Личность в системе социальных связей. Понятия: человек, индивид, личность Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2 Человек как биосоциальное существо. Происхождение человека.
Advertisements

ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Лекция 2 Человек как биосоциальное существо. Личность человека.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
1.Происхождение человека 2.Развитие человека План:
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Происхождение и развитие человека Урок по обществознанию в 6 классе.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Понятие-человек, индивид,личность.. ЧЕЛОВЕК это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни является субъектом.
Индивид. Индивидуальность. Личность. Выполнила студентка 1 курса группы 1 МБ/1 Водопьянова Селиме.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
История Земли делится на четыре эры. Последняя эра кайнозойская. Она делится на : третичный ( начался 69 млн. лет назад ), четвертичный ( начался 1 млн.
Раздел «Человек» Тема: «Взгляды на происхождение человека»
Что такое человек (на основе философско-антропологических учений о человеке)
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
Транксрипт:

Личность в системе социальных связей

Понятия: человек, индивид, личность Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции. Т.о. понятие «человек» характеризует присущие всем людям качества и способности. Homo sapiens отличается от всех других живых существ специфическими способностями разумной деятельности и отношений.

Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека. Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко- эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Периодизация антропогенеза.

Археологическая (технологическая) периодизация. Палеолит Мезолит Неолит

1) Палеолит (от греч. palaios – древний и lithos – камень) – ранний, древнейший период каменного века. Делится на: ранний, или нижний, палеолит (около 2 млн. лет назад – до 35 тыс. лет назад) и поздний, или верхний, палеолит (35 – 10 тыс. лет назад). Поздний палеолит – время существования человека современного типа (неоантропов).

2) Мезолит (от греч. mesos средний, промежуточный и litos камень) – средний каменный век, период между концом палеолита и распространением неолитического типа экономики. Мезолитическая эпоха началась примерно 10 тыс. лет назад, но время ее существования различно в разных регионах.

3) Неолит (от греч. νεος новый и λιθος камень) – новый каменный век, период (ок. 8 – 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).

Социологическая периодизация. Первобытнообщинное стадо; Род (родовая община); Соседская община.

1) Первобытное человеческое стадо – небольшой непостоянный коллектив древнейших людей; название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии (от 3 – 2,5 млн. лет назад до тыс. лет назад).

2) Род (родовая община) – коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество. Первая специфически человеческая форма объединения людей (40-35 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад).

3) Соседская (сельская) община – форма объединения людей на основе не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-V тыс. лет назад.

Вершина антропогенеза – КРОМАНЬОНЕЦ – человек современного физиологического типа. Появился примерно тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (человек разумный).

Индивид – это конкретный человек, во всем многообразии своих физических и физиологических, психических и социальных качеств и свойств; носитель воли, сознания, потребностей, интересов.

Как член социума, индивид обладает стремлением слиться с социальной общностью (идентифицироваться с ней), быть «как все» и вместе с тем, «как никто другой», проявить свое Я, стать творческой индивидуальностью. Следует отметить, что индивидуальностью обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг на друга домашние животные – кошки, собаки – у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав».

Понятие «личность» рассматривает биологическое в единстве с социальным – условиями жизнедеятельности и особенностями индивидуального развития человека. Личность – это социальное качество человека, обретаемое в ходе общественного развития, включения в систему общественных отношений путем активной предметной деятельности и общения.

Понятие «личность» употребляется по отношению к человеку начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личность – социальная характеристика, она отражает общественные, а не биологические качества.

Не всякого человека можно считать личностью. У новорожденного нет личности. Ребенок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не- Я». Известно, что ребенок в раннем детстве называет себя собственным именем («Саша хочет пить») и с трудом переходит к личному местоимению «Я хочу пить». Через понимание других, через общение ребенок приходит к формированию своего социального «Я» - своей личности.

Соотношение природного и социального в человеке Сегодня ученые приходят к мысли о том, что в структуре личности имеются три составляющие: биологическое, наследственное и социальное. Именно они и формируют неповторимый образ каждого человека.

ЛИЧНОСТЬ биологическое (природное) – это то, что закладывается нам природой от рождения, то, что является общим по происхождению, но не обязательно тождественным у человека с животным наследственное - то, что существует и развивается на основе генного фонда родителей; социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми

С проблемой личности тесно связанно понятие "социальность". Социальность - это особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или чему-либо, когда они (т.е. и отношения и взаимоотношения) рассматриваются как общественно значимые. Именно социальность не только отличает человека от животного, но и делает его Человеком.

Социальность включает в себя четыре основных компонента: 1. осознание себя членом общества, субъектом взаимодействия с ним, с другими людьми и группами; 2. сознательное выполнение норм социального бытия, принятых данным обществом; 3. способность приложить личные усилия для приобщения к социальным ценностям, к их освоению и созиданию; 4. реализация познавательной, трудовой, семейной и др. функций на основе гуманизма и духовности.

У каждого из нас их уровень различен: любой человек индивидуально сочетает: 1. общее и особенное в физиологическом строении (муж. или жен.); 2. общее и особенное в психических процессах и свойствах; 3. общее и особенное в духовном облике.

При этом следует оговориться, что неповторимость каждого не исключает, но предполагает схожесть с другими по различным признакам: социальному положению и национальной принадлежности; физическим, нравственным, возрастным и профессиональным параметрам.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.

Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального: а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие; б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции; в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта; д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков; е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации; ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды; з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.