Одарченко Марина Анатольевна учитель математики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16 имени Героя Советского Союза К.А. Рябова г. Вольска Саратовской области»
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений, жизненных навыков. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас, в связи с модернизацией Российского образования.
В рамках традиционной классно-урочной системы не представляется возможным развитие ключевых компетенций в полной мере. Такую возможность предоставляет организация исследовательской работы обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Количество обучающихся, принимавших участие в конкурсах и олимпиадах по математике
Кроме того, исследовательская деятельность способствует здоровьесберегающей деятельности учителя, которая характеризуется следующими показателями: - учет особенностей аудитории; - создание благоприятного психологического фона; - использование приемов, способствующих проявлению и сохранению интереса к учебному материалу; - создание условий для самовыражения обучающихся; - разнообразные виды деятельности. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся.
«Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, - не приучают юношество к самостоятельному размышлению». Г.Э Лессинг
«Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся при изучении математики»
Цель: способствовать формированию положительной мотивации обучающихся к занятиям исследовательской деятельностью с опорой на собственный опыт школьников.
Задачи: - формирование приёмов моделирования исследовательской деятельности; - применение основных видов творческих работ обучающихся в исследовательской деятельности; - разработать систему ознакомления с рациональными приемами работы с учебным и научным материалом.
Планируемые результаты 1) увеличение количества обучающихся вовлеченных в исследовательскую деятельность;2) привлечение обучающихся к участию в конкурсах творческих работ разного уровня;3) наличие победителей, призеров и лауреатов в конкурсах творческих работ обучающихся;4) повышение среднего балла по «портфолио» образовательных достижений выпускника основной общеобразовательной школы.
Включение обучающихся в исследовательскую деятельность осуществляется поэтапно. На каждом этапе используется ряд методических приемов через выполнение основных видов творческих работ обучающимися.
Этапы исследовательской деятельности I Ознакомление с образцами действий I Ознакомление с образцами действий II Формирование умений исследовательской деятельности II Формирование умений исследовательской деятельности III Совершенствование исследовательской деятельности III Совершенствование исследовательской деятельности Этапы учебного познания Вводно- мотивационны й Открытие математическ их знаний Формализаци я знаний Приложение математически х знаний Обобщение и систематизац ия Основные виды творческих работ обучающихся Информационно- реферативные (приложение 4 – работа «Виет Франсуа», приложение 5 – работа «Замечательные точки треугольника») Информационно- реферативные (приложение 4 – работа «Виет Франсуа», приложение 5 – работа «Замечательные точки треугольника») Проблемно- реферативные (приложение 6 – работа «Замечательные точки треугольника»" Проблемно- реферативные (приложение 6 – работа «Замечательные точки треугольника»" Исследовательс кие (приложение 7 – работа «Правильные многогранники» Исследовательс кие (приложение 7 – работа «Правильные многогранники» Прикладной
Первый этап – ознакомление учеников с образцами действий призван способствовать выработке положительной мотивации; общего подхода к организации исследовательской деятельности, развитию соответствующих умений. Задачами данного этапа являются: - стимулирование интереса к исследовательской работе; - обеспечение правильного понимания сущности самообразовательных умений в процессе поиска; - раскрытие приемов научного познания.
Второй этап - формирование умений исследовательской деятельности – направлен на мобилизацию и активизацию потенциала обучающихся, на максимальное погружение их в работу с информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на её основе субъективно новых знаний. На данном этапе ученикам предлагается подготовить сообщение, доклад, реферат и выступить с ним на уроке-семинаре, школьной конференции, провести исследование (наблюдение, эксперимент), разработать проект, написать рецензию на собственную работу и т.п.
Третий этап - совершенствование умений исследовательской работы за счет овладения творческой рефлексивной деятельностью. Ученикам предлагается написать эссе, подготовить аналитический доклад и т.п. по результатам своей исследовательской работы.
Риски проекта низкая мотивация обучающихся к занятиям исследовательской деятельностью; высокая загруженность обучающихся исследовательской деятельностью по предметам химико-биологического цикла в школе; низкий процент обучающихся, имеющих хорошие способности к изучению математики.
ПРОЕКТ замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Знание - орудие, а не цель. Толстой Лев Николаевич - ( ) - великий русский писатель
Спасибо за внимание