Читаем драму А. Н. Островского « Гроза ». Все пьесы Островского, утверждал Гончаров, складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Advertisements

Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
ТЕМА СУДА В ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ЦЕЛИ УРОКА Выяснить, как решается тема суда в драме А. Островского «Гроза»; Выяснить, как решается тема суда.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
«Чудеса!.. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.» («Гроза», действие I, явл. 1) И.Левитан. Вечер. Золотой плёс.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
Тест по творчеству А.Н.Островского Литература 10 класс Учитель русского языка и литературы МОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
«Мир, в котором нет…» /по драме А.Н. Островского «Гроза»/
Презентация к уроку (литература, 10 класс) по теме: 1-й урок по драме А. Н. Островского "Гроза". 10 класс
ПЕРЕД ГРОЗОЙ, В ГРОЗУ И О «ГРОЗЕ» Мастерская построения знаний и творческого письма (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823–1886) русский драматург.
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
Транксрипт:

Читаем драму А. Н. Островского « Гроза »

Все пьесы Островского, утверждал Гончаров, складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города Москвы [или любого другого города], а жизнь великороссийского государства. В «Грозе образ тысячелетней, исторической России нашел наиболее концентрированное выражение. Все пьесы Островского, утверждал Гончаров, складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города Москвы [или любого другого города], а жизнь великороссийского государства. В «Грозе образ тысячелетней, исторической России нашел наиболее концентрированное выражение.

В драматургическом произведении средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия и диалог. Действие в драме движет драматургический конфликт – острое с с с столкновение героев. Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере развития и разрешения драматургического конфликта. Островский создает новую драму, в которой постепенно разрушается принцип трех единств. В «Грозе» отчасти сохраняется единство места (все происходит в одном городе), нарушено единство времени (между третьим и четвертым действием проходит десять дней), но самому принципиальному преобразованию подвергается единство действия.

Конфликтные отношения Катерины и Кабановой намечаются лишь в пятом явлении первого действия, завязка любовной драмы сдвинута в конец второго действия (Катерина получает ключ и решается на свидание), параллельно развивается еще одна любовная история (Кудряш Варвара), а некоторые персонажи (Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня), кажется, вообще не имеют к фабуле никакого отношения. Конфликтные отношения Катерины и Кабановой намечаются лишь в пятом явлении первого действия, завязка любовной драмы сдвинута в конец второго действия (Катерина получает ключ и решается на свидание), параллельно развивается еще одна любовная история (Кудряш Варвара), а некоторые персонажи (Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня), кажется, вообще не имеют к фабуле никакого отношения. Добролюбов придумал для пьес Островского особое жанровое определение "пьес жизни«: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни». Добролюбов придумал для пьес Островского особое жанровое определение "пьес жизни«: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни». Быт и нравы города Калинова в «Грозе» являются не менее важными героями, чем Катерина или Кабаниха. Для более полного и детального изображения этого быта Островскому и понадобились многие ненужные для фабулы персонажи. Быт и нравы города Калинова в «Грозе» являются не менее важными героями, чем Катерина или Кабаниха. Для более полного и детального изображения этого быта Островскому и понадобились многие ненужные для фабулы персонажи.

Остановимся на ключевых явлениях в развитии основного конфликта «Грозы» - конфликта Катерины с «темным царством» - и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев. Остановимся на ключевых явлениях в развитии основного конфликта «Грозы» - конфликта Катерины с «темным царством» - и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев.

Какие характеристики дают герои Дикому, Кабановой? Какие характеристики дают герои Дикому, Кабановой? Савел Прокофьевич Дикой Марфа Игнатьевна Кабанова Действие I, 1 4 явления.

Почему Кулигин называет нравы города Калинова жестокими? Почему Кулигин называет нравы города Калинова жестокими? Действие I, 1 4 явления. 1 4 явления.

1. Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении? 2. За что Кабанова «точит как ржа железо» невестку и сына? Чем она обеспокоена? Действие I, 5 явление.

1. Какие желания, чувства борются в душе Катерины (явл. 7)? 2. Что означает реплика Варвары: Я хуже тебя!» (явл. 7)?

Найдите ключевые цитаты, отражающие жизненную позицию Катерины и Варвары? Найдите ключевые цитаты, отражающие жизненную позицию Катерины и Варвары? Почему Катерина чужая в доме Кабановых? Почему Катерина чужая в доме Кабановых? П.А. Стрепетова Действие 2, явление 2.

«Сцена прощания мужа с женой». «Сцена прощания мужа с женой». Какие чувства испытывает Катерина во время наставлений мужа? Какие чувства испытывает Катерина во время наставлений мужа? Действие 2, Действие 2, Явления 34. Явления 34.

Явление 4 яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!» Явление 4 яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!» Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины, опираясь на ремарки. Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины, опираясь на ремарки. Действие2, явление 4.

Сцена с ключом (явл. 9 10) ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее главах величайший грех. Сцена с ключом (явл. 9 10) ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее главах величайший грех. Выпишите ремарки, Выпишите ремарки, Дайте к ним пояснения. Дайте к ним пояснения. П.А. Стрепетова в роли Катерины

Решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать». Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать». Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть... что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его...» Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть... что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его...»

Действие 3, сцена 1, явление 1. Действие 3, сцена 1, явление 1. Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах»? Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах»? Какова реакция Кабанихи? Какова реакция Кабанихи?

Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло. Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло. В драме неслучайно уделено так много места Феклуше. Без Феклуши обстановка калиновской жизни была бы неполной. Странница, как и Кабаниха, - хранительница преданий этого мира. Но она дополняет бытовые представления калиновцев географией, историей и философией. В драме неслучайно уделено так много места Феклуше. Без Феклуши обстановка калиновской жизни была бы неполной. Странница, как и Кабаниха, - хранительница преданий этого мира. Но она дополняет бытовые представления калиновцев географией, историей и философией.

Характеристики нового «короткого» времени, данные Кулигиным и Феклушей, кажется, почти совпадают. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Характеристики нового «короткого» времени, данные Кулигиным и Феклушей, кажется, почти совпадают. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» «Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые». «Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые». Но на самом деле в позициях этих персонажей есть принципиальная разница. Но на самом деле в позициях этих персонажей есть принципиальная разница. Кулигин осуждает нравы в «нашем городе» и хочет внести в него свет прогресса из большого мира: солнечные часы, прогулки на бульваре, «милость к падшим» (именно он советует Тихону простить жену). Кулигин осуждает нравы в «нашем городе» и хочет внести в него свет прогресса из большого мира: солнечные часы, прогулки на бульваре, «милость к падшим» (именно он советует Тихону простить жену). Кулигин

Феклуша, наоборот, осуждает большой мир и хочет спрятаться от него в благословенном калиновском Эдеме, который кажется ей воплощением всех добродетелей, потерянных в остальном мире. Феклуша, наоборот, осуждает большой мир и хочет спрятаться от него в благословенном калиновском Эдеме, который кажется ей воплощением всех добродетелей, потерянных в остальном мире. «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» (д. 1,явл. 3). «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» (д. 1,явл. 3). «Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка...» (д. 3, явл. 1). «Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка...» (д. 3, явл. 1). Так возникают две противоположные точки зрения на мир Калинова. Так возникают две противоположные точки зрения на мир Калинова. Кулигин видит Калинов как «темное царство», где враждуют, мучают, истязают ближних. Феклуша как благословенный райский город, в котором царствуют благолепие и тишина. Кулигин видит Калинов как «темное царство», где враждуют, мучают, истязают ближних. Феклуша как благословенный райский город, в котором царствуют благолепие и тишина.

Действие 3, сцена 2, явление 3. Это зеркальное повторение Действие 3, сцена 2, явление 3. Это зеркальное повторение диалога Катерины и Тихона (Д. 2, явл. 4). диалога Катерины и Тихона (Д. 2, явл. 4). Выпишите ремарки, поясните их. Выпишите ремарки, поясните их. Способен ли Борис ли понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение? Способен ли Борис ли понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение?

Покаяние Катерины ( Действие 4, 6 явл.) кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта. Покаяние Катерины ( Действие 4, 6 явл.) кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта. Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно? Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно?

Каковы причины гибели Катерины? Действие 5, явления 3 – 4.

Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами. Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами. Часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия едва ли не главная тема «Грозы». Часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия едва ли не главная тема «Грозы». «Полно, об ней и плакать-то грех!» усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал. «Полно, об ней и плакать-то грех!» усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Согласны ли вы с этой трактовкой образа Катерины?