Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Буквы Е – И в корнях с чередованием 5 класс. Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:
Advertisements

Правописание корней с чередующимися гласными е -и Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными е -и Выполнила: Максимова Н.Г.
"Толковые ребята"2 Правило Опорный конспект Стихотворный алгоритм Комментированное письмо Тест.
Чередование корней (-бер-/-бир-, -пер- /пир-, -дер/ -дир-, - тер/тир-,- -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, - стел-/-стил-, -блеет-/-блист-, -чет-/- чит-)
Буквы е-и в корнях с чередованием. Урок в 5 классе. Prezentacii.com.
БУКВА Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Карпова Наталия Александровна, учитель русского языка МОУ Жердевской ООШ 5 класс.
Буквы е - и в корнях с чередованием. -Из данных предложений выберите пары глаголов с чередованием гласных е-и в корне. -Из данных предложений выберите.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Правописание безударных гласных в корнях слов Чередующиеся гласные.
Корни с чередованием Материал для уроков в 5-6 классах.
Цели урока: Научиться распознавать корни с чередованием по лексическому значению; познакомиться с условиями выбора гласной И-Е; научиться грамотно писать.
Буквы Е и И в корнях с чередованием. Спишите, вставляя пропущенные буквы Выр…стить на окне, морские водор…сли, ул…жить вещи, имя прил…гательное,высказать.
Урок русского языка в 5 «А» классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская СОШ 2» Бочкова Татьяна Анатольевна.
Корни с чередующимися гласными Е/И Материалы для наблюдения и упражнения составлены Шершнёвым А.В.
Добрый день!!!. Берётся, собирались. Вытер, протирать. Запирает, отпереть.
Правописание корней с чередованием гласных Е - И.
БУКВЫ А – О В КОРНЕ –КАС– – –КОС– РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2 Урок 157. © ООО «Баласс», 2013.
РАСТ (РАЩ) –РОС (О- А) ЛАГ –ЛОЖ (О-А) Вырасти Подрастать Выращенный Сращение Ростовщик Разрослись Разберу Положение Располагать Предположение Излагать.
Урок русского языка 6 класс. И где бы ни был я далёко, В минуты грусти вижу я Любимые места родные – Всё это – Родина моя… Заварзина Н., 13 лет.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Транксрипт:

Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь: - объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; - находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.

Письмо по памяти Испокон века книга растит человека. (пословица)

Чередование звуков При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выбери книгу - выбирать книгу

Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : бер – бира, пер – пира, дер - дира, тер - тира, мер - мира, стел – стила, блест – блиста, жег –жига.

Наблюдение Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? Избирать – изберу Запирать – запер Отдирать – отдеру Вытирать – вытер Замирать – замер Расстилать - расстелю Блистать - блестеть Выжигать - выжечь

Корни с чередованием е-и бер – бира- блест – блиста- дер - дира- жег –жига- мер - мира - пер – пира- стел – стила- тер - тира-

В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: замерло (нет а), собираешь.

Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова: раз- за- при- на- у- по- рас- под- бер – бира пер – пира дер -дира тер -тира мер -мира стел – стила

Письмо с комментированием. Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.

– О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.

Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика: Е - И выб..ри книгу, выб..рать книгу, выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль, зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы.

Проверяем! Е И выбери (нет а) книгу выдеру (нет а) сорняки запереться (нет а) в комнате утереть нос (нет а) выбирать книгу выдирать сорняки запирать дом утирать слезы

Игра «Четвёртое лишнее» 1 в соб..рите тетради 2 в. выст..лать соломой зверь зам..рбл..снуть знаниями пробл..ски мыслизаст..лать постель расст..лается туманст..рать мел с доски

ПРОВЕРЯЕМ! Расстилается туман,блеснуть (нет а) знаниями

Соревнуемся! Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее трёх примеров: Безударные гласные в корне, проверя гласные непроверяе мые Чередующие ся … в корне... гласные е/и в корне помидор траваположить выбирать

Дома: правило стр. 245, упр. 654, придумайте 5 предложений с данными словосочетаниями.