Новые роли преподавателя в условиях современного российского вуза Кафедра педагогики РГПУ имени А.И.Герцена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль заместителя декана в организации воспитательной деятельности на факультете Баскакова И.В. к.и.н., доцент начальник управления по ВР ГАГУ.
Advertisements

РАБОТА КУРАТОРОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ. Куратор- (лат. curator), попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Технология введения проектной деятельности в практику обучения студентов Автор работы: Ипатова Анастасия Александровна, студентка 2 курса ЭФ ГорногоУниверситета.
Программа деятельности куратора в контексте реализации ООП ФГОС – 3 поколения А.А.Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Педагог-психолог: Шемякова С.А.. Практическая психология образования очень молода. При активной социальной поддержке с 1989 года в коллективы школ влились.
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
Тьютор в образовательном процессе: основные задачи и функции Ястребова Г.А., канд. пед. наук, профессор
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Тьюторское сопровождение самостоятельной деятельности студентов Сайт :
Транксрипт:

Новые роли преподавателя в условиях современного российского вуза Кафедра педагогики РГПУ имени А.И.Герцена

«Время меняется, а вместе с ним меняемся и мы» Овидий

НОВЫЕ ДОЛЖНОСТИ И НОВЫЕ РОЛИ ППС Преподаватель Субъект процесса передачи знаний и формирования профессиональных компетенций и субъект организации этого процесса; Субъект научного поиска, достижения научно- методических результатов и организатора НИРС; Субъект процесса формирования социально- личностных компетенций, гражданского воспитания, подготовки выпускников к трудоустройству и будущей карьере; Субъект научно-производственного процесса, процесса организации практикоориентированной, проектной деятельности студентов; Субъект интернационализации всей деятельности университета;

НОВЫЕ ДОЛЖНОСТИ И НОВЫЕ РОЛИ ППС Преподаватель Субъект системной, целенаправленной деятельности единого коллектива, субъекта коллективного взаимодействия, направленного на достижение единого результата; Субъект инновационного процесса, процесса всеобщего творчества.

ПОЧЕМУ И В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ДОЛЖНА ИЗМЕНЯТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА?

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ФГОС – федеральная норма качества высшего образования ориентация на профессиональное развитие профессиональная компетентность как ожидаемый результат уровневость подготовки согласованность позиций с работодателями учет международного опыта

Выявление квалификации ППС ПОСТРОЕНИЕ РЕЙТИНГА Соросовские профессора и доценты (фонд Дж. Сороса): успешность научных исследований, результаты которых цитируются мировым научным сообществом в научных периодических изданиях; оценка их педагогических качеств студентами. Опыт вузов: ученая степень, должность, звание, различного рода публикации и ссылки в отечественных и зарубежных источниках степень доверия вуза к преподавателям, читающим курсы популярность преподавателя в вузе

Две группы показателей международных рейтингов вузов участие в научно- исследовательской работе участие в научно- исследовательской работе привлекательность вуза для студента привлекательность вуза для студента

Англоязычные страны Путь: Стаж, опыт. Исследовательская компетентность (количество и качество публикаций, монография в среднем 1 в 3 года). Стажировки (1раз в 5 лет предоставляется свободный год, причем о месте, времени и финансировании стажировки преподаватель беспокоится сам, все это предоставлено личной инициативе), а также отзывы. Финансовая поддержка проектов и результаты их внедрения. Подготовленные студенты и докторанты.

США Созданы условия для максимально дифференцированного учета заслуг каждого Adjunct (буквально - «примкнувший») Ассоциированный профессор (associate professor) Приглашенный профессор (visiting professor) Штатный профессор (tenure professor) Почетный профессор (professor emeritus) Профессор-исследователь (research professor) Университетский профессор (university professor)

Выявление квалификации ППС КОНКУРСНЫЙ ОТБОР Требования к занимаемым должностям: обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; соблюдать устав высшего учебного заведения; формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; систематически заниматься повышением своей квалификации.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ профессиональные роли преподавателя вуза: межличностные, информационные, функциональные (Минцберг) Тьютор (ассистент по предмету) Консультант (помощь в процессе обучения) Модератор (выявление скрытых возможностей студента) Фасилитатор (содействующий) Ментор (наставник, помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой) Мотиватор (направляет деятельность студента на успех) Тренер (обеспечивает деятельность по инструкции и рекомендациям, контролирует результаты) Советник (заключает контракт со студентом на период обучения)

Преподаватель-модератор – наставник в процессе овладения участниками способами групповой работы. Функция модератора помочь обучаемому «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Преподаватель-фасилитатор (содействующий) руководствуется основной ценностью - интересами развития личности студента и не ставит себе жесткие конкретные цели.

Преподаватель-ментор оказывает помощь студентам-протеже при выполнении самостоятельных заданий, вводит их в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой. Особенно актуальной становится позиция наставника – ментора в условиях глобальной информатизации образования, использования современных электронных образовательных программ.

Тренер - служит источником информации, организует самостоятельную работу студентов с использованием четких инструкций и рекомендаций, контролирует результаты.

НОВЫЕ ДОЛЖНОСТИ И НОВЫЕ РОЛИ ППС проектировщик образовательных программ куратор образовательных программ специалист по работе с иностранными студентами тьютор академический консультант

Академическое консультирование Целенаправленное взаимодействие академического консультанта и студентов, ориентированное на оказание содействия студентам в разрешении проблем, возникающих в процессе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута, исходя из их жизненных и профессиональных планов

Цель академического консультирования студентов: содействие разрешению проблем студента в процессе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута

Кто может быть академическим консультантом сотрудники факультета, студенты - старшекурсники, профессиональные академические консультанты, службы академического консультирования.

Функции академического консультанта и тьютора Консультирование по вопросам использования образовательной среды университета в плане профессионального развития и деятельности по самообразованию; Рекомендации по ориентации образовательной деятельности на индивидуальное развитие обучающихся в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования Ориентация студентов в содержании предметной области, включенном в сферу индивидуальных интересов студентов; Контроль выполнения студентом учебных заданий; Проверка письменных работ; Консультационные работы (по предмету)

Функции академического консультанта и тьютора Консультирование по нормативно- регламентирующему обеспечению образовательного процесса. Работа с малыми группами студентов, выполняющих определенные задания; Систематизация, классификация информационной базы опыта предметной области и рекомендации студентам по ее использованию.

Функции деятельности академического консультанта функция содействия образованию студентов функция проектирования (ИОМ) функция управления (команда) функции рефлексии и самообразования

Выполняя эти функции, академический консультант может выступать в роли фасилитатора, советчика, учителя- наставника (ментора), направляющего агента и адвоката

Основные элементы академического консультирования (T. O`Banion) исследование (изучение) жизненных планов; исследование (изучение) профессиональных планов; выбор программы; выбор курса; календарное планирование курса

Поле ответственности академического консультанта: Обсуждение и уточнение жизненных и профессиональных планов студентов; Выявление желаний, потребностей, возможностей студента; Сопровождение проектирования индивидуального образовательного маршрута; Способствование разрешению проблем, возникающих в процессе обучения в университете;

Поле ответственности академического консультанта: Консультирование студентов об особенностях университетской жизни (политике университета, правилах нахождения в нем, особенностях организации образовательного процесса в университете, правах и обязанностях студентов, об университетских службах и т.д.); Осуществление обратной связи (отслеживание посещения, обсуждение продвижений студентов, анализ возникших проблем); Защита интересов студентов (поддержка при появлении проблем, сопровождение при их решении и представление интересов студента в университете и др.)

Характерные особенности академического консультирования Содействие личностному и профессиональному развитию студентов посредством осуществления выбора и разрешения проблем (противоречий/ трудностей) в процессе обучения в университете, проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута; Реализация ведущих принципов: приоритета гуманистических ценностей (уважения, доверия, понимания), добровольности, гибкости, индивидуальности, актуализации субъектной позиции студента университета, инициации субъект-субъектных отношений, кооперации;

Характерные особенности академического консультирования Опора на внутренний потенциал студента; Понимание студента как субъекта, несущего ответственность за свое образование в университете; Студент и академический консультант выступают в качестве равноправных партнеров в процессе проектирования и реализации образовательного маршрута; Ответственность за принятие решения ложится на плечи студента.

Направления АК, способствующие построению и реализации ИОМ Адаптация в университете Самоорганизация в образовательном процессе Самостоятельная работа в образовательном процессе университета Выбор в образовательном процессе университета (ИОМ)

Формы академического консультирования: Консультирование Модерация Тренинг Коучинг

Средства академического консультирования Личный контакт Электронная почта Форум Телефон Чат

Консультирование в Интернете Индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат или прямой контакт, если это необходимо). Консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб по проблеме») проводится по определенной проблеме в форме чата для минигрупп (проходит в режиме реального времени) или форума Тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в Интернете (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков) и опирающиеся на возможности современных компьютерных технологий.

модель академического консультирования.doc модель академического консультирования.doc

Модели организации академического консультирования (межд.опыт) Факультетская модель Дополнительная модель Расщепленная модель Дуальная модель Модель, нацеленная на полный охват студентов Вспомогательная модель Модель, не требующая вспомогательных элементов

Этапы академического консультирования Диагностический (выявление и фиксация факта, сигнала проблемности, затруднения) Поисковый (Поиск причин возникновения трудности) Договорный (Проектирование действий) Деятельностный (Осуществление студентом намеченного пошагового плана) Рефлексивный (Совместное со студентом обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности)

Академический консультант должен: Быть в курсе инфраструктуры университета, его служб, особенностей организации учебного процесса Знать, как личные проблемы студента могут повлиять на его академические достижения Отслеживать достижения студентов в процессе обучения Соглашаться с отведенной ролью Знать, где заканчиваются его обязанности, чтобы вовремя направить студента в другую службу, с целью качественного оказания помощи студентам, Относиться с пониманием к трудностям в обучении и личным проблемам студента

НАД ЧЕМ ПРЕДСТОИТ РАБОТАТЬ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ? ОСОЗНАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА СОЗДАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВУЗА, СОГЛАСОВАННОЙ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

«Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Чарльз Дарвин