Проектная деятельность учащихся (материалы к педагогическому совету)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий…
Advertisements

Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Асбестовского городского округа.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся Постоева Е.С.канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой ПиП КИНПО (ПКиПП) СОО.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным,
Клочковская средняя общеобразовательная школа Автор: Рожкова Н.А.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
Метод проектов в обучении. МБОУ « Просторская СОШ » Кваркенский район Оренбургская область Туленкова Н. В.- заместитель директора по учебной работе 2012.
Метод проектов Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; Развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских,
Организация проектной деятельности. «Анатомия» учебного проекта Требования к учебному проекту: 1) наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской,
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Новые формы обучения Цели: Формирование самостоятельности учащихся в обучении Формирование самостоятельности учащихся в обучении Развитие общеучебных умений.
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - педагогическая технология нового образования.
Транксрипт:

Проектная деятельность учащихся (материалы к педагогическому совету)

Метод проектов является одной из технологий личностно- ориентированного обучения.

Сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Проект – это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.

Проект - это исследование конкретной проблемы, её практическая или теоретическая реализация.

Под учебным проектом понимается совместная обоснованная, спланированная и осознанная деятельность обучаемых- партнеров, которая организована на основе коммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у обучающихся. В результате своей творческой практической деятельности обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Обязательные компоненты проекта - формулирование цели (что и почему надо сделать), - разработка или выбор путей выполнения проекта, - работа над проектом, - оформление результатов, - обсуждение результатов работы.

Классификация проектов По характеру результата: Информационный проект; Исследовательский проект; Обзорный проект; Проекты – инсценировки. По форме: Видеофильм; Рекламный ролик; Телепрограмма; Интервью с известными людьми; Журнальный репортаж; Рок – опера.

По профилю знаний: Монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно – урочную систему. Межпредметные проекты – по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время. По числу участников: Личностные; Парные; Групповые.

По уровню контактов: Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны; Международные. – Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами. По продолжительности: Краткосрочные – на нескольких уроках (3-6 уроков); Средней продолжительности месяца; Долгосрочные – до года.

Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначение источников информации, продуманных методов, результатов; Творческие – предполагают соответствующие творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся; Ролевые – игровые. – Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы; Информационные – требует от участников изначальной направленности на сбор информации о каком – либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории; Практико – ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начало результатом деятельности участников проекта. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Формы продуктов проектной деятельности Внешние продукты: Веб – сайт( предметный, тематический) Атлас Атрибуты несуществующего государства Бизнес - план Видеоклип Выставка Газета Действующая фирма Игра Журнал Костюм Макет Музыкальное произведение Праздник Спектакль Картина Анализ презентация Социологическийопрос Публикация Сценарий Справочник Чертеж Учебное пособие Оформление кабинета Урок Система школьного управления Виртуальный музей, путешествие

Внутренние продукты: Развитие способностей: Вербально - лингвистических; Логико – математических; Визуально – пространственных; Моторно – двигательных; Межличностных; Внутриличностных Музыкально – ритмических; Натуралистических.

Алгоритм работы над проектом 1.Формулировка учителем темы проекта. Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или несколько курсов в соответствии с программой своего учебного предмета. Например, «Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр» ( в рамках предмета «МХК», «ИЗО» и «история») Время проведения: при планировании проекта. 2.Выбор возрастной категории учащихся. Учитель выбирает определенную возрастную группу. Например, учеников начальной школы, средней, старшей, разновозрастную группу (8-11 классы) учащихся и т.п. Время проведения: при планировании проекта. 3.Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы на которые нельзя ответить одним предложением. Проанализировать шедевры русского искусства, (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиции эстетической актуальности и духовно – нравственных ценностей художественных образов. Учитель предлагает круг вопросов на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту. Время проведения: при планировании проекта.

4.Формулировка дидактических целей проекта Формулирует учитель. Например: « Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решений», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде». Время проведения: при планировании проекта. 5. Формулировка методических задач Формулирует учитель. Например: «Освоить представление о символизме – одним из наиболее крупных художественных и философских течений «серебряного века» ; «Освоить понятие экспрессионизм» (МХК); «Научиться анализировать произведения живописи»(ИЗОи история); «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно» (Русский язык, литература). Время проведения: при планировании проекта.

6.Формулировка проблем (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, «Почему амаранский период в Древнем Египте просуществовал недолго?», «Что было найдено в египетских пирамидах в 20 веке?», «Сколько пирамид существует в Египте на сегодняшний день?» и т.д. Рекомендуется провести «мозговой штурм», использовать метод наводящих вопросов. Время проведения: 1-й урок. 7.Выдвижение гипотез решения проблем. Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования: «Почему в римском полисе при основании Рима гражданами считались только коренные жители –патриции?». Гипотезой могут служить следующие размышления: «Они составили высший господствующий класс в Римском государстве и стали существовать обособленно, не вступая в браки с переселенцами. Им одним принадлежала общественная земля. И только они занимали государственные должности и т. д.» Время проведения: 1-й урок.

8.Определение творческого названия проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, для учащихся 11 классов - «Театр и киноискусство 20 в.: культурная дополняемость»; 7 класс – «Земное и вечное в произведениях художественной культуры 18 века»; 6 класс – «Мифология и религия в культуре Древней Греции». Например, ребята начальной школы создают в рамках проекта «Книгу Гиннесса»своих спортивных успехов и достижений домашних животных, проект можно назвать «Мы восхищаемся» и др. 9.Формирование групп для проведения исследований и определений формы представления результатов. Учащиеся делятся на мини – группы по 4-6 человек, определяющих для себя «цепочки вопросов и ответов», которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб – сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

10.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики обдумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования. 11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в интернете или мультимедийной энциклопедии: например, книги(какие?), интервью(с кем?), опросы (кого?), веб – сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты(где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

12.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее. 13. Самостоятельная работа групп. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. 14. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. Форма презентации может быть любая, например, доклад с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб – сайта с результатами исследований, проведение урока, виртуальной экскурсии и т.д. Цель: мотивировать учащихся, систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.

15.Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на предъявление полученных результатов дается определённое время. Далее – ответы на вопросы всех присутствующих участников проекта – учителей и учеников. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания. 16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого – это фундамент для новых исследований по темам проекта.

Визитная карточка проекта Автор проекта Фамилия, имя, отчество автора Регион, в котором находится школа Номер школы Какова тема вашего учебного проекта? Какие дидактические цели преследует ваш проект?

Какие компетентности формируют наш проект? В сфере самостоятельной деятельности. Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации В сфере гражданско – общественной деятельности. В сфере социально – трудовой деятельности. В бытовой сфере. В сфере культурно – досуговой деятельности. Какие методические задачи вы ставите в своем проекте? Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы вы ставите перед учащимися? Каким может быть творческое название вашего учебного проекта?

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в вашем учебном проекте? Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? Предметные области (отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект) Русский языкХимияЛитература Материальные технологииФизическая географияМузыка Иностранный языкИсторияИнформационные технологии МатематикаФизическая культураОБЖ ОбществознаниеКраеведениеИзобразительное искусство БиологияМХКОкружающий мир ФизикаЭкономическая географияАстрономия

Возраст учащихся (выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта) Начальная школа Старшая школа Средняя школа Разновозрастная Оформление результатов проекта Журнал Веб - сайт Видеоклип Презентация Информационный бюллетень, листовка Другое Напишите краткую аннотацию проекта Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

Возраст учащихся (выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта) Оформление результатов проекта Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

Программно – техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта Техническое оснащение (отметьте нужные пункты) Веб - камера CD - проигрыватель Видеокамера Компьютер(-ы) Принтер Видеомагнитофон Цифровая камера Сканер Проекционная система DVD -проигрыватель Телевизор Другое: картотека газетно – журнальных статей Доступ к интернету Видео-, конференц - оборудование

Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) СУБД/электронные таблицы Издательские программы Программы электронной почты Мультимедийные энциклопедии Текстовые процессоры Программы обработки изображений Веб - браузер Программы работы с мультимедиа Программы разработки веб - сайтов Другое Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники и другая учебно – методическая литература Другие принадлежности. Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте: бумага, ручки, блокноты, диски, флэшки

Интернет – ресурсы. Список веб – адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе Другое: кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т.д.) Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Оформление проекта Паспорт проектной работы Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда трижды. В начале – как методическая разработка проекта, которую руководитель группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом. Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), предоставляемой на защите проекта. Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения школьной медиатеки.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов ( в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообразные изменения и дополнения): На титульном листе Название проекта Руководитель проекта Консультант (-ы) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Возраст учащихся на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико – ориентированный, ролевой и т. д.) Заказчик проекта. Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах). Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопросов по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание). Предполагаемые продукты проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки Проектная папка (портфолио проекта – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите презентации проекта. Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет: Четко организовать работу каждого участника проектной группы; Стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом; Объективно оценить ход работы над завершенным проектом; Судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения; Сэкономить время для поиска информации при проведения в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проектов) входят: 1. Паспорт проекта 2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные. В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, формы выхода очередного этапа); 3.Промежуточные отчеты группы; 4.Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из интернета; 5.Результаты исследования и анализа; 6.Записи всех идей, гипотез и решений; 7.Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмов» и т.д.; 8.Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам и способов их преодоления; 9.Эскизы, чертежи, наброски продукта; 10.Материалы к презентации и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Защита проекта 1.Общие рекомендации: Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров; Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего; Следует употреблять только понятные термины; Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста; Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал; Постарайтесь предупредить возможные вопросы. 2.Техника подготовки: Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности; Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку; Заранее продумайте детали своего рабочего места; Приготовьте четкий и красочный и наглядный материал; Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3.Рекомендации выступающему: Начните свое выступление с приветствия; Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы; Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно); Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь; Старайтесь ответить на все вопросы.