение в страданиях, невозмутимую твердость, и сердце, открытое любви ко всему человечеству, ко всему благородному и великому, не по причине амбиций или жажды славы, а лишь благодаря Христу. Таким образом, единство с Христом дарует радость, которую эпикуреец безнадежно стремится извлечь из своей фривольной философии, а интеллектуал из сокрытых глубин знаний, радость, известную лишь простодушному человеку, чья детская душа связана с Христом, а посредством Него с Богом, радость, делающая жизнь возвышеннее и прекраснее. К.Маркс. Гимназические экзаменационные работы

Рост ненависти Отец Маркса выражает обеспокоенность: Отец Маркса выражает обеспокоенность: В этой связи я должен спросить тебя, знаешь ли ты, с какого возраста человек может занимать академический пост … Я прошу и умоляю тебя – так как у тебя есть талант, у которого форму лишь осталось отшлифовать, – впредь быть спокойным и обуздывать свои бури, и не вызывать их в сердцах тех, кто заслуживает спокойствия и нуждается в нем. В этой связи я должен спросить тебя, знаешь ли ты, с какого возраста человек может занимать академический пост … Я прошу и умоляю тебя – так как у тебя есть талант, у которого форму лишь осталось отшлифовать, – впредь быть спокойным и обуздывать свои бури, и не вызывать их в сердцах тех, кто заслуживает спокойствия и нуждается в нем. Генрих Маркс Карлу Марксу 28 декабря 1836

Рост ненависти Маркс, признавая воинственность своего духа, не слушает предостережений: Маркс, признавая воинственность своего духа, не слушает предостережений: Надеюсь, что когда тучи, сгустившиеся над нашей семьей, постепенно развеются, мне будет дарована возможность страдать и рыдать вместе с вами, и, возможно, доказать мою глубокую, сердечную симпатию и неизмеримую любовь, которую я часто выражаю крайне скверно. Надеюсь, также, что вы, дорогой всегда любимый отец, принимая во внимание сильно возбужденное состояние моей души, простите меня за то, что сердце мое часто заблуждается, одолеваемое моим воинствующим духом, и, надеюсь, что вы скоро совсем выздоровеете, и я смогу вас сердечно обнять и поведать вам все свои мысли. Надеюсь, что когда тучи, сгустившиеся над нашей семьей, постепенно развеются, мне будет дарована возможность страдать и рыдать вместе с вами, и, возможно, доказать мою глубокую, сердечную симпатию и неизмеримую любовь, которую я часто выражаю крайне скверно. Надеюсь, также, что вы, дорогой всегда любимый отец, принимая во внимание сильно возбужденное состояние моей души, простите меня за то, что сердце мое часто заблуждается, одолеваемое моим воинствующим духом, и, надеюсь, что вы скоро совсем выздоровеете, и я смогу вас сердечно обнять и поведать вам все свои мысли. Ваш всегда любящий сын Карл Карл Маркс. Письмо отцу 10 ноября 1837

Рост ненависти Отец, видя, что сыном завладевает злой дух, старается встряхнуть его, дабы тот очнулся: Отец, видя, что сыном завладевает злой дух, старается встряхнуть его, дабы тот очнулся: Откровенно говоря, я бы предпочел выбросить, а не принимать твою бредовую кое-как написанную работу, которая лишь свидетельствует о том, что ты зарываешь в землю свой талант и тратишь ночи, порождая чудовищ; что ты идешь на поводу у этих новых распутников, которые искажают свои слова так, что сами потом узнать их не могут; которые называют поток слов продуктом гения, хотя они лишены идеи или содержат извращенные идеи. Откровенно говоря, я бы предпочел выбросить, а не принимать твою бредовую кое-как написанную работу, которая лишь свидетельствует о том, что ты зарываешь в землю свой талант и тратишь ночи, порождая чудовищ; что ты идешь на поводу у этих новых распутников, которые искажают свои слова так, что сами потом узнать их не могут; которые называют поток слов продуктом гения, хотя они лишены идеи или содержат извращенные идеи. Генрих Маркс Карлу Марксу 9 декабря 1837

Рост ненависти Переписка Маркса с отцом напоминает библейскую историю о Каине и Авеле: Переписка Маркса с отцом напоминает библейскую историю о Каине и Авеле: И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Быт.4:6,7

Психологические трудности в юности Рожден 5 мая 1818г. В Трире Рожден 5 мая 1818г. В Трире Рожден в семье, которую презирали Рожден в семье, которую презирали Немцы за еврейскую национальность Немцы за еврейскую национальность Иудеи за предательство своей религии Иудеи за предательство своей религии Чувство унижения, обиды, одиночества воинственность, мстительность Чувство унижения, обиды, одиночества воинственность, мстительность + свойственное иудеям сознание избранности Революционер Враждебность в отношении религии как источника дискриминации Враждебность в отношении религии как источника дискриминации

Влияние различных философий Начальный этап формирования марксизма

Гегель Что рационально, то реально, что реально, то рационально Что рационально, то реально, что реально, то рационально Человек – рациональное существо, суть интеллекта – свобода Человек – рациональное существо, суть интеллекта – свобода Свободу дает государство Свободу дает государство ПравыеЛевые Что реально, то рационально Что рационально, то реально Гегельянцы Критика правительства Поддержка правительства

Унаследованная от Гегеля идея свободы (дух освобождения) легла в основу теоретической системы Маркса Унаследованная от Гегеля идея свободы (дух освобождения) легла в основу теоретической системы Маркса По ту сторону его [царства необходимости] начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. По ту сторону его [царства необходимости] начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе.

Гегельянцы Штраусс Штраусс Gottmensch относится не только к Иисусу Gottmensch относится не только к Иисусу Евангелия – легенда Евангелия – легенда Бруно Бауэр Бруно Бауэр Заместил идею Гегеля самосознанием Заместил идею Гегеля самосознанием Критиковал утверждение об абсолютности христианства и философии Гегеля Критиковал утверждение об абсолютности христианства и философии Гегеля Арнольд Рудж Арнольд Рудж Критиковал Прусское государство с политической точки зрения Критиковал Прусское государство с политической точки зрения Считал, что Гегель заменил историческое государство идеей о государстве Считал, что Гегель заменил историческое государство идеей о государстве

Первый импульс к революции 1836г. Маркс изучает философию в Берлинском университете 1836г. Маркс изучает философию в Берлинском университете 1841г. получает докторскую степень 1841г. получает докторскую степень Хочет стать профессором и использовать свое положение, чтобы изменить общество Хочет стать профессором и использовать свое положение, чтобы изменить общество Надеется на поддержку Бруно Бауэра, лектора в Боннском университете Надеется на поддержку Бруно Бауэра, лектора в Боннском университете Бауэр изгнан из университета консервативным министром образования Бауэр изгнан из университета консервативным министром образования Конец надежды Маркса стать профессором Конец надежды Маркса стать профессором

Маркс и Rheinische Zeitung Октябрь 1842г. Маркс становится главным редактором Rheinische Zeitung Октябрь 1842г. Маркс становится главным редактором Rheinische Zeitung Как гегельянец, Маркс верит в государственных служащих Как гегельянец, Маркс верит в государственных служащих Намеревается использовать силу средств массовой информации, чтобы исправить ошибки прусского правительства и осуществить свободу Намеревается использовать силу средств массовой информации, чтобы исправить ошибки прусского правительства и осуществить свободу Видит, что вопросы, которые он не может разрешить, связаны с экономикой Видит, что вопросы, которые он не может разрешить, связаны с экономикой

Второй импульс к революции Закрытие Rheinische Zeitung прусским правительством в марте 1843г. Закрытие Rheinische Zeitung прусским правительством в марте 1843г. Женитьба вопреки воли матери и лишение наследства Женитьба вопреки воли матери и лишение наследства Увеличение враждебности Увеличение враждебности Война немецким порядкам! Непременно война! Эти порядки находятся ниже уровня истории, они ниже всякой критики, но они остаются объектом критики … Её объект есть её враг, которого она хочет не опровергнуть, а уничтожить. Её основной пафос негодование, её основное дело обличение. Война немецким порядкам! Непременно война! Эти порядки находятся ниже уровня истории, они ниже всякой критики, но они остаются объектом критики … Её объект есть её враг, которого она хочет не опровергнуть, а уничтожить. Её основной пафос негодование, её основное дело обличение.

Критика Гегеля Основывается на гуманизме Фейербаха Основывается на гуманизме Фейербаха Старается решить политические проблемы, отталкиваясь от гуманизма Старается решить политические проблемы, отталкиваясь от гуманизма Филистерский мир это мир политических животных, и раз мы должны признать его существование, нам ничего не остаётся, как просто-напросто считаться с этим status quo. Века варварства породили и сформировали этот порядок, и вот он стоит теперь перед нами в виде последовательной системы, принцип которой обесчеловеченный мир. Филистерский мир это мир политических животных, и раз мы должны признать его существование, нам ничего не остаётся, как просто-напросто считаться с этим status quo. Века варварства породили и сформировали этот порядок, и вот он стоит теперь перед нами в виде последовательной системы, принцип которой обесчеловеченный мир.

Критика Гегеля Основывается на гуманизме Фейербаха Основывается на гуманизме Фейербаха Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии)

Учение Гегеля о государстве Гражданское общество – общество потребностей, т.к. каждый стремится осуществить свои интересы Гражданское общество – общество потребностей, т.к. каждый стремится осуществить свои интересы Государство отстаивает общие интересы Государство отстаивает общие интересы Средний класс, к которому относятся госслужащие, политически сознательный, образованный и честный Средний класс, к которому относятся госслужащие, политически сознательный, образованный и честный

Критика Гегеля Основывается на гуманизме Фейербаха Основывается на гуманизме Фейербаха Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Общественные интересы государства – пустая формальность Общественные интересы государства – пустая формальность Служащие зажаты в иерархии авторитетов и послушания Служащие зажаты в иерархии авторитетов и послушания Служащие больше всего заняты своей карьерой 1 Служащие больше всего заняты своей карьерой 1 Государство не в состоянии разрешить противоречия в обществе Государство не в состоянии разрешить противоречия в обществе 1 К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Критика Гегеля Основывается на гуманизме Фейербаха Основывается на гуманизме Фейербаха Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Утверждает, что освобождение будет достигнуто силой обычных людей Утверждает, что освобождение будет достигнуто силой обычных людей Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку. Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку. Лишь тогда, когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства и, в качестве индивидуального человека, в своей эмпирической жизни, в своём индивидуальном труде, в своих индивидуальных отношениях станет родовым существом; лишь тогда, когда человек познает и организует свои «собственные силы» как общественные силы и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы, лишь тогда свершится человеческая эмансипация. 1 Лишь тогда, когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства и, в качестве индивидуального человека, в своей эмпирической жизни, в своём индивидуальном труде, в своих индивидуальных отношениях станет родовым существом; лишь тогда, когда человек познает и организует свои «собственные силы» как общественные силы и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы, лишь тогда свершится человеческая эмансипация. 1 1 К ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ

Критика Гегеля Основывается на гуманизме Фейербаха Основывается на гуманизме Фейербаха Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Утверждает, что освобождение будет достигнуто силой обычных людей Утверждает, что освобождение будет достигнуто силой обычных людей Утверждает, что отчуждение не религиозный вопрос, а политический (отход от философии Фейербаха) Утверждает, что отчуждение не религиозный вопрос, а политический (отход от философии Фейербаха) Религия это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Религия это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии в критику права, критика теологии в критику политики. 1 Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии в критику права, критика теологии в критику политики. 1 1 К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ

Отчуждение по Фейербаху и Марксу Бог Реальность Человек ОтчужденныйОсвобожденный Религия Государство Общество Экономика ФейербахМаркс

Критика Гегеля Основывается на гуманизме Фейербаха Основывается на гуманизме Фейербаха Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Отрицает идею Гегеля о том, что освобождение будет достигнуто силой государства (бюрократии) Утверждает, что освобождение будет достигнуто силой обычных людей Утверждает, что освобождение будет достигнуто силой обычных людей Утверждает, что отчуждение не религиозный вопрос, а политический (отход от философии Фейербаха) Утверждает, что отчуждение не религиозный вопрос, а политический (отход от философии Фейербаха) Освобождение должно быть достигнуто через отрицание частной собственности пролетариатом Освобождение должно быть достигнуто через отрицание частной собственности пролетариатом

Освобождение пролетариатом В чём же, следовательно, заключается положительная возможность немецкой эмансипации? Ответ: в образовании класса, скованного радикальными цепями, … такой сферы, … которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить себя лишь путём полного возрождения человека. Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат. 1 В чём же, следовательно, заключается положительная возможность немецкой эмансипации? Ответ: в образовании класса, скованного радикальными цепями, … такой сферы, … которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить себя лишь путём полного возрождения человека. Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат. 1 1 К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ

Освобождение через отрицание частной собственности Возвещая разложение существующего миропорядка, пролетариат раскрывает лишь тайну своего собственного бытия, ибо он и есть фактическое разложение этого миропорядка. Требуя отрицания частной собственности, пролетариат лишь возводит в принцип общества то, что общество возвело в его принцип, что воплощено уже в нем, в пролетариате, помимо его содействия, как отрицательный результат общества. Возвещая разложение существующего миропорядка, пролетариат раскрывает лишь тайну своего собственного бытия, ибо он и есть фактическое разложение этого миропорядка. Требуя отрицания частной собственности, пролетариат лишь возводит в принцип общества то, что общество возвело в его принцип, что воплощено уже в нем, в пролетариате, помимо его содействия, как отрицательный результат общества. К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ

Необходимость революционной философии Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека. … Основательная Германия не может совершить революцию, не начав революции с самого основания. Эмансипация немца есть эмансипация человека. Голова этой эмансипации философия, её сердце пролетариат. Философия не может быть воплощена в действительность без упразднения пролетариата, пролетариат не может упразднить себя, не воплотив философию в действительность. Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека. … Основательная Германия не может совершить революцию, не начав революции с самого основания. Эмансипация немца есть эмансипация человека. Голова этой эмансипации философия, её сердце пролетариат. Философия не может быть воплощена в действительность без упразднения пролетариата, пролетариат не может упразднить себя, не воплотив философию в действительность. К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ

Отчуждение

Отчуждение рабочего от продукта его труда Все, что рабочий производит, становится собственностью капиталиста Все, что рабочий производит, становится собственностью капиталиста

Отчуждение рабочего от его труда Все, что рабочий производит, становится собственностью капиталиста Все, что рабочий производит, становится собственностью капиталиста Чтобы выжить, рабочий вынужден продавать свой труд. Радости от него человек не испытывает Чтобы выжить, рабочий вынужден продавать свой труд. Радости от него человек не испытывает

Отчуждение от человеческой природы Животные только пользуются тем, что есть, человек же трудом преобразует свое окружение Животные только пользуются тем, что есть, человек же трудом преобразует свое окружение

Отчуждение от человеческой природы Животные только пользуются тем, что есть, человек же трудом преобразует свое окружение Животные только пользуются тем, что есть, человек же трудом преобразует свое окружение То, что отличает человека от животных – это свободная и сознательная производственная деятельность То, что отличает человека от животных – это свободная и сознательная производственная деятельность Труд делает человека человеком Труд делает человека человеком Отчуждение от труда = отчуждение от человеческой природы Отчуждение от труда = отчуждение от человеческой природы

Отчуждение от человеческой природы Животные только пользуются тем, что есть, человек же трудом преобразует свое окружение Животные только пользуются тем, что есть, человек же трудом преобразует свое окружение То, что отличает человека от животных, – это свободная и сознательная производственная деятельность То, что отличает человека от животных, – это свободная и сознательная производственная деятельность Труд делает человека человеком Труд делает человека человеком Отчуждение от труда = отчуждение от человеческой природы Отчуждение от труда = отчуждение от человеческой природы

Отчуждение человека от человека Лишенные своей человеческой сути, люди становятся врагами друг для друга Лишенные своей человеческой сути, люди становятся врагами друг для друга

Причина отчуждения Частная собственность на средства производства Частная собственность на средства производства … частная собственность оказывается, с одной стороны, продуктом отчужденного труда, а с другой стороны, средством его отчуждения, реализацией этого отчуждения. … частная собственность оказывается, с одной стороны, продуктом отчужденного труда, а с другой стороны, средством его отчуждения, реализацией этого отчуждения.

Освобождение по Марксу Коммунизм как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека Коммунизм как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека Религия Частнаясобственность

Третий импульс к революции Январь 1845г. Французское правительство под давлением прусского изгоняет Маркса из Франции Январь 1845г. Французское правительство под давлением прусского изгоняет Маркса из Франции Запрет на работу в качестве политического комментатора Запрет на работу в качестве политического комментатора Жизнь в крайней бедности Жизнь в крайней бедности Давление прусского правительства и требование изгнать Маркса из Бельгии Давление прусского правительства и требование изгнать Маркса из Бельгии Увеличение враждебности Увеличение враждебности Маркс отказывается от прусского гражданства Маркс отказывается от прусского гражданства Тема освобождения человека исчезает из его работ, теперь главная тема – революция Тема освобождения человека исчезает из его работ, теперь главная тема – революция «Упразднение» частной собственности заменяется на «уничтожение» частной собственности «Упразднение» частной собственности заменяется на «уничтожение» частной собственности

Немецкая идеология Революционизировать существующий мир Революционизировать существующий мир Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние. Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние. в действительности и для практических материалистов, т. е. для коммунистов, всё дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его. в действительности и для практических материалистов, т. е. для коммунистов, всё дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его.

Нищета философии Критика идеи мирного преобразования капитализма – «Физическое столкновение людей» Критика идеи мирного преобразования капитализма – «Физическое столкновение людей» А до тех пор антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию. Впрочем, нужно ли удивляться, что общество, основанное на противоположности классов, приходит, как к последней развязке, к грубому противоречию, к физическому столкновению людей? А до тех пор антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию. Впрочем, нужно ли удивляться, что общество, основанное на противоположности классов, приходит, как к последней развязке, к грубому противоречию, к физическому столкновению людей?

Манифест Коммунистической партии Неизбежность насильственной революции и провозглашение ее всему миру Неизбежность насильственной революции и провозглашение ее всему миру Ее [буржуазии] гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны. Ее [буржуазии] гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны. Коммунисты считают презренным делом скрывать своп взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Коммунисты считают презренным делом скрывать своп взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Капитал Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют.

Бьет час капиталистической частной собственности Бьет час капиталистической частной собственности Неизбежность насильственной революции Неизбежность насильственной революции Физическое столкновение людей Физическое столкновение людей Революционизировать существующий мир Революционизировать существующий мир Коммунизм для присвоения человеческой сущности Коммунизм для присвоения человеческой сущности

В чём же, следовательно, заключается положительная возможность немецкой эмансипации? В чём же, следовательно, заключается положительная возможность немецкой эмансипации? Ответ: в образовании класса, скованного радикальными цепями, такого класса гражданского общества, который не есть класс гражданского общества; такого сословия, которое являет собой разложение всех сословий; такой сферы, которая имеет универсальный характер вследствие её универсальных страданий и не притязает ни на какое особое право, ибо над ней тяготеет не особое бесправие, а бесправие вообще, которая уже не может ссылаться на историческое право, а только лишь на человеческое право, которая находится не в одностороннем противоречии с последствиями, вытекающими из немецкого государственного строя, а во всестороннем противоречии с его предпосылками; такой сферы, наконец, которая не может себя эмансипировать, не эмансипируя себя от всех других сфер общества и не эмансипируя, вместе с этим, все другие сферы общества, одним словом, такой сферы, которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить себя лишь путём полного возрождения человека. Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат. Ответ: в образовании класса, скованного радикальными цепями, такого класса гражданского общества, который не есть класс гражданского общества; такого сословия, которое являет собой разложение всех сословий; такой сферы, которая имеет универсальный характер вследствие её универсальных страданий и не притязает ни на какое особое право, ибо над ней тяготеет не особое бесправие, а бесправие вообще, которая уже не может ссылаться на историческое право, а только лишь на человеческое право, которая находится не в одностороннем противоречии с последствиями, вытекающими из немецкого государственного строя, а во всестороннем противоречии с его предпосылками; такой сферы, наконец, которая не может себя эмансипировать, не эмансипируя себя от всех других сфер общества и не эмансипируя, вместе с этим, все другие сферы общества, одним словом, такой сферы, которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить себя лишь путём полного возрождения человека. Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат.