Методические приемы способствующие повышению мотивации обучающихся Славова Оксана Викторовна зам. директора по НМР МОУ « СОШ 39 им. Г. А. Чернова » Г. Воркуты
Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения « ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ » Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля ; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно « передохнуть ». « Линия времени » позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
« Фантазёр » На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. ………………… - Вот видите, как важно …
« Оратор » За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Тема : « Владимир Святой. Принятие христианства.»
« Профи » Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы ? Тема : « Правописание приставок - ПРЕ, - ПРИ »
« Автор » … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы ? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему ? Тема : « Имущественные отношения »
« Образовательная стратегия » А. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за … четверть ? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так ? Чья помощь, и в какой форме тебе нужна ? Как ты поймёшь, что результат достигнут ? Предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Б. Записать не менее 6 ответов на вопросы : Чего не случиться, если я буду писать грамотно ? Чего не случиться, если я не буду писать грамотно ? Что случится, если я буду писать грамотно ? Что случиться, если я не буду писать грамотно ?
Создание ситуации успеха Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами : « Я знаю, что …». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
« Эмоциональный отклик » Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. - Что вы уже знаете об этой теме ? - Подберите слова об этом или на эту тему …. - Вот видите ! В вашей памяти это уже хранится ! Значит это нужно ! ( Не правда ли, звучит как открытие !)
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется « Касса моих успехов », другой « Касса моих ошибок ». Идёт « коллекционирование »: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта « Мои успехи ». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс : на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в « Кассу успехов ».
« Зашифрованный диктант » Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятия, изученные в данном разделе. Государство - Бюджет -
« Защитный лист » Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.
« Кредит доверия » « Кредит доверия » В некоторых случаях можно поставить отметку « в кредит ». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
« Учебное портфолио » Основная идея портфолио – научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь « презентовать себя ». Содержание портфолио можно разбить на следующие категории работ : - обязательные : промежуточные и итоговые письменные проверочные работы ; - поисковые : результаты экспериментальной, проектной работы ( как индивидуальной, так и в малых группах ), самостоятельное исследование отдельных предметных проблем ; - ситуативные : применение изученного материала в практических ситуациях ; - описательные : например, написание сочинений, эссе, письменных комментариев к отдельным работам ; - внешние : отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также оценочные листы с оценкой учителя.
« Оценка – не отметка » Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Большое тебе спасибо ! Твои успехи всё заметнее ! Это твоя победа ! Красивая мысль ! Это интересно ! Я верю в тебя. Это успешное начало ! Отлично ! Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше !
Зачет по принципу " вертушки " Ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек – число учащихся минус «5». В первой графе указаны переходы, во второй – столы ( они обозначены буквами А, В, С, Д, Е ), в третьей – роль ( номер вопроса, на который нужно ответить ).
Освобождение от домашнего задания, зачёта Сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с обучающимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.