М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» Система уроков по литературе в 9 классе Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
Advertisements

Анализ повести «Княжна Мери» Печорин и Мери. Печорин и Вера. Печорин и Вернер.
М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
Домашнее задание А. Как вы относитесь к словам Печорина: «…из двух друзей всегда один раб другого». Согласны ли вы с этим мнением? Есть ли, по-вашему,
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
Печорин – «злой гений» или жертва общества? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок-дискуссия.
2 глава романа «Евгений Онегин» Онегин и Ленский в деревенском кругу Урок литературы в 9 классе.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Цель: понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного «истощения жара души». Любовь и дружба в жизни.
Любовь и дружба в жизни Григория Александровича Печорина Селиванова ГГ Яренск, Архангельская область.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе.
Анализ повести «Тамань». Характер Печорина, роль пейзажа.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе.
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
Третья глава Анализ «Письма Татьяны» Урок литературы в 9 классе.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
«Княжна Мери» 23 мая – 14 июня. Печорин и Вера «Ты знаешь, что я твоя раба…» « Это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими.
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
Транксрипт:

М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» Система уроков по литературе в 9 классе Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую, Молчу и жду: пора пришла; Я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишённый сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия.

Чем эта повесть отличается от предыдущих? Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде.

В этой повести: Ярче выступает незаурядность Печорина Ярче выступает незаурядность Печорина Показано непримиримое отношение Печорина к устоявшимся традициям «света» Показано непримиримое отношение Печорина к устоявшимся традициям «света» Ярче выявлено одиночество Печорина Ярче выявлено одиночество Печорина

В какой форме написана «Княжна Мери»? В какой форме написана «Княжна Мери»? Что предполагает эта форма? Что предполагает эта форма? Кто является рассказчиком? Кто является рассказчиком? Мы продолжаем углубляться в образ главного героя. Сначала он предстаёт перед нами глазами Максима Максимыча, простого и незатейливого человека. Потом рассказчик – офицер, очень похожий на Лермонтова. В «Тамани» рассказчик сам Печорин, но по глубине раскрытия образа «Княжна Мери» сильнее написана.

Печорин Вера Вернер Грушн ицкий Лиго вски е Драгун ский капита н Господи н с красной рожей Система образов

Вид Пятигорска Где происходит действие повести? Где происходит действие повести? Прочтите, как Печорин описывает пейзаж. Прочтите, как Печорин описывает пейзаж. Удивляет ли вас что-нибудь в этом описании? Удивляет ли вас что-нибудь в этом описании?

Описание «водяного общества» Перечитайте про себя описание «водяного общества» и приготовьтесь ответить на вопросы: 1. Каков тон повествования? 2. На какие группы Печорин делит «водяное общество»? 3. Над чем смеётся герой? Это тот фон, на котором будет разворачиваться повествование.

Образ Грушницкого Прочтите характеристику Грушницкого и приготовьтесь ответить на вопросы: 1. Каков эмоциональный тон всей характеристики? 2. Что о его манере говорить повествует Печорин? 3. Какое будущее ему предрекает? 4. Что о его уме говорит? 5. Какова цель его жизни? 6. Каков он в деле? 7. Как Печорин относится к Грушницкому? 8. Объективна ли его оценка? Княжна Мери и Грушницкий

С какой интонацией Печорин говорит о докторе Вернере? Перечитайте характеристику, данную доктору Вернеру Печориным. Выделите противоречия. (Проверка д/з Б)С какой интонацией Печорин говорит о докторе Вернере? Перечитайте характеристику, данную доктору Вернеру Печориным. Выделите противоречия. (Проверка д/з Б) Скептик, материалист, не написал двух стихов Скептик, материалист, не написал двух стихов Изучил человека Изучил человека Насмешник Насмешник Беден, мечтает о миллионах Беден, мечтает о миллионах Злой язык Злой язык Поэт Поэт Не воспользовался знанием Не воспользовался знанием Плакал над умирающим солдатом Плакал над умирающим солдатом Для денег не сделал лишнего шага Для денег не сделал лишнего шага Есть приятели Есть приятели

Комментарий Комментарий Грушницкий юнкер. Юнкер – это ученик военного училища. За боевые заслуги юнкеров производили в офицеры. В юнкера также могли разжаловать за дуэль или как участника декабрьского восстания. Печорин носил юнкерскую форму по особому роду франтовства, как говорит Печорин. Таким образом он хочет намекнуть на такую черту Грушницкого: он хочет казаться не тем, кем он является на самом деле. Ему стыдно признаться, что он юнкер по молодости лет.

Какого пушкинского героя напоминает Грушницкий? Чем? А в чём отличия? Сходство: Стоит рядом с главным героем Стоит рядом с главным героем Погибает от руки главного героя на дуэли Погибает от руки главного героя на дуэли Мог бы стать «мирным помещиком» Мог бы стать «мирным помещиком»Отличия: Пушкин любит Ленского, и Онегин его любит и жалеет, а Печорин и Лермонтов таких людей презирают Пушкин любит Ленского, и Онегин его любит и жалеет, а Печорин и Лермонтов таких людей презирают Ленский не смог бы поступить подло Ленский не смог бы поступить подло

Как вы думаете, за что Печорин ненавидит Грушницкого? Производит эффект, так как На голову стоит выше других Видит прекрасное Страдает истинно Любит производить эффект «Просто прекрасное его Не трогает» Изображает страдания и усталость от жизни ПечоринГрушницкий

Домашнее задание А. Как вы относитесь к словам Печорина: «…из двух друзей всегда один раб другого». Согласны ли вы с этим мнением? Есть ли, по- вашему, дружба. Если есть, что это такое? Б. Выписать противоречия Вернера, заложенные в его характеристике, данной ему Печориным. В. Какие события описываются в записи от 13 мая? Запишите

На каком приёме строится эта характеристика? На каком приёме строится эта характеристика? Вспомните: портрет Печоринав «Максим Максимыче» также строится на этом приёме. Уже таким образом автор намекает нам на то, что Печорин и Вернер – люди похожие. Поэтому-то Печорину и нравится Вернер. Почему же схожесть с Грушницким Печорина бесит, а схожесть с доктором нет? Почему же схожесть с Грушницким Печорина бесит, а схожесть с доктором нет? Чем Вернер привлёк героя? Чем Вернер привлёк героя?

Проверка д/з ряда А Печорин говорит: «Мы сделались приятели». Почему приятели, а не друзья? Прочитайте свои рассуждения на эту тему. Печорин говорит: «Мы сделались приятели». Почему приятели, а не друзья? Прочитайте свои рассуждения на эту тему. Чем занимались Вернер и Печорин? В чём состояло их приятельство? Чем занимались Вернер и Печорин? В чём состояло их приятельство? Чем довольны они? Чем довольны они?

Проверка д/з ряда В Вспомните, какие события описываются в записи от 13 мая 1. Вернер становится союзником Печорина в той интриге, которую он намерен завести с Мери и с Грушницким 2. Вернер не разубедил Мери, считающую, что Грушницкий разжалован за дуэль. 3. Княжна Мери с любопытством слушает рассказ своей матери о петербургских похождениях Печорина. Он делается героем её романа. 4. Вернер рассказывает Печорину, что у Лиговских остановилась одна дама 5. Печорин начинает на бульваре атаку на княжну Мери, стараясь её разозлить

Не кажется ли вам обидным, что два таких умных человека занимаются какими-то мелкими разговорами, обсуждая все эти мелкие события? Не кажется ли вам обидным, что два таких умных человека занимаются какими-то мелкими разговорами, обсуждая все эти мелкие события? Когда истинно взволновался Печорин? Когда истинно взволновался Печорин? Как вы думаете, о чём говорит это волнение? Как вы думаете, о чём говорит это волнение? Прочтите начало записи от 16 мая. Прочтите начало записи от 16 мая. Зачем после известия о приезде Веры идти на бульвар и продолжать свою игру с Мери? Зачем после известия о приезде Веры идти на бульвар и продолжать свою игру с Мери? Прочтём описание встречи Печорина и Веры. Прочтём описание встречи Печорина и Веры. Что о её внешности мы узнаём? Описывает ли её Печорин? Что о её внешности мы узнаём? Описывает ли её Печорин?

Портрет княжны Мери Прочтите, как он описывает Мери. Прочтите, как он описывает Мери. Что описывает в Мери Печорин? Что описывает в Мери Печорин? Почему же так отличаются портреты этих женщин? Почему же так отличаются портреты этих женщин?

Домашнее задание А. Тактика Печорина в отношении Мери А. Тактика Печорина в отношении Мери Б. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую я обольстить не хочу и на которой я никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь. Из чего же я хлопочу?» Действительно, почему? Хорошо ли это: любить одну женщину и быть ею любимым, а в то же время добиваться любви другой? Б. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую я обольстить не хочу и на которой я никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь. Из чего же я хлопочу?» Действительно, почему? Хорошо ли это: любить одну женщину и быть ею любимым, а в то же время добиваться любви другой? В. «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая прища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.» Как вы относитесь к этой фразе Печорина? Что, по-вашему, счастье? В. «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая прища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.» Как вы относитесь к этой фразе Печорина? Что, по-вашему, счастье?

Какое событие описывается в записи от 22 мая? Какое событие описывается в записи от 22 мая? Бал по подписке – как мы сейчас бы сказали, в складчину. Он проходил в дворянском собрании и на него были приглашены только офицеры, а Грушницкий – юнкер, он может любоваться на княжну Мери только через окно. Этим и решил воспользоваться Печорин, чтобы завоевать сердце княжны Мери

Проверка д/з группы А Как описывает Печорин княжну Мери во время вальса? Как описывает Печорин княжну Мери во время вальса? Какова тактика Печорина в отношении Мери? Какова тактика Печорина в отношении Мери? Нахал Нахал Смирение Смирение Вызвал жалость Вызвал жалость Разочаровал в Грушницком Разочаровал в Грушницком

Перечитаем разговор с Мери, описанный в записи от 3 июня. Заполните таблицу. Природные задатки Причина Следствие –рождение отрицательного качества

Природные задатки Причина Следствие –рождение отрицательного качества 1. Скромен Обвинили в лукавстве Скрытность 2. Чувствовал добро и зло Отсутствие ласки, оскорбления Злопамятность 3. Чувствовал себя выше других Ставили ниже Завистливость 4. Готов был любить весь мир Никто не понял Ненависть 5. Говорил правду Не верили лживость

На каком приёме троится исповедь Печорина? На каком приёме троится исповедь Печорина? Христос Антихрист Христос Антихрист Печорин Печорин Почему испарилась «христова» половина души Печорина? Почему испарилась «христова» половина души Печорина? Правду ли сказал Печорин? Правду ли сказал Печорин? Чем заполнена жизнь Печорина? Чем заполнена жизнь Печорина? Чем, по-вашему, должна быть заполнена жизнь мужчины? Чем, по-вашему, должна быть заполнена жизнь мужчины?

Домашнее задание (по вариантам) 1 вариант: Что называет Печорин жизнью? Как вы к этому относитесь? Можно ли это назвать жизнью? 1 вариант: Что называет Печорин жизнью? Как вы к этому относитесь? Можно ли это назвать жизнью? 2 вариант: Как вы оцениваете образ княжны Мери? Как вы к ней относитесь? Охарактеризуйте её: воспитание, манеры, образ жизни, качества характера. Какова её цель? Осуждаете ли вы её или жалеете? 2 вариант: Как вы оцениваете образ княжны Мери? Как вы к ней относитесь? Охарактеризуйте её: воспитание, манеры, образ жизни, качества характера. Какова её цель? Осуждаете ли вы её или жалеете?

Когда произошло перерождение Грушницкого? Когда произошло перерождение Грушницкого? Когда оно началось? Когда оно началось? Прочтите, как выглядит Грушницкий перед балом. Прочтите, как выглядит Грушницкий перед балом. Приведите примеры того, что он ни в чём не знает меры. Приведите примеры того, что он ни в чём не знает меры. Почему княжна Мери не реагирует на комплименты Грушницкого? Почему княжна Мери не реагирует на комплименты Грушницкого? Почему Грушницкий не понимает, что Мери его не любит? Почему Грушницкий не понимает, что Мери его не любит? В какой момент Грушницкий превращается из наивного мальчика в злобного и мелкого человека? В какой момент Грушницкий превращается из наивного мальчика в злобного и мелкого человека? В чём причина этого перерождения? В чём причина этого перерождения?

Портрет Печорина Прочтите цитату, где Печорин размышляет о своём назначении Прочтите цитату, где Печорин размышляет о своём назначении Какова его роль в жизни? Какова его роль в жизни? Почему ему грустно? Почему ему грустно? Что Печорин называет «жизнью»? Что Печорин называет «жизнью»? Как вы к этому относитесь? Как вы к этому относитесь?

Взаимоотношения Печорина и Мери Зачитайте в записи от 6 июня, что Печорин думает о Мери. Зачитайте в записи от 6 июня, что Печорин думает о Мери. Почему он произносит: «Какой вздор!»? Почему он произносит: «Какой вздор!»? Какова бы ни была свобода водяного общества, но, поцеловать руку девушке – это поступок. После этого нужно жениться. Но мы-то знаем, что Печорин не намерен жениться. Жалеет ли он Мери? Жалеет ли он Мери? Почему? Почему? Жаль ли вам княжну Мери? Жаль ли вам княжну Мери?

Сцена дуэли Печорина с Грушницким